ТАСС-ДОСЬЕ. 13 августа в Москве состоятся переговоры президентов РФ и Государства Палестина Владимира Путина и Махмуда Аббаса. По словам посла Палестины в РФ Абделя Хафиза Нофаля, главы государств будут обсуждать палестино-израильский конфликт, ситуацию в Газе,"будут говорить о роли России, что можно сделать".
ТАСС подготовил материал о дипломатических усилиях СССР и РФ по решению арабо-израильского конфликта.
Роль СССР в ближневосточном урегулировании
В 1947 году СССР поддержал резолюцию 181 Генеральной Ассамблеи ООН о прекращении действия британского мандата на управление Палестиной и о создании на ее территории двух независимых государств - арабского (Палестина) и еврейского (Израиль). Советский Союз первым из государств де-юре признал Израиль и поддерживал его в ходе первого арабо-израильского конфликта (1948-1949). Однако в 1950-х из-за ориентации израильской внешней политики на западные страны СССР перешел к поддержке арабской стороны, где во властных структурах в то время преобладали социалистические силы. Во время второй арабо-израильской войны 1956 года, когда Израиль при поддержке Великобритании и Франции начал военные действия в связи с национализацией Египтом Суэцкого канала, СССР выступил на стороне Каира. Советское правительство обратилось к Великобритании, Франции и Израилю с ультиматумом немедленно прекратить военные действия - спустя 22 часа они были завершены.
Во время Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года, когда израильская армия нанесла поражение объединенной армии Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира, Советский Союз заявил, что примет в отношении Израиля "санкции со всеми вытекающими отсюда последствиями" и разорвал с ним дипотношения(восстановлены только в 1991 году). В ходе той войны Израиль захватил у Иордании Западный берег реки Иордан с Восточным Иерусалимом, а у Египта - сектор Газа, отошедшие им после первой арабо-израильской войны. Также под контроль израильтян попали египетский Синайский полуостров и сирийские Голанские высоты. В ноябре 1967 года Советский Союз голосовал за принятие резолюции 242, требующей вывода израильских вооруженных сил с оккупированных во время конфликта территорий. В последующие годы Москва направляла в Египет и Сирию оружие и военных советников (общий объем советской военной помощи Египту в 1956-1973 годах составил почти $3 млрд; Сирии в 1956-1991 годах - $26 млрд).
К концу 1960-х на региональной арене появилась военно-политическая сила, противостоящая Израилю и отстаивающая интересы палестинцев, - Организация освобождения Палестины (ООП), которую возглавил Ясир Арафат. Созданная в 1964 году в Каире на встрече Лиги арабских государств ООП определила своей целью "освобождение Палестины", а способом выполнения задачи - вооруженную борьбу. В феврале 1970 года состоялся первый официальный контакт СССР и ООП (в Москву приезжала делегация во главе с Арафатом). В 1974 году ООП заявила о готовности к поэтапному урегулированию конфликта с Израилем, что стало первым шагом на пути к переговорам с Тель-Авивом. СССР поддержал решение палестинцев и выразил готовность отстаивать их право на самоопределение. Советской стороной был предложен план по урегулированию ближневосточной проблемы, предусматривавший в том числе полный вывод израильских войск со всех оккупированных с 1967 года территорий, а также признание прав арабского народа Палестины на создание независимого государства. В 1974 году в Москве было открыто представительство ООП, в 1981 году ему был придан официальный дипломатический статус. СССР оказывал палестинцам военную и финансовую помощь.
В конце 1980-х влияние Москвы на Ближнем Востоке стало уменьшаться в связи с курсом нового лидера СССР Михаила Горбачева (1985-1991) на прекращение конфронтации с западным миром. Несмотря на это, при советском посредничестве в 1991 году была проведена Мадридская мирная конференция, где впервые встретились израильская и палестинская делегации. Конкретных результатов переговоры не принесли, однако в ходе консультаций все стороны согласились с принципом "территории в обмен на мир".
Роль РФ в палестино-израильском урегулировании в 1990-2000-х
В первой половине 1990-х в связи с тяжелым социально-экономическим положением в России Москва практически не принимала участия в ближневосточном урегулировании. С назначением Евгения Примакова на пост министра иностранных дел (1996-1998) посреднические усилия России активизировались. В январе 1997 года Россия и США сумели убедить правительство Биньямина Нетаньяху заключить с ООП соглашения по г. Хеврону (на Западном берегу реки Иордан, захвачен израильтянами в ходе войны 1967 года; для иудеев второй по святости город после Иерусалима), в результате которого тот перешел под контроль Палестинской национальной администрации (создана в 1994 году).
При президенте Владимире Путине Россия постепенно вернула себе роль активного игрока в урегулировании ближневосточного конфликта. В конце 2001 года Россия и Евросоюз выступили инициаторами создания "квартета" международных посредников (Россия, США, ЕС, ООН). В 2002 году Москва поддержала резолюцию СБ ООН 1397, подтверждающую необходимость создания палестинского государства в безопасных и признанных границах, а также Арабскую мирную инициативу, направленную на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при условии ухода Израиля с оккупированных территорий и признания им Государства Палестина. В 2003 году по инициативе России была принята резолюция СБ ООН 1515. Документ поддержал разработанную "квартетом" дорожную карту, содержащую отказ сторон от насилия, курс на продолжение переговоров и окончательное определение статуса Палестины.
В 2004 году Москва позитивно оценила одобрение Кнессетом плана одностороннего выхода Израиля из сектора Газа, отметив, что "действия Израиля должны вписываться в разработанную "четверкой" посредников дорожную карту. Выход из сектора Газа всех еврейских поселенцев и израильских солдат в 2005 году РФ назвала "важным шагом в направлении прекращения оккупации".
В настоящее время
Палестино-израильская проблема остается до сих пор не разрешенной.
Российская сторона опирается на основополагающие резолюции СБ ООН, Арабскую мирную инициативу от 2002 года, дорожную карту от 2003 года и выступает за предусмотренное этими документами создание независимого палестинского государства, "сосуществующего в мире и безопасности" с Израилем в границах 1967 года. По вопросу Иерусалима РФ сохраняет приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы Палестины и Западного Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль. В декабре 2017 года в связи с заявлением президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим Россия выразила обеспокоенность и подчеркнула, что это может осложнить палестино-израильские отношения.
Обнародованный в январе 2020 года Дональдом Трампом план, предлагавший узаконить еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и считать Иерусалим "неделимой столицей" Израиля, глава МИД РФ Сергей Лавров назвал игнорирующим общепризнанную международно-правовую базу ближневосточного урегулирования. На подписание 15 сентября 2020 г. между Израилем, ОАЭ и Бахрейном "Авраамовых соглашений" (документы о нормализации отношений и установлении дипломатических связей) в МИД РФ заявили, что такой шаг будет позитивно расценен, если он не пойдет во вред палестино-израильскому урегулированию и поспособствует установлению мира на Ближнем Востоке.
Москва осуществляет контакты со всеми сторонами конфликта. В Россию регулярно приезжает глава Палестины Махмуд Аббас (2005 - по н. в.), с 2005 года он совершил 20 визитов. Периодически проводятся встречи официальных российских лиц с представителями палестинского исламистского движения ХАМАС (не признает права Израиля на существование). Это движение РФ рассматривает как "составную часть палестинского общества", в некоторых странах, в том числе в США, его считают террористическим. Так, в 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев встретился в Сирии с главой политбюро ХАМАС Халедом Машалем (занимал пост в 1996-2017 годах). В марте 2020 года в Москве состоялась встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с главой политбюро движения Исмаилом Ханией (2017-2024). ХАМАС расценивает Россию как посредника в межпалестинском и палестино-израильском урегулировании.
Россия также выступает за урегулирование внутрипалестинского конфликта - между ХАМАС и ФАТХ, ведущей политической силой в ООП. Результатом их борьбы в 2007 году стал раскол Палестины: сектор Газа отошел под контроль ХАМАС, Западный берег реки Иордан остался под управлением ФАТХ. Москва неоднократно представляла площадку для проведения межпалестинских встреч. Такие мероприятия с участием ведущих палестинских политических сил были проведены в мае 2011 года, январе 2017 года, феврале 2019 года, феврале - марте 2024 года.
Большое внимание Москва также придает сотрудничеству с израильской стороной. Премьер-министры Израиля Ариэль Шарон (2001-2006), Эхуд Ольмерт (2006-2009), Биньямин Нетаньяху (1996-1999, 2009-2021, 2022- н. в.) и Нафтали Беннет (2021-2022) в общей сложности посетили Россию 28 раз. В ходе визитов неизменно обсуждалось ближневосточное урегулирование.
Россия осудила атаку ХАМАС 7 октября 2023 года израильской территории, в ходе которой были убиты и взяты в заложники сотни израильтян. При этом РФ также отметила недопустимость обстрелов мирного населения израильской стороной и применения принципа "коллективной ответственности" в ходе израильской военной операции "Железные мечи" в Газе (продолжается в н. в., в ее ходе погибли порядка 40 тыс. палестинцев). 13 октября 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия может выступить посредником в урегулировании палестино-израильского конфликта в силу давних отношений с обеими странами.
Москва осудила убийство Израилем 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании и заявила, что этот шаг "крайне негативно отразится" на переговорном процессе по прекращению огня в секторе Газа.