7 сентября, 14:20

Что известно о Троицкой линии московского метро

Михаил Метцель/ ТАСС
На схемах ее обозначили изумрудным цветом и цифрой 16

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 сентября 2024 года президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин в День города по видеосвязи приняли участие в запуске первого участка новой Троицкой линии Московского метрополитена.

ТАСС подготовил материал о линии.

Основные сведения

Троицкая линия обозначается на схемах метро изумрудным цветом и цифрой 16. После завершения строительства второй очереди соединит Московское центральное кольцо (МЦК) с городом Троицком через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. От станции "Академическая" до "Новаторской" линия пройдет вдоль Ленинского проспекта, к югу-западу от станции "Корниловская" - в направлении Калужского шоссе. Юго-западной конечной станет станция "Троицк", противоположной конечной станет "ЗИЛ" в Даниловском районе, с пересадкой на одноименные станции МЦК и строящейся Бирюлёвской линии.

История

Проектирование Троицкой линии (до 2021 года носила проектное название Коммунарская) началось со включением в состав столицы в 2012 году части территории Московской области с городами Троицк, Московский и Щербинка, поселками Коммунарка, Роговское и другие. (так называемая Новая Москва). Первоначально планировалась хордовая линия с ответвлением, однако в ходе многочисленных уточнений проекта линия стала радиальной. Строительство станций и перегонных тоннелей первого пускового участка проходило в 2019-2024 годы. Проходка на линии выполняется с устройством параллельных однопутных тоннелей диаметром 6 м. Генеральный проектировщик и генподрядчик строительства - АО "Мосинжпроект".

21 июня 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск первых четырех станций Троицкой линии. Движение поездов с пассажирами началось 7 сентября 2024 года.

Характеристики, перспектива

Протяженность первого пускового участка первой очереди с четырьмя станциями "Новаторская", "Университет Дружбы Народов", "Генерала Тюленева" и "Тютчевская" составляет 8,3 км.

В 2024 году планируется завершить строительство участка от "Тютчевской" до "Новомосковской" (с промежуточными станциями "Корниловская" и "Коммунарка").

В 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию участка от "Новаторской" до станции "ЗИЛ" (промежуточные - "Вавиловская", "Академическая" и "Крымская").

Вторую очередь линии - от "Новомосковской" до станции "Троицк" (промежуточные - "Сосенки", "Летово", "Десна", "Кедровая" и "Ватутинки") - планируется открыть к 2030 году. Ожидается, что участок от "Сосенок" до "Десны" будет наземным.

Общая протяженность линии после открытия всех запланированных 17 станций будет составлять 43,4 км. Таким образом, она станет одной из самых протяженных линий столичного метрополитена - наряду с Большой кольцевой (57,5 км), Сокольнической (46,5 км) и Арбатско-Покровской (45,1 км).

Планируется, что Троицкая линия будет иметь две пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК) и четыре пересадки на другие линии метро. Ожидаемый ежедневный пассажиропоток после полного запуска - свыше 300 тыс. человек.

С открытия линия обслуживается восьмивагонными составами "Москва-2024" из электродепо "Замоскворецкое". В дальнейшем линию будут обслуживать электродепо "Столбово" (строится) и "Троицкое" (проектируется).

Рассматривается предложение о дальнейшем продлении Троицкой линии до станции "Нижегородская" и объединении ее с Некрасовской линией.

Станции первого пускового участка

Все станции построены по типовому проекту, разработанному "Мосинжпроектом".

  • "Новаторская". Станция расположена параллельно Ленинскому проспекту между его пересечениями с улицами Новаторов и Академика Пилюгина. Имеет переход на одноименную станцию Большой кольцевой линии (БКЛ), выходы на обе стороны Ленинского проспекта, к ул. Удальцова и ул. Новаторов. Построены два вестибюля. Дизайн станции решен в серо-оранжевых тонах, путевые стены оформлены в матричной технике алюминиевыми панелями разного формата, светильники расположены в углублениях кессонного потолка. Два ряда колонн и пол облицованы светло-серым гранитом.
  • "Университет Дружбы Народов" (проектное название - "Улица Академика Опарина"). Итоговое название получила в честь находящегося в шаговой доступности Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Станция расположена вдоль ул. Академика Опарина у пересечения с ул. Миклухо-Маклая, имеет два вестибюля. Выходы находятся по обе стороны ул. Академика Опарина и ведут к ул. Миклухо-Маклая. По задумке художников-оформителей, внешний облик станции должен напоминать о "молодости, легкости и весне", так как поблизости находятся крупные вузы. Общий дизайн выполнен с преобладанием серого цвета, салатовыми и голубыми акцентами. Над эскалаторами расположено мозаичное панно с изображением молодежи разных национальностей.
  • "Генерала Тюленева". Названа в честь советского военачальника Героя Советского Союза генерала армии Ивана Тюленева (1892-1978), который успешно проявил себя в битве за Кавказ 1942-1943 годов. Станция находится на пересечении улиц Тёплый Стан и Генерала Тюленева, имеет один вестибюль. Выходы ведут на обе стороны ул. Тюленева, в непосредственной близости расположен ландшафтный заказник "Теплый стан". Оформление станции выполнено с применением асимметричной композиции и динамических косых линий, в серо-оранжевых тонах. Над эскалаторами размещено панно с изображением Ивана Тюленева.
  • "Тютчевская" (проектное название - "Славянский мир"). Итоговое название получила в честь русского поэта и дипломата Федора Тютчева, отцу которого в XIX веке принадлежала находившаяся неподалеку усадьба Троицкое (сохранились остатки парка и Троицкая церковь). Станция находится на 42 км внешней стороны Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) в вблизи бывшего поселка завода Мосрентген, ныне входящего в состав района Коммунарка. Имеет один вестибюль, выходы к существующей и проектируемой застройке. Станция оформлена в серых тонах, на путевых стенах нанесены строки из произведений Федора Тютчева. Колонны декорированы триплексом, сквозь который видно трубы из нержавеющей стали. Вестибюль по задумке проектировщиков напоминает скалу, его фасады отделаны панелями из декоративного фибробетона, массивный козырек поддерживается колоннами.