ТАСС-ДОСЬЕ. 26 апреля 2017 г. в районе полигона Телемба в Республике Бурятия упал истребитель-перехватчик МиГ-31, выполнявший учебный полет. На борту находились два члена экипажа, оба они катапультировались и были эвакуированы, их жизни и здоровью ничего не угрожает.
МиГ-31 (по классификации НАТО - Foxhound) - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения, разработан в 1970-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне - АО "РСК "МиГ") под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.
Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 г., опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода им. Микояна Александр Федотов. Самолет принят на вооружение 6 мая 1981 г. Производился в 1975-1994 гг. на авиазаводе "Сокол" в Горьком (ныне Нижний Новгород), всего построено более 500 самолетов. В настоящее время находится на вооружении ВВС России и Казахстана. В начале 1990-х гг. к покупке самолета проявляли интерес Сирия, Ливия и Китай, однако контрактов заключено не было.
По состоянию на 2012 г. в ВВС России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80% парка нуждались в ремонте. В 2013 г. число боеспособных самолетов, по сообщению Александра Зелина, занимавшего должность главнокомандующего ВВС, составляло порядка 190 единиц.
Летно-технические характеристики
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями Д-30Ф-6 (разработан КБ "Авиадвигатель", Пермь) в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
- Длина самолета - 22,6 м;
- размах крыла - 20,6 м;
- высота 6,1 м;
- практический потолок - 20,6 тыс. м;
- взлетный вес - 41 т;
Самолет способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, боевой радиус составляет 720 км.
Вооружение
Вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм, различные модификации самолета могут оснащаться ракетами "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов (имеет восемь узлов подвески ракет), авиабомбами.
Модификации
Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 г., однако с 2011 г. на заводе "Сокол" началась модернизация данных самолетов до версии МиГ-31БМ. В 2013 г. первая пара модернизированных перехватчиков заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область).
На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно.
До 2020 г. ВВС России должны получить 60 самолетов МиГ-31БМ.