ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2024 года в Кандалакшском районе Мурманской области грузовой состав столкнулся с пассажирским поездом №11 Мурманск - Санкт-Петербург. С рельсов сошли четыре пассажирских вагона в хвостовой части поезда. Погиб один человек: по предварительным данным, женщина скончалась в машине скорой помощи.
ТАСС подготовил хронологию железнодорожных катастроф на территории РФ, вызванных столкновениями поездов.
3 марта 1992 года в районе разъезда Подсосенка Октябрьской железной дороги (близ города Нелидово, Тверская область) пассажирский поезд "Юрмала", следовавший из Риги в Москву, проехал на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с грузовым поездом. В результате лобового столкновения и последующего пожара погибли 43 человека, 108 получили ранения.
28 апреля 1994 года в 180 км юго-восточнее Уфы (Башкирия) на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов Белорецкого металлургического комбината. В результате погибли два человека. Крушение произошло из-за нарушения начальником станции правил эксплуатации железнодорожного транспорта - было допущено следование поезда на запрещающий сигнал светофора.
11 августа 1994 года на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги в 115 км к юго-востоку от Белгорода от товарного поезда, следовавшего из Украины, отцепились несколько порожних цистерн. В них врезался встречный электропоезд межграничного сообщения Валуйки - Купянск. В результате два передних вагона электрички опрокинулись. Погибли 20 человек, еще 31 человек был госпитализирован. Причиной ЧП стала техническая неисправность подвижной части одной из цистерн.
9 февраля 1995 года на перегоне Сухиничи - Живодовка (267-й километр участка Калуга - Брянск Московской железной дороги) пассажирский поезд Москва - Киев вынужденно остановился из-за неисправности электровоза. После остановки состав начал неконтролируемо двигаться назад по склону и столкнулся с локомотивом поезда Москва - Хмельницкий, который остановился позади. В результате погибли 4 пассажира последнего вагона состава Москва - Киев, еще 11 человек получили травмы.
20 июля 1995 года на Горьковской железной дороге в районе города Сергач (Нижегородская область) произошло лобовое столкновение двух поездов: почтово-товарного и грузового. В результате взорвались три цистерны со сжиженным газом, что вызвало сильный пожар. Погибли 6 человек, еще 20 получили ранения различной степени тяжести.
31 мая 1996 года на перегоне Литвиново - Тальменка Кемеровской железной дороги четыре вагона-цементовоза отцепились от состава и откатились под уклон, после чего в них врезался электропоезд. В результате погибли 17 человек, пострадали 44 человека. 4 июня того же года коллегия Министерства путей сообщения РФ на выездном заседании в Кемерове назвала причиной катастрофы "систему нарушений правил безопасности".
26 января 2000 года на Веребьинском обходе главного хода Октябрьской железной дороги (Маловишерский район Новгородской области) пассажирский поезд Невель - Санкт-Петербург столкнулся с грузовым поездом на скорости 109 км/ ч. В результате погиб помощник машиниста пассажирского состава, 15 человек получили ранения. По данным следствия, причиной крушения стала неисправность системы автоблокировки, из-за которой светофоры показывали ложные разрешающие сигналы.
9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги (Магдагачинский район Амурской области) произошло столкновение трех грузовых поездов. Сначала поезд №2126 из-за ошибки машиниста врезался в хвост поезда №3004, стоявшего на станции. Несколько вагонов сошли с рельсов и оказались на соседнем пути, с ними столкнулся встречный поезд №2805. В результате крушения погибли два человека - машинист и помощник машиниста поезда № 2805. По итогам следствия машинист поезда №2126 и его помощник были привлечены к уголовной ответственности, руководство депо и несколько других официальных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности или сняты со своих должностей.
11 августа 2011 года на перегоне Ерал - Симская Куйбышевской железной дороги (Челябинская область) грузовой поезд, потерявший управление из-за отказа тормозов, разогнался до 136 км/ч и столкнулся с хвостом другого грузового поезда. В результате с рельсов сошли два электровоза и больше 60 вагонов. Оба члена локомотивной бригады первого поезда погибли.
20 мая 2014 года на 69-м км перегона между станциями Бекасово-1 и Нара (Наро-Фоминск, Московская область) вагоны грузового поезда, следовавшего с Украины, сошли с рельсов и врезались в пассажирский поезд №341 Москва - Кишинев, следовавший в противоположном направлении. В результате погибли 6 человек, 51 пассажир получил травмы. Следствие установило, что сход товарных вагонов был вызван нарушением регламента внеплановых ремонтных работ на перегоне. 1 декабря 2015 года Наро-Фоминский городской суд признал бригадира Московско-Киевской дистанции пути Александра Соколова, начальника участка той же дистанции Алексея Виноградова и мастера дорожной бригады по промерам и осмотру пути Николая Ивченко виновными по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Соколов был приговорен к 4 годам 5 месяцам лишения свободы в колонии-поселении, Виноградов - к 4 годам 6 месяцам, Ивченко - к 4 годам и 4 месяцам. Все трое были освобождены по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне.
26 марта 2017 года в результате столкновения двух железнодорожных грузовых составов на территории Учалинского горно-обогатительного комбината в Башкирии погибли четыре человека и еще один пострадал. По данным следствия, авария произошла из-за нарушения правил безопасности.