ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2024 года близ аэропорта Актау (Казахстан) потерпел крушение пассажирский самолет Embraer 190 Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший рейс Баку - Грозный. По предварительной информации авиакомпании, причиной случившегося стало столкновение воздушного судна со стаей птиц. На борту самолета находились 62 пассажира и 5 членов экипажа. По данным МЧС Казахстана, выжили 28 человек. За время эксплуатации с самолетами Embraer E-Jet произошло две катастрофы.
24 августа 2010 года пассажирский самолет Embraer ERJ-190-100LR (регистрационный номер B-3130) китайской авиакомпании Henan Airlines потерпел крушение в района аэропорта города Ичунь (провинция Хэйлунцзян, Северо-Восточный Китай). Воздушное судно следовало в Ичунь регулярным рейсом из Харбина. На борту находились 96 человек - пять членов экипажа и 91 пассажир. Посадка проходила в условиях сильного тумана, самолет столкнулся с землей в 870 м от взлетно-посадочной полосы, развалился на части и загорелся. Жертвами катастрофы стали 44 пассажира, еще около 50 человек получили ранения. Причинами ЧП стали ошибки пилотирования.
29 ноября 2013 года пассажирский самолет Embraer ERJ-190AR (регистрационный номер C9-EMC) авиакомпании LAM Mozambique Airlines, следовавший рейсом TM470 по маршруту Мапуто (Мозамбик) - Луанда (Ангола), упал на территории национального парка Бвабвата (Намибия). В катастрофе погибли все находившиеся на борту - 28 пассажиров и шесть членов экипажа. По данным доклада Института гражданской авиации Мозамбика, который проводил официальное расследование происшествия, капитан воздушного судна Херминио душ Сантуш Фернандес имел "четкое намерение" привести полет к катастрофе. Согласно данным обнаруженных на месте ЧП черных ящиков, капитан дождался, когда второй пилот покинет кабину, запер за коллегой дверь и перенастроил автопилот на столкновение с землей.
Embraer E-Jet
Потерпевший катастрофу самолет относится к семейству узкофюзеляжных пассажирских лайнеров средней дальности Embraer E-Jet. Самолет был разработан в 1990-х годах бразильской компанией Embraer. В составе семейства - модификации региональных воздушных судов различной пассажировместимости. Базовой моделью является Embraer 170 (ERJ-170 или E170), первый полет которого состоялся 19 февраля 2002 года. Серийное производство началось в том же 2002 году. Первый коммерческий рейс E170 выполнил 17 марта 2004 года под флагом польской авиакомпании Lot по маршруту Варшава - Вена (Австрия).
Модификация E190 является удлиненной версией E170. Длина - 36,24 м, высота - 10,57 м, размах крыла - 28,72 м; пассажировместимость - 100-114 в одноклассовой компоновке салона, до 96 - в двухклассовой компоновке; крейсерская скорость - 829 км/ч; максимальная взлетная масса - 47 800 кг; дальность полета - 4 537 км.
По состоянию на 2020 год построено почти 1 700 самолетов семейства E-Jet, выпуск продолжается. С 2018 г. заказчикам осуществляются поставки модернизированных версий - E-Jet E2 (выпущено более 130 единиц).
С 2018 года велась подготовка к приобретению программы узкофюзеляжных самолетов Embraer американской авиакосмической корпорацией Boeing. Совместное предприятие получило название Boeing Brasil - Commercial. Однако в апреле 2020 года Boeing отказалась от сделки.
В России крупнейшим эксплуатантом Embraer E-Jet (в версии E170) является авиакомпания S7.