29 декабря 2024, 10:26

Хронология катастроф самолетов Boeing 737

AP Photo/ Ahn Young-joon
Boeing 737-800 южнокорейской авиакомпании Jeju Air 29 декабря 2024 года потерпел крушение в Муане

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 декабря 2024 года пассажирский самолет Boeing 737-800 южнокорейской авиакомпании Jeju Air, следовавший регулярным рейсом из Бангкока в Муан, потерпел крушение при посадке в аэропорту назначения. На борту находился 181 человек - 175 пассажиров и 6 членов экипажа. По предварительным данным, погибли не менее 120 человек. Два человека выжили.

ТАСС подготовил хронологию катастроф самолетов этого типа.

Всего за последние десять лет зафиксировано 13 таких авиапроисшествий.

19 марта 2016 года пассажирский самолет Boeing 737-800 эмиратской авиакомпании Flydubai (регистрационный номер A6-FDN), следовавший рейсом FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону, столкнулся с землей вблизи взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 62 человека - 55 пассажиров (в том числе 44 гражданина РФ) и 7 членов экипажа. Посадка проходила в условиях плохой видимости и сильных порывов ветра. Как установила комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), катастрофа произошла из-за неверной конфигурации и ошибок в пилотировании с последующей потерей командиром воздушного судна ситуационной осведомленности, что привело к утрате контроля за параметрами полета. Среди факторов, которые способствовали крушению, в МАК наиболее вероятными назвали турбулентность, стресс, психологические проблемы командира, несогласованность в действиях экипажа, а также недостаточность знаний и умений пилотов.

17 апреля 2018 года у пассажирского самолета Boeing 737-3H4 (регистрационный номер N772SW) американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который в результате возникшей декомпрессии салона затянуло одну из пассажирок. Другие пассажиры смогли удержать ее в салоне. После экстренной посадки самолета в Филадельфии пострадавшая женщина была госпитализирована, но от полученных ранений скончалась в больнице. Всего на борту воздушного судна находились 149 человек - 5 членов экипажа и 144 пассажира. Семь человек получили легкие травмы.

18 мая 2018 года Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air (регистрационный номер XA-UHZ), арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана - Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. На борту находились 113 человек - 107 пассажиров и 6 членов экипажа. На месте погибли 110 человек, 3 человека были госпитализированы, из них 2 скончались от полученных ранений 21 и 25 мая 2018 года. Общее число жертв составило 112 человек. В катастрофе выжила одна пассажирка - 19-летняя Майлен Диас Алмагер. Расследовавшая ЧП комиссия назвала причиной катастрофы человеческий фактор - ошибки экипажа в расчетах нагрузки и равновесия, что привело к потере управления и крушению самолета.

28 сентября 2018 года Boeing 737-800 (регистрационный номер P2-PXE) авиакомпании Air Niugini из Папуа - Новой Гвинеи выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа - Новая Гвинея). При совершении промежуточной посадки в аэропорту Чуук авиалайнер из-за допущенных экипажем ошибок пилотирования выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан. На борту находились 47 человек - 35 пассажиров и 12 членов экипажа. 46 человек удалось успешно эвакуировать, тело одного из пассажиров спасатели обнаружили 1 октября 2018 года. Самолет был списан из-за полученных повреждений.

29 октября 2018 года Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air (регистрационный номер PK-LQP), выполнявший внутренний рейс JT610 из Джакарты в Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после вылета. На борту находились 189 человек - 8 членов экипажа и 181 пассажир, все они погибли. Согласно данным расследования, к катастрофе привела активация автоматической вспомогательной системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System, "система улучшения характеристик маневренности"). Она получала некорректные данные датчика угла атаки и пыталась выровнять нос лайнера, чтобы избежать его вхождения в штопор. Пилоты же перед падением самолета около 20 раз пытались осуществить обратный маневр, противодействуя командам автоматики.

10 марта 2019 года Boeing 737 Max 8 (регистрационный номер ET-AVJ) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET 302 из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел крушение спустя шесть минут после вылета. Жертвами авиакатастрофы стали 157 человек: 149 пассажиров и 8 членов экипажа. Погибли граждане 35 государств, в том числе трое россиян - Сергей Вяликов, Екатерина и Александр Поляковы. К катастрофе привело включение вспомогательной системы MCAS, которая пыталась выровнять нос лайнера. Boeing признала ошибки при проектировании MCAS. С 13 марта 2019 года по 9 декабря 2020 года эксплуатация самолетов Boeing 737 Max приостанавливалась во всем мире для устранения проблем с MCAS.

8 января 2020 года вскоре после взлета из международного аэропорта Тегерана потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 737 "Международных авиалиний Украины" (регистрационный номер UR-PSR), следовавший в Киев. На борту воздушного судна находились 176 человек - 9 членов экипажа и 167 пассажиров (граждане Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, ФРГ и Великобритания). Все они погибли. 11 января 2020 года Тегеран признал, что самолет был сбит иранскими военными "вследствие непреднамеренной человеческой ошибки". В декабре 2020 года власти Ирана согласились выплатить семье каждой жертвы инцидента по $150 тыс. в качестве компенсации.

5 февраля 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер TC-IZK) турецкой авиакомпании Pegasus Airlines совершил жесткую посадку в стамбульском международном аэропорту им. Сабихи Гёкчен. Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и разрушился на три части. На борту находились 183 человека, включая 6 членов экипажа. Погибли 3 человека, 179 были госпитализированы.

7 августа 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер VT-AXH) авиакомпании Air India Express, следовавший из Дубая в Кожикоде, потерпел крушение в аэропорту назначения. Из-за сложных погодных условий авиалайнер дважды заходил на посадку, приземлялся во время ливня в условиях сильного попутного ветра. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, его корпус разломился на две части. Всего на борту находились 190 человек (184 пассажира и 6 членов экипажа), жертвами катастрофы стали 20 человек, более 100 были госпитализированы. Рейс выполнялся в рамках программы по возвращению граждан Индии из-за рубежа в период пандемии коронавируса. Согласно опубликованному отчету о расследовании катастрофы, наиболее вероятной причиной ЧП стало игнорирование командиром воздушного судна стандартных процедур ухода на второй круг.

9 января 2021 года Boeing 737-524 (регистрационный номер PK-CLC) индонезийской авиакомпании Sriwijaya Air упал в Яванское море близ Джакарты, в районе острова Лаки. Самолет выполнял внутренний рейс из Джакарты в Пантианак (провинция Западный Калимантан). На борту находились 62 человека - 50 пассажиров и 12 членов экипажа. Все они погибли. К катастрофе привела неисправность автомата тяги, вызвавшая крен самолета и потерю управляемости.

21 марта 2022 года Boeing 737-800 (регистрационный номер B-1791) авиакомпании China Eastern Airlines потерпел крушение на юге КНР. Авиалайнер, который следовал регулярным рейсом из Куньмина в Гуаньчжоу, разбился в горной местности в уезде Тэн. На борту находились 132 человека - 123 пассажира и 9 членов экипажа, все они погибли. Расследование причин катастрофы пока не завершено.

25 ноября 2024 года грузовой самолет Boeing 737-400 SF (регистрационный номер EC-MFE) испанской компании Swift Air, использовавшийся для перевозки грузов DHL и выполнявший рейс из Лейпцига (Германия) в Вильнюс, потерпел крушение при подлете к аэропорту назначения. Из находившихся на борту четырех человек один погиб, трое получили травмы. 20 декабря Минюст Литвы по результатам обработки данных черного ящика самолета сообщил, что "незаконного вмешательства в действия экипажа не было".