10 февраля, 19:55

История торговых войн США

Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп 10 февраля 2025 года объявил о намерении ввести в ближайшее время пошлины в размере 25% на поставки в США стали и алюминия

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 февраля 2025 г. президент США Дональд Трамп объявил о намерении ввести в ближайшее время пошлины в размере 25% на поставки в США стали и алюминия. Помимо этого, дополнительные пошлины могут быть распространены на поставки зарубежных компьютерных чипов, полупроводниковых компонентов и лекарственных препаратов. Также президент планирует ввести "взаимные пошлины", которые будут соответствовать тарифным ставкам, взимаемым каждой торгующей с США страной. Трамп, как и в свой первый президентский срок (2017-2021), проводит пересмотр торговой политики страны. 1 февраля он уже подписал указ о пошлинах в 25% в отношении Канады и Мексики и 10% против Китая. В результате переговоров с Оттавой и Мехико введение этих мер было отсрочено, в отношении КНР тарифы вступили в силу 4 февраля.

ТАСС подготовил материал о том, как США на протяжении своей истории вводили пошлины в отношении других стран.

Торговая война - это соперничество государств, при котором одна сторона стремится навязать другой свои условия торговли (для защиты собственных производителей). Методы, используемые в торговой войне, могут включать в себя тарифы, квоты или прямые запреты на импорт; субсидии и кредиты для экспорта в другую страну или в третьи страны, где оппонент является конкурентом.

Протекционизм в США

Первой крупной инициативой по сбору пошлин, после вступления в силу конституции Соединенных Штатов Америки в 1789 г., стал принятый в том же году Закон о тарифах, согласно которому все заходящие в американские порты иностранные суда платили пошлину в размере 5% от стоимости привозимого товара. Тогда же была учреждена Таможенная служба США, в 1790 г. появилась Служба досмотровых таможенных судов (предшественник Береговой охраны США). В первые десятилетия существования США до 90% доходов федерального правительства составляли таможенные сборы. Первый министр экономики США Александр Гамильтон был одним из главных сторонников протекционистской политики, утверждая, что спасти США может только введение монополии федерального центра на сбор пошлин и что только высокие тарифы помогут стране построить индустриальную экономику.

В период с 1792 г. до войны с Британией в 1812 г. средний уровень тарифов на импорт оставался на уровне 12,5%. В 1812 г. пошлины были удвоены до среднего уровня 25%, чтобы справиться с ростом государственных расходов из-за войны. Впоследствии круги, лоббирующие производство железа, хлопка и шерсти, настаивали на дальнейшем повышении ставок, в 1816 г. пошлины выросли в среднем до 35%, а в 1820 г. - до 40%. В середине XIX в. тарифы на импорт были снижены, но во время Гражданской войны 1861-1865 гг. выросли в среднем до 44%. До 1913 г. они продолжали оставаться на уровне 40%. Приток средств обеспечил развитие промышленности, и в 1871-1913 гг. среднегодовой рост ВНП составил 4,5%, вдвое превысив темпы роста ВНП Великобритании.

В 1913 г. произошло значительное снижение среднего тарифа до 25%. После Первой мировой войны пошлины снова были резко повышены в 1921 и 1922 гг., а затем вернулись на довоенный уровень. В конце 1920-х гг. крупнейшие торговые партнеры США ввели ответные меры. Попытка обуздать Великую депрессию очередным повышением пошлин в 1930 г. лишь усугубила ситуацию и обрушила американский экспорт и импорт на 70%. После пересмотра торговой политики США стали подписывать со странами двусторонние соглашения о взаимном снижении тарифов. В 1934-1945 гг. было заключено более 30 подобных документов.

Отказ от политики протекционизма во второй половине ХХ века

После Второй мировой войны в стране наблюдался промышленный рост, здесь производилось около трети всех промышленных товаров мира, из-за разорения Европы США имели практически неограниченный доступ к источникам сырья и рынкам сбыта для своих товаров. Вашингтон перешел к более свободной торговой политике, США стали членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (1947; в 1995 г. преобразовано во Всемирную торговую организацию, ВТО).

К середине 1960-х гг. международная конкуренция обострилась, превосходство США в мировой торговле закончилось. В 1970-е гг. разразился экономический кризис. В результате массовых сокращений производства и перевода предприятий в страны с более дешевой рабочей силой тяжелая промышленность США пришла в упадок, особый удар испытала сталелитейная отрасль. Но правительство отказывалось вводить тарифы, ограничиваясь договоренностями с основными партнерами (Япония и Западная Европа) о квотах на импорт.

"Стальная война" (2001-2003)

Пришедший в 2001 г. к власти Джордж Буш (мл.) резко критиковал предыдущие администрации за отсутствие эффективных мер по защите американских производителей. В марте 2002 г. Вашингтон ввел пошлины на ввоз стали в размере 8-30% (исключение было сделано для нескольких стран, в числе которых Канада и Мексика). Тогда Евросоюз, Япония, Китай, Бразилия, Южная Корея и еще ряд стран инициировали спор в ВТО, по итогам которого тарифы были признаны противоречащими правилам организации. В декабре 2003 г. они были отменены, но в то же время Вашингтон стал применять антидемпинговые пошлины (они не противоречат нормам ВТО) на ввозимую сталь. Тогда под них подпали 15% 11-миллиардного стального импорта США, в том числе из России.

Спор из-за субсидирования Boeing и Airbus (2004-2021)

В конце 1980-х гг. на фоне конкуренции американских авиастроительных компаний (крупнейшая из них - Boeing) с европейским консорциумом Airbus между США и европейскими странами усилились разногласия вокруг оказания государственной поддержки в создании гражданских самолетов. В 1992 г. стороны согласились, что государственная помощь при разработке новых программ лайнеров не должна превышать 33% общей стоимости проекта. Однако достигнутые договоренности не остановили взаимные претензии сторон. В октябре 2004 г. США инициировали процедуру разрешения конфликта в рамках ВТО, обвинив ЕС в оказании так называемой стартовой помощи в виде кредитов от правительств европейских стран на разработку самолетов Airbus. ЕС подал встречный иск, обвинив США в незаконной поддержке "Боинг" (освобождение от налогов, помощь в строительстве объектов инфраструктуры, косвенное финансирование через проекты НАСА и Министерства обороны США).

В 2019 г. орган разрешения споров ВТО пришел к выводу, что Airbus получал государственные дотации от европейских стран в значительно большем объеме, нежели Boeing, это дало США право на введение компенсирующих пошлин. Однако в 2020 г. аналогичное решение было принято в пользу ЕС. Фактически ВТО признала, что обе стороны нарушали международные нормы торговли в рамках этой организации, создавали преференции для своих авиапроизводителей.

В рамках разбирательства этого дела в 2019-2020 гг. Вашингтон ввел пошлины от 10% до 25% (в зависимости от номенклатуры) в отношении товаров из стран ЕС на общую сумму примерно $7,5 млрд, затронуты пошлинами оказались преимущественно товары из Франции, Германии, Испании и Великобритании. ЕС в 2020 г. ответил введением тарифов на сельскохозяйственные и промышленные товары из США на общую сумму €3,4 млрд (около $4 млрд) в год. В июне 2021 г. США и Евросоюз приняли решение приостановить на пять лет действие таможенных пошлин, введенных из-за этого спора, одного их самых затяжных и масштабных в истории ВТО.

Торговая война (2018-2022)

В марте 2018 г. администрация Дональда Трампа ввела пошлины на ввоз стали и алюминия - 25% и 10% соответственно, которые затронули целый ряд стран, в числе которых Китай и Россия. В июне они была распространены на страны Евросоюза, Канаду, Мексику, Австралию, Аргентину, Бразилию, а августе Вашингтон вдвое повысил размер пошлины на сталь и алюминий из Турции - до 50% и 20% соответственно.

В качестве ответной меры ЕС ввел торговые тарифы в 25% на импорт американских товаров на сумму €2,8 млрд (стальная и алюминиевая продукция, аграрные продукты и ряд других товаров). Правительство Турции увеличило размер пошлин на более 20 видов продукции, импортируемых из США. Канада подняла до 25% пошлину на американскую продукцию из металла и до 10% на другие товары на общую сумму $12,6 млрд.

В мае 2019 г. Вашингтон отменил пошлины в отношении Канады и Мексики и снизил тариф на турецкую сталь до 25% (турецкие власти в ответ приняли решение сократить вдвое ввозные пошлины на 22 вида импортируемых из США товаров), в конце того же года из-под действия пошлин была выведена Бразилия. Однако уже в феврале 2020 г. Вашингтон ввел дополнительные пошлины на производную продукцию из стали и алюминия (гвозди, скобы, электрические провода, детали и пр.) в 25% и 10% соответственно, при этом сделав исключение для некоторых стран, в том для Аргентины, Бразилии, Мексики.

В октябре 2021 г. при президенте Джо Байдене США достигли соглашения по пошлинам с ЕС и Великобританией. Стороны приостановили действия таможенных тарифов и взаимные разбирательства в ВТО. В июне 2022 г. США сняли тарифы на британскую сталь и алюминий, Лондон отменил пошлину на спиртные напитки, сельскохозяйственную продукцию и потребительские товары из США.

Торговая война с Китаем (2018-2024)

Обострение американо-китайских торговых противоречий пришлось на 2018-2019 гг., когда президент США Дональд Трамп обвинил Китай в использовании субсидий для снижения экспортных цен на свои товары и препятствовании импорту из США, а также в нарушении прав американских компаний в сфере интеллектуальной собственности. Он пообещал ужесточить торговую политику в отношении этой страны, являвшейся на тот момент главным экономическим партнером США, с целью выравнивая баланса в торговле с ней (в 2017 г. двусторонний товарооборот составлял $635 млрд, дисбаланс США - $375 млрд).

В марте 2018 г. Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин на ряд китайских товаров, затем были применены дополнительные тарифы (от 10% до 25% в зависимости от номенклатуры), и уже к лету 2019 г. они были распространены на товары стоимостью порядка $250 млрд. Власти Китая установили таможенные сборы на американские товары (5% и 10%) стоимостью $110 млрд, в 2019 г. увеличили пошлины на ряд товаров до 25%, в т. ч. на сжиженный природный газ.

Осенью 2019 г. стороны пошли на некоторые уступки в отношении друг друга. В январе 2020 г. Вашингтон и Пекин заключили торговое соглашение (первая фаза сделки; предполагавшаяся вторая не заключена). Китай обязался повысить объем закупок товаров и услуг у США (дополнительно приобрести в течение двух лет товаров на общую сумму $200 млрд) и снизить пошлины, США же отказались от дальнейшего повышения тарифов на китайские товары. При этом все действующие тарифы и пошлины остались в силе. В результате в 2020 г. дефицит США сократился до $332,5 млрд. В это же время США стали использовать систему разного вида ограничений для китайских IT-компаний (ZTE, Huawei, Sugon и др.).

Президент Джо Байден продолжил санкционную политику Трампа. США обвиняли Китай в том, что Пекином было закуплено лишь 60% от обещанного, а власти КНР в свою очередь обвиняли Штаты в подрыве международного торгового порядка. При Байдене санкционная политика США была сфокусирована на ограничении экспорта в Китай высоких технологий. В сентябре 2024 г. были введены повышенные тарифы на импорт из Китая электромобилей, солнечных и иных батарей, а также на сталь и алюминий. Китай в ответ ограничил экспорт галлия и германия и ввел санкции против ряда военно-промышленных компаний США.

Тарифная политика второго срока Дональда Трампа (2025-н.в.)

1 февраля 2025 г. президент США Дональд Трамп объявил о введении пошлин на товары из Канады, Китая и Мексики, обвинив эти страны в организации нелегальной миграции и поставках наркотиков. Пошлины для Китая составили 10%, для Канады и Мексики - 25%, на энергоносители из Канады - 10%. Меры должны были вступить в силу 4 февраля, но в отношении Канады и Мексики были приостановлены на 30 дней, так как эти страны согласились усилить охрану границ и активизировать борьбу с организованной преступностью. Китай в ответ на введение пошлин установил тариф в 10% на импорт нефти и сельскохозяйственной техники и 15% на уголь и сжиженный природный газ из США, а также подал иск в ВТО. 

Теги:
США
LiveInternet