5 марта, 14:03

Что известно о местном самоуправлении в РФ

Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти 5 марта

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 марта 2025 года Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти.

ТАСС подготовил материал о системе местного самоуправления в России и основных нормах нового законопроекта.

Местное самоуправление

Организация местного самоуправления (МСУ) в России регулируется Конституцией РФ и федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года.

Местное самоуправление - форма самоорганизации населения для самостоятельного решения через муниципальные и местные органы вопросов местного значения и управления муниципальной собственностью. К вопросам местного значения относятся составление бюджета муниципального образования, установление и отмена местных налогов и сборов, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения своих муниципальных округов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение граждан жилыми помещениями, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, торговли и др.

МСУ характеризуется наличием территории, закрепленной за муниципальным образованием, своих представительных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственностью и бюджетом. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

МСУ не входит в систему государственной власти РФ. До 2020 года местное самоуправление, согласно основному закону страны, было полностью отделено от органов госвласти. В соответствии с поправками, внесенными в российскую конституцию в 2020 году, органы государственной власти получили право участвовать в формировании органов местного самоуправления и назначении их должностных лиц.

В структуру МСУ входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования и др.

Глава муниципального образования (мэр или глава города, района, поселка и др.) - высшее должностное лицо. Он представляет муниципалитет в отношениях с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает нормативные правовые акты и др. Населенные пункты могут сами определять способ избрания своих руководителей - в ходе прямых выборов или депутатами местного законодательного органа из своего состава.

Глава муниципального образования, избранный на прямых выборах или из числа депутатов представительного органа, может одновременно исполнять полномочия председателя местного парламента или возглавлять администрацию. В феврале 2015 года в законодательство были внесены поправки, устанавливающие еще один способ избрания главы муниципального образования - депутатами местного парламента из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В этом случае избранный глава руководит местной администрацией.

Виды муниципальных образований

Действующий закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает восемь видов муниципальных образований: муниципальный район, городской округ, внутригородская территория (для городов федерального значения), городское или сельское поселение, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ.

В большинстве муниципальных образований используется т. н. двухуровневая организация местного самоуправления. когда одно муниципальное образование находится внутри другого, при этом все они имеют свои органы управления и отдельные бюджеты (например, городские и сельские поселения в составе муниципального района).

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2024 года в России насчитывалось 17 747 муниципальных образований (без учета Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей). Из них 1 346 - муниципальные районы, 399 - муниципальные округа, 579 - городские округа, 3 - городские округа с внутригородским делением, 19 - внутригородские районы, 267 - внутригородские территории (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе), 1 142 - городские и 13 992 - сельские поселения.

Отказ административных центров регионов от прямых выборов мэра

В настоящее время большинство административных центров и столиц российских регионов отказались от прямых выборов своих руководителей. Мэры избираются населением только в Абакане (Хакасия), Анадыре (Чукотский автономный округ), Хабаровске. До последнего времени в этот перечень входит также Якутск. 18 февраля 2025 года депутаты городской думы приняли законопроект, который устанавливает новый порядок избрания главы города - местными депутатами из числа кандидатов, представленных по результатам конкурса.

Новый законопроект о местном самоуправлении

16 декабря 2021 года в Государственную думу был внесен проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", подготовленный во исполнение положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направленный на совершенствование организации МСУ. Авторами законопроекта выступили председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Согласно первоначальной редакции документа, в России предлагалось установить одноуровневую систему организации самоуправления на местах и исключить случаи, когда одно муниципальное образование находится внутри другого. При этом виды муниципальных образований было предложено сократить до трех, оставив городской округ, муниципальный округ и внутригородскую территорию (внутригородское муниципальное образование) городов федерального значения. 25 января 2022 года Госдума в первом чтении приняла законопроект. Однако изменение системы организации МСУ вызвало множество противоречий среди представителей муниципального сообщества, в связи с чем дальнейшее рассмотрение законопроекта было отложено.

Во втором чтении документ был принят спустя три года - 26 февраля 2025 года.

Ко второму чтению в проект закона было предложено более 700 поправок. В феврале 2025 года депутаты Госдумы во главе со спикером палаты Вячеславом Володиным внесли поправку о возможности регионов самостоятельно определять систему местного самоуправления - одноуровневую или двухуровневую (с сельскими и городскими поселениями). Как и ранее, в документе предусматривается три модели местного самоуправления: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом в субъектах РФ, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, может сохраняться действующая двухуровневая система организации местного самоуправления, включающая сельские и городские поселения и муниципальные районы.

Кроме того, ко второму чтению были внесены поправки о трех видах муниципальных полномочий: неотъемлемые муниципальные полномочия, которые базируются на перечисленных в Конституции РФ, полномочия, которые осуществляет муниципалитет, но законом субъекта они могут передаваться региону, и полномочия, которые осуществляет регион, но законом субъекта они могут быть переданы муниципалитетам. Правила о перераспределении полномочий могут принимать субъекты РФ как в отношении всех муниципальных образований в данном регионе, так и в отношении отдельных муниципалитетов.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий - пять лет. Населенные пункты могут самостоятельно определять способ избрания своих руководителей. Как и в действующем законе о МСУ, руководитель муниципалитета может быть избран либо на прямых выборах населением, либо депутатами местного законодательного органа. В случае избрания депутатами кандидат может быть выдвинут из числа членов данного представительного органа, предложен конкурсной комиссией, а также главой соответствующего субъекта Федерации (последняя норма ранее не была прописана в законодательстве).

Новый федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.  

Теги:
Россия
LiveInternet