ТАСС-ДОСЬЕ. Оборонно-промышленный комплекс КНР стремительно развивается, но пока не может полностью обходиться без зарубежной помощи. В частности, одним из слабых мест остаются двигатели для самолетов, поэтому их Пекин закупает у России. Также продолжаются поставки в Китай истребителей Су-35.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о поставках советских и российских самолетов в КНР.
Начало сотрудничества
Военно-техническое сотрудничество СССР и Китая в области поставок авиационной техники началось еще до Второй мировой войны. В период с 1937 по 1942 год в качестве помощи для борьбы с японской агрессией, Китай получил от СССР 847 боевых самолетов, в том числе истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 и ТБ-3. Также в 1941-1942 года близ китайского города Урумчи действовал завод, на котором из привезенных из СССР комплектующих было собрано около 100 истребителей И-16.
Объем советской помощи значительно вырос после победы в гражданской войне в Китае коммунистов во главе с Мао Цзэдуном в 1950 году. В КНР было поставлено значительное число истребителей Ла-11, Як-11, МиГ-9, МиГ-15, бомбардировщиков Ту-2 и Ту-16 и Ил-28, переданы для производства чертежи истребителей МиГ-17 и МиГ-19. Поставлялись также самолеты Ан-2, Ан-12. В 1961 году Китай купил у СССР лицензию на производство истребителей МиГ-21 и двигателей для них, затем началось охлаждение отношений между двумя странами, сотрудничество в военной сфере прервалось. В 1960-е — 1970-е года Китай наладил выпуск копий ранее полученных советских самолетов.
Закупки в РФ
Военно-техническое сотрудничество возобновилось незадолго до распада СССР. В 1991-1997 годах в КНР было поставлено 50 истребителей Су-27 (в том числе 38 единиц Су-27СК и 12 единиц Су-27УБК) на сумму порядка $1,7 млрд (по взаимной договоренности сторон содержание сделок, включая их стоимость, не разглашается; в СМИ приводились оценочные данные).
В 2000-2001 годах поставлено 38 многоцелевых истребителей Су-30ММК по контракту 1999 года на сумму порядка $1,5 млрд. В 2000-2002 годах Китаю в рамках погашения госдолга РФ были поставлены 28 единиц Су-27УБК. В 2003 году выполнен второй поставочный контракт на 38 единиц Су-30МКК. Осенью 2004 года завершена поставка 24 единиц Су-30МК2 для китайских ВМС.
В общей сложности в Китай с 1991 год по 2012 год было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно-боевых самолетов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2.
19 ноября 2015 года государственная корпорация "Ростех" объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24-х истребителей Су-35 (КНР стал первым иностранным покупателем этих самолетов). Сумма сделки оценивается в $2,5 млрд долларов. В 2016 году Китаю были поставлены первые четыре машины, в 2017 году — еще 10. Поставки планируется завершить до конце 2018 года.
Завод в Шэньяне
Кроме того, в 1996 году Китай приобрел лицензию на выпуск 200 истребителей Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Стоимость этой сделки составила около $2,5 млрд. Сборка истребителей осуществлялась на авиастроительном заводе в Шэньяне (провинция Ляонин), построенном по российскому проекту, основное его оборудование — также российского производства.
К концу 2007 года из российских машинокомплектов было собрано 105 самолетов. От оставшихся 95 комплектов для сборки Су-27СК Китай отказался, создав собственную версию этого самолета — истребитель Shenyang J-11. С учетом собранных по лицензии 105 Су-27СК, общее количество истребителей марки "Су" в Китае составляет 283 машины. Россия поставляла в КНР запчасти и вооружение к самолетам и предоставляла помощь по обслуживанию и ремонту авиатехники.
Транспортная авиация
В 1993 году Россия экспортировала в Китай десять военно-транспортных самолетов Ил-76М. В 2005 году был подписан контракт на покупку еще 34 самолетов Ил-76 и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 общей стоимостью порядка $1,5 млрд. Заказ не был выполнен из-за проблем с изготовлением самолетов на Ташкентском авиационном производственном объединении (ныне — Ташкентский механический завод, Узбекистан), стороны вели переговоры о пересмотре условий сделки.
В конце 2011 года Россия и Китай договорились о поставках трех бывших в эксплуатации самолетов Ил-76МД, в 2012 году число машин было увеличено до десяти. Они приобретались "Рособоронэкспортом" в России и модернизировались в Белоруссии.
Поставки авиадвигателей
Наиболее крупные недавние программы военно-технического сотрудничества касаются поставок из России в Китай авиационных двигателей разных моделей.
В 2005-2010 годах "Рособоронэкспорт" заключил с КНР контракт стоимостью $238 млн на поставку 100 двигателей РД-93 (экспортная версия РД-33) для истребителей FC-1/JF-17 Thunder (китайско-пакистанского производства), запчастей к ним и проведение техобслуживания.
В 2009-2010 годах Россия экспортировала в Китай еще 43 двигателя РД-93, а в 2014 году заключила контракт на поставку до конца 2016 года следующих 100 двигателей РД-93, их техническое обслуживание и ремонт.
Кроме того, Московский машиностроительный завод им. Чернышева, входящий в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), и китайская CATIC (China National Aero-Technology Import and Export Corporation) подписали соглашение по модернизации двигателя РД-93.
В 2009-2011 годах ОАО "НПО "Сатурн" реализовало контракт на поставку КНР 55 авиационных двигателей Д-30КП-2 (для Ил-76, бомбардировщиков H-6 и транспортника Y-20). В 2012-2015 годах по контракту, подписанному в 2011 году, "НПО "Сатурн" поставил в Китай 184 двигателя Д-30КП-2. Сумма этого заказа — более $500 млн.
В 2011 году Китай приобрел 150 двигателей АЛ-31Ф (используются на истребителях Су-27 и на китайских J-11) и 123 двигателя АЛ-31ФН (для оснащения китайских самолетов J-10).
В 2012 году Пекин и Москва подписали крупный контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф. Сумма сделки составила $700 млн (по др. данным, $1 млрд). По оценке "Рособоронэкспорта", в 2012 году авиадвигатели составляли около 90 % российского экспорта в Китай.