ТАСС-ДОСЬЕ /Надежда Белялова/. 15 февраля 2016 года главы МИД ЕС договорились о частичной отмене санкций против Белоруссии. Окончательный текст официального заявления Совета ЕС еще находится в стадии согласования, как и дата отмены санкций.
По предварительным данным, речь идет об исключении из черного списка президента Белоруссии Александра Лукашенко и еще около 170 других официальных лиц страны, а также трех белорусских компаний - "Белтехэкспорт", "Белтех Холдинг" и "Спецприборсервис". При этом Совет ЕС продлил на год оружейное эмбарго против Белоруссии, а также санкции в отношении четырех белорусских силовиков, обвиняемых в организации преследования оппозиции: бывших глав МВД Белоруссии Владимира Наумова и Юрия Сивакова, экс-секретаря Совета безопасности Виктора Шеймана и бывшего руководителя СОБРа МВД Дмитрия Павличенко.
Впервые санкции в отношении Минска были введены Евросоюзом 15 сентября 1997 года. Тогда ЕС официально ограничил формат своих отношений с Минском до уровня ниже министерского в связи с "нарушениями прав человека и нарушениями на выборах". Это стало реакцией на проведенный 24 ноября 1996 года в Белоруссии референдум, по результатам которого полномочия Лукашенко были продлены до 2001 года.
Евросоюз приостановил процесс ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Белоруссией, а также временного торгового соглашения от 1995 года. Тогда же был введен запрет на контакты на высшем и высоком уровнях. Санкции фактически заморозили основные направления сотрудничества между Брюсселем и Минском, за исключением проектов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
9 июля 1998 года после выселения аккредитованных послов стран ЕС и других государств из их резиденций в Минске (пос. Дрозды) Евросоюз ввел визовые ограничения для Лукашенко и 130 высокопоставленных белорусских чиновников. В начале 1999 года конфликт был урегулирован: главы дипмиссий стран ЕС вернулись в Минск, визовые ограничения были сняты.
В сентябре 2004 года Европейский союз запретил въезд на свою территорию Наумову, Шейману, Сивакову и Павличенко. ЕС подозревал этих лиц в причастности к исчезновению активистов белорусской оппозиции и журналистов в 1999-2000 годах.
13 декабря 2004 года Совет Европейского союза (высший законодательный орган ЕС) подтвердил и расширил черный список до шести человек. Въезд на территорию ЕС был запрещен председателю Центризбиркома Белоруссии Лидии Ермошиной и командиру минского ОМОНа Юрию Подобеду. Сообщалось, что Ермошина и Подобед "несли ответственность за фальсифицированные парламентские выборы и референдум 17 октября" (референдум 17 октября 2004 года устранил положение в конституции Белоруссии, ограничивающее возможность занимать пост главы государства более чем два срока подряд).
В 2005 году ЕС принял решение избегать полной изоляции Белоруссии, предпринимать шаги к расширению контактов с гражданским обществом, при этом сохраняя запрет на въезд в страны ЕС высокопоставленным белорусским чиновникам. 10 апреля 2006 года Евросоюз в ответ на "ущемление прав оппозиции" и президентские выборы 19 марта, которые по оценке ЕС и ОБСЕ, не соответствовали международным демократическим нормам, запретил на один год (с возможностью продления) въезд на свою территорию Лукашенко. В новый, расширенный до 37 человек, список также попали ряд судей и прокуроров, семь членов региональных избиркомов и др. Кроме того, санкции предусматривали замораживание их счетов в европейских банках.
Действие ограничительных мер ЕС в отношении Белоруссии было приостановлено 13 октября 2008 года, однако Совет ЕС сохранил режим санкций в силе с возможностью возобновления их действия в любой момент. Приостановка санкций несколько раз продлевалась вплоть до 2011 года.
В 2011 году взаимоотношения Белоруссии и ЕС вновь обострились. В ответ на подавление акций оппозиции после выборов президента в декабре 2010 года депутаты Европарламента в качестве ответной меры одобрили введение жестких санкций против белорусских властей. 31 января 2011 года на заседании Совета ЕС решение о введении санкций в отношении Белоруссии было принято. Санкции предусматривали запрет на въезд в государства ЕС 158 высокопоставленным чиновниками страны и замораживание их банковских счетов. Черный список возглавили Лукашенко и его старшие сыновья - Виктор, помощник главы государства по национальной безопасности, и Дмитрий, председатель центрального совета объединения "Президентский спортивный клуб". Из высших белорусских чиновников въезд в ЕС оставили открытым только главе МИД Сергею Мартынову и первому вице-премьеру Владимиру Семашко. Кроме того, в 2011 году в ЕС были заморожены активы ряда белорусских организаций и компаний.
Санкционный список неоднократно корректировался в 2011-2014 годах (22 марта 2012 года был максимально расширен - до 243 человек и 29 организаций). Кроме того, с марта 2012 года санкции включали запрет на ведение экономической деятельности для европейских предпринимателей с белорусскими юридическими лицами из списка, а также эмбарго на поставки в эту страну полицейской техники и техники двойного назначения, которая может быть использована "для внутренних репрессий".
30 октября 2014 года ЕС продлил санкции еще на год - до 31 октября 2015 года. Решение обусловлено тем, "что не все политические заключенные были освобождены и реабилитированы, а также тем, что соблюдение прав человека, принципов правового государства и демократического общества в Белоруссии не улучшилось". К этому времени в черном списке числились 201 физическое и 18 юридических лиц.
12 октября 2015 года, по словам госсекретаря по европейским делам при МИД Франции Арлема Дезира, Совет ЕС принял решение приостановить на четыре месяца действие санкций в отношении Белоруссии. При этом подчеркивалось, что санкции могут быть вновь введены в действие в любой момент, "если это будет оправдано".
29 октября 2015 года Совет ЕС приостановил на четыре месяца действие заморозки активов и запрета на поездки в отношении 170 человек (в том числе в отношении Лукашенко) и трех компаний в Белоруссии - "Белтехэкспорт", "Белтех Холдинг" и "Спецприборсервис". Как говорилось в сообщении пресс-службы Совета, решение было принято в ответ на освобождение 22 августа 2015 года белорусских политических заключенных и в контексте улучшения отношений между ЕС и Белоруссией.