20 февраля 2016, 10:21
Кризис в Сирии

История сирийских курдов. Досье

AP Photo

В течение февраля 2016 года в ходе вооруженного конфликта в Сирии произошло усиление позиций сирийских курдов

ТАСС-ДОСЬЕ /Эльнара Гулиева/. В течение февраля 2016 года в ходе вооруженного конфликта в Сирии произошло усиление позиций сирийских курдов. Организованные ими силы национальной самообороны перешли в наступление на севере страны и значительно продвинулись к сирийско-турецкой границе.

Изменение военного баланса в пользу курдов привело к ужесточению позиций Турции и Саудовской Аравии. Они заявили о готовности провести наземную операцию в Сирии. По мнению Анкары и Эр-Рияда, курдские отряды ведут борьбу не против террористических исламистских группировок, а сотрудничают с режимом Башара Асада и отвоевывают территорию у "умеренной" сирийской оппозиции.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории сирийских курдов, их роли в сирийском конфликте и причинах нынешнего обострения ситуации.

Положение сирийских курдов в 1923-2011 годах

К началу XX века территория, населенная курдами, являлась частью Османской империи (за исключением курдского анклава в Иране). В результате поражения в Первой мировой войне (1914-1918) по условиям Лозаннского мирного договора (1923) Османская империя лишилась значительных территорий и фактически распалась. Договор определил новые границы современного турецкого государства. Таким образом, курды - некогда компактно проживающий народ - оказался разделен политическими границами. Курдские анклавы стали частью территории нескольких стран Ближнего Востока - Турции, Сирии и Ирака.

В Сирии (в 1923-1945 годах - подмандатная территория Франции) курды составляли около 1 млн из 43-миллионного населения страны и проживали преимущественно на северо-востоке в провинциях Ракка и Хасеке на границах с Турцией и Ираком. С момента образования независимого сирийского государства в 1945 году власти страны взяли курс на насильственную ассимиляцию курдов и их арабизацию. Права курдского меньшинства не были прописаны в конституции и других законодательных актах. Кроме того, курды были ограничены в развитии собственной культуры - в стране были запрещены печатные издания на курдском языке, его преподавание в школах и даже использование в личном общении в общественных местах. Курды не имели права на создание культурно-просветительных, общественных и спортивных организаций.

В 1960-е годы политика по арабизации была усилена. Власти Сирии начали массовое переселение арабов в традиционно курдские районы, заменяли курдские географические названия на арабские. Создание "арабского пояса" на границе с Турцией и Ираком было необходимо для того, чтобы предотвратить консолидацию этнического меньшинства, проживающего на территории этих трех стран, и препятствовать образованию независимого курдского государства.

В 1962 году в стране была проведена перепись населения, по правилам которой жители курдских районов, не предъявившие налоговых квитанций, доказывающих давность проживания в Сирии, автоматически лишались гражданства. В результате этой акции около 130 тысяч курдов были лишены гражданства, вместо паспортов они получили только вид на жительство в Сирии.

Несмотря на жесткую позицию в отношении сирийских курдов, в 1980-1990 годах власти страны позволяли находиться на территории Сирии представителям турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК). Ее сторонники с оружием в руках боролись за создание собственного государства и поэтому были признаны в Турции террористической организацией. Такая политика была выгодна Дамаску, который в то время стремился ослабить позиции Анкары ввиду обострившегося регионального соперничества.

Риторика лидера РПК Абдуллаха Оджалана устраивала сирийские власти. Он отрицал существование курдской проблемы в Сирии и даже заявлял, что Хафез Асад (президент Сирии в 1971-2000 годах) является другом курдского народа, поскольку предоставил убежище боевикам РПК. Оджалан убедил сирийских курдов в необходимости борьбы именно против Турции для успешного решения курдского вопроса. Лидер турецких курдов смог находиться в Сирии до 1998 года. В конце 1990-х годах политические и экономические отношения между Сирией и Турцией приобрели положительную динамику, поэтому Дамаск вынудил Оджалана покинуть страну. Вскоре после этого он был схвачен турецкой разведкой.

К началу 2000-х года благодаря жестким мерам турецкого и сирийского руководства курдский вопрос остро не стоял в повестке дня. Ситуация изменилась после вторжения США в Ирак в 2003 году и последовавшего изменения национального и конфессионального баланса в этой стране. Так, в конституции Ирака 2005 года было закреплено создание Курдского автономного района, а президентом Ирака стал курд Джаляль Талабани. Эти события способствовали политической активизации сирийских курдов.

В марте 2004 года в провинции Хасеке на северо-востоке страны прошли массовые демонстрации, в ходе которых курды требовали от сирийского режима предоставления им культурных и политических прав. Акции протеста были жестко подавлены силами безопасности, жертвами столкновений стали от 25 до 40 человек. На фоне волнений внутри страны и в условиях изменившегося регионального контекста Башар Асад (президент с 2000 года) был вынужден признать, что курдская община является важной частью Сирии, и пообещал решить вопрос о предоставлении гражданства десяткам тысяч курдских семей.

Начало сирийского конфликта

После начала вооруженного конфликта в Сирии в 2011 году курды поддержали оппозицию, выступившую против режима Асада. Это было связано с тем, что сирийский режим по-прежнему игнорировал требования курдского меньшинства. К этому времени их численность составляла от 1,7 до 2 млн человек; около 10% населения страны. В попытке снизить уровень напряженности 7 апреля 2011 года Асад издал указ о предоставлении гражданских прав курдскому населению. Тем не менее курды, обвиняя власти в культурной и политической дискриминации, продолжили участвовать в антиправительственных демонстрациях. Помимо этого, они, как и другие оппозиционные группы, выступали за либерализацию политического режима и соблюдение прав и свобод всех граждан.

Главными политическими силами курдов стали два объединения - партия "Демократический союз" и Курдский национальный совет. Созданный в 2003 году "Демократический союз" (ДС) во главе с Салехом Муслимом выступал за конституционное признание прав курдов и предоставление им автономии. Ряд экспертов считают, что ДС связан с турецкой РПК. Представители ДС опровергают эти предположения, отмечая только идеологическую близость партий.

Курдский национальный совет (КНС) представляет собой альянс 16 сирийских курдских партий, созданный в октябре 2011 года. КНС, в отличие от "Демократического союза", пользуется поддержкой президента Иракского Курдистана (неофициальное название Курдского автономного района Ирака) Масуда Барзани и связан с партией иракских курдов - Демократической партией Курдистана. Этот альянс выступает за автономию курдов в федеративном сирийском государстве.

К 2012 году правительственная армия утратила контроль над северными территориями страны, и обеспечение безопасности в этом регионе перешло под ответственность курдских отрядов сил национальной самообороны - боевого крыла ДС.

Попытка объединения

В июле 2012 года при посредничестве Барзани КНС и ДС подписали соглашение о создании Высшего совета курдов Сирии. Эта структура была создана с целью снятия внутрикурдских противоречий, а также в надежде на то, что она будет де-факто играть роль временного правительства в будущей автономии сирийских курдов. Однако эта цель не была достигнута, и фактически власть в этом регионе находилась в руках "Демократического союза" и его боевого крыла.

Одна из причин неудачи - традиционное соперничество двух курдских лидеров - Барзани, поддерживающего КНС, и Оджалана, близкого к ДС. Каждый из них претендует на роль "отца" курдского народа, что препятствует консолидации иракских, турецких и сирийских курдов. Другая причина неэффективности союза была связана с политическими различиями КНС и ДС - первая партия является консервативной, в то время как вторая близка к марксистко-ленинской идеологии и выступает за привлечение к управлению социальных низов, а также женщин и молодежи.

Дальнейший раскол курдских партий произошел осенью 2013 года, когда КНС вошел в состав главной группы внешней сирийской оппозиции - Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС). Лидер ДС Салех Муслим не поддержал это решение, настаивая на том, что курды должны самостоятельно отстаивать свои интересы. Ему не удалось добиться того, чтобы курды были представлены отдельной делегацией на международной конференции по Сирии "Женева-2" в январе-апреле 2014 года, в то время как представители КНС вошли в состав делегации НКОРС.

Провозглашение автономии

В январе 2014 года сирийские курды объявили о создании на севере Сирии собственной автономии под названием Рожава (курд. "запад", также Западный Курдистан). Провозглашенная автономия не имеет территориальной целостности - вошедшие в ее состав три кантона - Джазира, Кобани и Африн - не связаны между собой. При этом ключевую роль в управлении этими территориями продолжал играть ДС и его вооруженные отряды, что было воспринято другими курдскими партиями и лидером Иракского Курдистана Барзани как узурпация власти.

Официальный Дамаск не признал самопровозглашенную автономию, однако не препятствовал ее функционированию. Такая реакция со сирийского руководства послужила основанием для обвинений ДС в сотрудничестве с властями. В апреле 2015 года министр по делам национального примирения Али Хайдар заявил о готовности сирийских властей обсуждать с курдами условия предоставления им автономии после завершения конфликта в стране.

В 2014-2015 годах положение сирийских курдов усугубилось в связи с участившимися атаками террористических группировок, в частности, "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ). В этих условиях курды заключили перемирие с правительственными войсками с тем, чтобы иметь возможность сосредоточить усилия на борьбе с террористами. Благодаря поддержке стран коалиции во главе с США, а также отрядам иракских курдов "пешмерга", сирийским курдам удалось добиться успехов.

Наиболее значимой их победой стало освобождение в январе 2015 года города Кобани, который на протяжении четырех месяцев находился под осадой боевиков. В октябре 2015 года вооруженные формирования ДС и ряда арабских и ассирийских партий сообщили о создании военного альянса "Силы демократической Сирии", а в декабре 2015 года - о создании политического совета этой структуры.

Лидер ДС Салех Муслим отрицает координацию действий с режимом Асада, а также подчеркивает, что видит будущее сирийских курдов в рамках единого демократического сирийского государства.

Позиция Турции

Отношение Турции к сирийским курдам эволюционировало за пять лет с начала сирийского конфликта. В 2011-2012 годах Анкара предпринимала шаги по консолидации сирийской оппозиции и открыто выступала за отстранение Асада от власти, не занимая при этом четкую позицию по отношению к курдским партиям. В 2013 годах были предприняты первые попытки взаимодействия с представителями курдов. Так, в июле 2013 года лидер ДС Муслим встречался в Стамбуле с представителями турецких властей для обсуждения ситуации в Сирии.

Позиция Анкары кардинально изменилась после того, как сирийские курды добились успехов на севере страны и провозгласили автономию в 2014 году. Турция, около 20% населения которой составляют курды, увидела в этом угрозу объединения усилий турецких и сирийских курдов в создании независимого курдского государства. Как следствие, власти страны ужесточили свою риторику в отношении ДС, причислив ее к террористическим организациям. В свою очередь, курды стали обвинять Анкару в поддержке боевиков ИГ, которых, по их мнению, турецкое правительство использует для уничтожения курдского этноса.

Обострение отношений привело к тому, что в январе 2016 года власти Турции заявили о намерении бойкотировать мирные переговоры в Женеве, если на них будут приглашены представители курдов. В результате, лидер ДС не получил приглашение на эту встречу.

В начале 2016 года курды продолжили продвижение по направлению к турецкой границе. По мнению экспертов, расширение их влияния может привести к слиянию территории курдских кантонов Африн и Кобани. Анкара обвинила курдов в намерении изменить демографическую структуру в свою пользу за счет вытеснения арабского и туркменского населения из регионов, прилегающих к сирийско-турецкой границе. Власти Турции неоднократно заявляли о необходимости создания вдоль границы со стороны сирийской территории буферной зоны.

Обвинив сирийских курдов в нападении на турецкий пограничный пункт, 13 февраля 2016 года. турецкая артиллерия начала наносить удары по их позициям. Кроме того, власти Турции заявили, что сирийскими курдами был организован теракт 17 февраля 2016 года в Анкаре, жертвами которого стали около 30 человек. Курды опровергают эти обвинения и заявляют о готовности противостоять любому турецкому вторжению на севере Сирии.

Позиции США, РФ и Саудовской Аравии

Западные страны, и прежде всего США, рассматривают отряды сирийских курдов как надежных партнеров в борьбе против ИГ. Американцы оказали курдам поддержку как в виде военных поставок, так и путем нанесения авиаударов по позициям террористических группировок на территории Сирии. 31 января 2016 года в Кобани с представителями курдов встретился спецпосланник президента США Бретт Макгурк, а 9 февраля 2016 года глава пресс-службы госдепартамента США Джон Кирби отметил, что американская администрация не считает ДС террористической организацией. Эти шаги Вашингтона вызвали осуждение президента Реджепа Тайипа Эрдогана - он призвал США сделать выбор между сохранением хороших отношений с Турцией и поддержкой курдских "террористов" в Сирии.

Россия считает курдов неотъемлемой частью сирийского общества и выступает за их участие в урегулировании конфликта. МИД РФ поддерживает регулярные контакты с курдскими лидерами (последний визит Муслима в Москву состоялся в октябре 2015 года). Представители курдских партий также принимали участие в межсирийских переговорах в Москве в январе и апреле 2015 года. Более того, 10 февраля 2016 года в Москве открылось представительство сирийских курдов (в статусе общественной организации).

Россия резко осудила обстрел позиций курдов со стороны Турции и выступила инициатором проведения 16 февраля 2016 года совещания СБ ООН, по итогам которого его члены выразили обеспокоенность действиями турецких военных и договорились призвать Анкару соблюдать нормы международного права.

Саудовская Аравия выступает против привлечения курдов к урегулированию, поскольку подозревает их в сотрудничестве с режимом Асада. В декабре 2015 года ДС не получил приглашение на объединительный форум сирийской оппозиции в Эр-Рияде. Власти королевства объяснили свое решение тем, что "курдские отряды не ведут боевых действий против правительственной армии, поэтому не могут быть причислены к вооруженной оппозиции".