10 марта 2016, 21:05,
обновлено 6 июня 2016, 09:52
Новая техника ВС РФ

Фрегаты (сторожевые корабли) проекта 11356Р/М. Досье

"Адмирал Григорович". ТАСС/ Сергей Медведев
"Адмирал Григорович"

Корабли проекта 11356Р/М - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 "Адмирал Эссен", названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны.

Модификация фрегатов типа Talwar ("Тальвар", проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, "индийские" фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 "Буревестник".

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава. Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом - например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями. В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода - 30 узлов;
  • дальность плавания - 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания - до 30 суток;
  • экипаж - 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка - газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие "Зоря"-"Машпроект" (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО "Сатурн" (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ "Янтарь" предварительно запланировано на конец 2017 - начало 2018 г.

Вооружение

Корабли проекта

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК". Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы "Штиль-1", "Палаш" и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" разработана НПО "Меридиан" (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).
  • Головной корабль серии "Адмирал Григорович" (заводской номер 01357) был заложен на заводе "Янтарь" 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат - "Адмирал Эссен" (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания, готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат - "Адмирал Макаров" (заводской номер 01359) - заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) - было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. "Адмирал Бутаков" был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО "Сатурн" производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии - "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) - официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой "Страж Балтики" 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.
5 июля 2015 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба "Янтаря" сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.