1 июля 2016, 16:50

Международный аэропорт Внуково. Досье

ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева
2 июля 2016 г. исполняется 75 лет со дня ввода в строй первой очереди аэродрома гражданского воздушного флота близ деревни Внуково Московской области

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 2 июля 2016 г. исполняется 75 лет со дня ввода в строй первой очереди аэродрома гражданского воздушного флота близ деревни Внуково Московской области (ныне - международный аэропорт Внуково).

Международный аэропорт Внуково - старейший действующий аэропорт Москвы, входит в Московский авиационный узел (МАУ). Расположен на территории одноименного района Западного административного округа Москвы, в 10 км к юго-западу от Московской кольцевой автомобильной дороги.

Код ИАТА - VKO, код ИКАО - UUWW. Внуково является базовым либо узловым аэропортом для авиакомпаний "ЮТэйр", "Россия", "Газпром авиа", "Якутия", "Победа", I Fly. Также на нем базируется Специальный летный отряд (СЛО) "Россия", который занимается перевозкой первых должностных лиц РФ.

История

К середине 1930-х гг. Центральный московский аэродром им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле и аэродром Быково оказались перегружены, и Совет народных комиссаров СССР в 1936 г. принял решение о строительстве нового гражданского аэродрома в лесистой местности к юго-западу от Москвы близ Боровского шоссе и деревень Бараново-Акатово, Ликова (Лыково) и Анино. Название аэродром получил в честь ближайшей станции Киевского направления Московской железной дороги, в свою очередь, носившей имя небольшого села Внуково.

Торжественное открытие аэродрома было намечено на август 1941 г., однако из-за начавшейся 22 июня Великой Отечественной войны, оно не состоялось. Официальное введение в строй первой очереди аэропорта состоялось 2 июля 1941 г., эта дата считается днем рождения аэропорта Внуково.

В годы войны на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения, самолеты которой в 1941-1945 гг. выполнили 60 тыс. вылетов на линию фронта и в тыл противника, перевезли около 300 тыс. военнослужащих и более 365 т грузов. Во Внуково также базировались истребительные авиаполки ПВО, Отряд особого назначения авиации дальнего действия, 107-я воздушно-десантная дивизия, зенитчики; действовал крупный военный гарнизон.

9 мая 1945 г. во Внуково приземлился самолет Ли-2 с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, а 20 июня того же года - самолет со Знаменем Победы.

В сентябре 1945 г. Центральный Московский аэропорт был переведен с аэродрома им. М. В. Фрунзе во Внуково, который получил функции главного гражданского аэропорта столицы.

28 июля 1981 г. коллектив Внуковского производственного объединения гражданской авиации был награжден орденом Трудового Красного Знамени "за заслуги в производстве и внедрении новой авиационной техники". Из Внуково совершили свои первые пассажирские рейсы самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204 и Ту-204-300.

В ноябре 2003 г. Президент РФ Владимир Путин передал находившиеся в федеральной собственности акции аэропорта Москве, но в декабре 2011 г. Москва возвратила их в обмен на финансирование из федерального бюджета развития сети столичного метрополитена. В настоящее время у аэропорта есть две основные управляющие компании - АО "Аэропорт Внуково" и АО "Международный аэропорт "Внуково".

Часть акций управляющих компаний аэропорта находится в собственности у структур Анатолия Ванцева, чьи компании с 1990-х гг. занималась заправкой и обслуживанием самолетов в аэропорту.

Показатели

Внуково располагает двумя взлетно-посадочными полосами (ВПП) длиной 3 тыс. 60 м и 3 тыс. 500 м соответственно, может принимать любые типы воздушных судов без ограничений. В аэропорту более 200 стоянок воздушных судов, 30 рулежных дорожек. Максимальная пропускная способность аэропорта - 35 млн пассажиров в год. Почтово-грузовой комплекс (открыт в 2009 г.) площадью 56 тыс. кв. м имеет производственную мощность 150 тыс. т грузов в год.

В состав аэропорта входят три аэровокзальных комплекса:

- Внуково-1 с пассажирскими терминалами A (270 тыс. кв. м, 52 выхода на посадку, открыт в два этапа в 2010-2012 гг.), B (25 тыс. кв. м, 12 выходов на посадку, открыт в 2004 г.) и D (30 тыс. кв. м, открыт в 1980-х гг., частично выведен из эксплуатации);

- Внуково-2 - спецтерминал, обслуживающий первых лиц государства и правительственные делегации других стран (новое здание 2009 г. постройки);

- Внуково-3 - центр бизнес-авиации с терминалами для обслуживания спецрейсов правительства Москвы, авиации Роскосмоса и бизнес-джетов ("АБТ Внуково 3", "Космос", "ВИППОРТ").

На территории с 2005 г. действует подземная станция электропоездов "Аэроэкспресс", связывающих аэропорт с Киевским вокзалом Москвы. Между Внуково и станциями Сокольнической линии метро курсируют городские автобусы и маршрутные такси. На автомобиле из аэропорта в столицу можно доехать по Киевскому и Боровскому шоссе.

Маршрутная сеть аэропорта насчитывает около 170 направлений, ежегодно обслуживается более 170 тыс. авиарейсов. По данным Росавиации, в 2015 г. пассажиропоток Внуково составил 15 млн 815 тыс. 129 человек (третье место в России после аэропортов Шереметьево и Домодедово), было перевезено 36 тыс. 707 т грузов и 5 тыс. 305 т почты.

По итогам 2015 г. выручка АО "Аэропорт Внуково" составила 6 млрд 199 млн руб., чистый убыток - 1 млрд 807 млн руб. Выручка АО "Международный аэропорт Внуково" - 889 млн руб., чистый убыток - 107 млн руб.

Владельцы

С декабря 2011 г. собственником 74,73% АО "Аэропорт Внуково" является Росимущество, 25% принадлежит компании ОАО "Внуково-Инвест", остальные ценные бумаги находятся в собственности у частных лиц. Доля Росимущества в АО "Международный аэропорт "Внуково" - 25%, остальные принадлежат ОАО "Авиационно-нефтяная компания" (генеральный директор - Анатолий Ванцев).

Руководство

Председатель совета директоров АО "Международный аэропорт "Внуково" - Виталий Ванцев.

Генеральный директор АО "Аэропорт Внуково", АО "Международный аэропорт "Внуково" - Василий Александров.

Сайт - www.vnukovo.ru