"Уралвагонзавод". Досье
2 марта 2017 г. стало известно о том, что новым руководителем "Уралвагонзавода" назначен бывший замминистра промышленности и торговли РФ Александр Потапов
ТАСС-ДОСЬЕ. 2 марта 2017 г. генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов сообщил, что новым руководителем "Уралвагонзавода" назначен бывший замминистра промышленности и торговли РФ Александр Потапов. На этом посту он сменит Олега Сиенко, руководившего предприятием с 2009 г.
АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" (НПК "Уралвагонзавод") - российская группа компаний, выпускающая военную, железнодорожную, строительную, сельскохозяйственную и прочую технику (всего около 200 видов продукции) под брендом "УВЗ". Штаб-квартира расположена в Нижнем Тагиле Свердловской обл.
Из истории завода
В конце 1920-х гг. - начале 1930-х гг. на фоне активного роста промышленности Советский Союз столкнулся с острой нехваткой железнодорожного транспорта. Власти приняли решение создать в Нижнем Тагиле новый завод по производству грузового подвижного состава.
8 мая 1931 г. была образована дирекция головного предприятия нынешней корпорации - завода "Уралвагонстрой". Строительством руководил Лазарь Марьясин, директором завода был назначен Григорий Павлоцкий. Секретарем парткома стройки работал Шалва Окуджава - отец известного советского барда Булата Окуджавы (все трое руководителей были расстреляны в 1937-1938 гг.).
Первый большегрузный полувагон завод выпустил 11 октября 1936 г. - этот день считается датой рождения предприятия, которое в том же году переименовали в "Уралвагонзавод" (УВЗ). В 1937 г. конструкторский отдел УВЗ получил статус головного в СССР по полувагонам, крытым вагонам и платформам, автосцепному устройству и тележкам. Главный конструктор предприятия Дмитрий Лоренцо разработал проекты унифицированных грузовых вагонов, в 1940 г. они были утверждены в качестве образца для всех вагоностроительных заводов Советского Союза.
Танкостроение в годы войны
После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предприятие было перепрофилировано на выпуск танков.
В августе 1941 г. решением Государственного комитета обороны завод был объединен с 12-ю эвакуированными из европейских областей СССР предприятиями, в т. ч. Харьковским машиностроительным заводом номер 183 (ныне - Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева, Украина), Московским станкостроительным заводом им. Серго Орджоникидзе и др.
18 декабря 1941 г. с конвейера сошел первый танк Т-34-76. Всего за годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод номер 183, как тогда называлось объединенное предприятие, выпустил более 25 тыс. боевых машин. В 1945 г. заводу было присвоено имя Иосифа Сталина, но уже в конце года название сменили на прежнее - "Уралвагонзавод".
Послевоенная история
В 1946 г. был восстановлен выпуск грузовых вагонов, при этом танковое производство в Нижнем Тагиле сохранилось. В 1950-е - 1960-е гг. на УВЗ строились танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации, в 1973-2005 гг. производился Т-72.
После войны завод также занялся производством цистерн для перевозки жидкого кислорода и подвижных заправочных средств для ракет. В 1946-1950 гг. УВЗ ежегодно выпускал почти половину железнодорожного подвижного состава (и до 70% грузовых вагонов) в СССР; часть продукции поставлялась на экспорт. В 1960-е гг. был налажен серийный выпуск первых в стране шести- и восьмиосных полувагонов грузоподъемностью 100 и 125 т. Вагоносборочное производство прошло коренную реконструкцию в 1970-х гг.
Кризис 1990-х гг.
После распада Советского Союза в 1991 г. предприятие находилось в тяжелом финансовом положении. После резкого снижения объема оборонных заказов был освоен выпуск колесных тракторов, экскаваторов, коммунальной техники. В 1992 г. доля оборонной продукции госпредприятия составила 27% от доконверсионной доли в 70% в 1988 г. УВЗ занимался восстановлением старых танков, продажей запчастей для ранее проданных машин.
В 1992 г. на вооружение в РФ был принят основной боевой танк Т-90, разработанный входящим в состав УВЗ Уральским конструкторском бюро транспортного машиностроения, однако Минобороны не заказывало крупных партий этих машин. На предприятии росла задолженность по выплатам заработной платы.
15 июня 1995 г. водитель-испытатель УВЗ Василий Тропин на угнанном танке Т-72С проехал через Дзержинский район Нижнего Тагила и вернул боевую машину к проходной завода, заявив, что хотел "хоть как-то выразить свой протест против беспросветной нищеты оборонки".
Во второй половине 1990-х гг. Минобороны РФ почти прекратило заказывать продукцию завода. При этом в 1999 г. общая задолженность "Росвооружения" за отгруженную продукцию УВЗ составляла 1,5 млрд руб., непокрытые убытки на прошлых лет на балансе завода составляли 536,8 млн руб. Ситуация значительно улучшилась после того как в 1999 г. УВЗ удалось заключить контракт на поставку Индии танков Т-90С на сумму в $1,2 млрд.
14 декабря 2002 г. государственное предприятие "Уралвагонзавод" стало федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП).
Преобразование в корпорацию
Современная интегрированная структура корпорации была образована указами президента РФ Владимира Путина от 27 августа 2007 г. и 25 июня 2012 г.
Согласно этим документам ФГУП "Производственное объединение "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского" было преобразовано в ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод". На базе УВЗ был создан холдинг, объединивший головные предприятия бронетанковой промышленности. В частности, в уставный капитал созданного ОАО были внесены акции ряда предприятий, в т. ч. екатеринбургских "Завода номер 9" и Уральского завода транспортного машиностроения, Завод транспортного машиностроения (Омск), Тверского вагоностроительного завода, Центрального научно-исследовательского института "Буревестник" (Нижний Новгород) и др.
По состоянию на 2016 г. в структуру НПК входят более 30 предприятий, в т. ч. литейный завод в Каменске-Уральском (Свердловская обл.), Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК; заводы железнодорожной техники в Брянске и пос. Томилино Московской обл.; научно-исследовательские институты и конструкторские бюро в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Муроме; бронетанковые ремонтные заводы в Екатеринбурге, Санкт- Петербурге, Амурской обл., Забайкалье и Краснодарском крае; и др.
Предприятия корпорации сведены в три дивизиона: спецтехники (бронетанковое, артиллерийское вооружение и военная техника), железнодорожной техники и дорожно- строительной техники.
Работа по гособоронзаказу
В настоящее время НПК "Уралвагонзавод" - единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ. Предприятия НПК модернизируют танки Т-72 и Т-80, выпускают танк Т-90 (с модификациями).
В 2015 г. "Уралвагонзавод" представил танк Т-14 и БМП Т-15 на новейшей гусеничной платформе "Армата" (в 2016 г. проходят государственные испытания). Также структуры корпорации производят самоходные гаубицы "Мста-С", боевые машины огневой поддержки "Терминатор" и другую бронетехнику на танковых шасси. Всего с 1941 г. УВЗ выпустил более 100 тыс. единиц бронетехники.
В 2016 г. НПК "Уралвагонзавод" поставит в интересах Минобороны РФ около 1,3 тыс. единиц вооружения и техники по порядка 80 контрактам (около 45 госконтрактов исполняют промышленные, около 35 - ремонтные предприятия). Среди основных образцов продукции предприятий корпорации - танки, огнеметные системы, самоходные артиллерийские установки, бронированные инженерно-эксплуатационные машины, танковые мостоукладчики, мостовые механизированные комплексы, специальные пожарные машины, двухзвенные гусеничные транспортеры, корабельные артустановки и др.
Транспортное машиностроение
Корпорация является одним из основных российских производителей в области транспортного машиностроения. В течение 2012 г. НПК выпустила почти 28 тыс. грузовых вагонов всех видов.
В 2015 г. доля "Уралвагонзавода" на рынке вагоностроения стран СНГ составила 11% (на рынке полувагонов - 11%, цистерн - 50%). Всего на УВЗ построено около 1 млн вагонов различного назначения (вагон-платформы, полувагоны, хопперы для сыпучих грузов и др.).
В 2014 г. в результате введения антироссийских санкций США и ЕС корпорация свернула программы сотрудничества с американской компанией Caterpillar ("Катерпиллар", с 2013 г. изучала возможность кооперации с УВЗ в области локомотивостроения) и канадской Bombardier ("Бомбардье", с 2013 г. прорабатывала планы совместного строительства поездов метро). В 2015 г. под брендом УВЗ было выпущено только 3 тыс. 489 единиц подвижного состава (снижение к 2014 г. на 81,9%).
Входящий в структуру корпорации Уральский завод транспортного машиностроения (Уралтрансмаш) выпускает трамвайные вагоны. В 2014 г. предприятие представило концепт сочлененного 100% низкопольного трамвая R1 (Р1). В том же году "Уралвагонзавод" участвовал в адаптации и поставках трамвайных вагонов модификации 71-414 польского производителя Pesa ("Песа") в Москву.
Собственники
100% акций корпорации находятся в собственности государства (через Ростех). Указ о передаче акций корпорации 27 декабря 2016 г. подписан президентом РФ Владимиром Путиным.
Финансовые показатели
По итогам 2015 г. выручка НПК "Уралвагонзавод" составила 54 млрд 850 млн 103 тыс. руб. (на 26% меньше, чем в 2014 г.), чистый убыток - 10 млрд 76 млн 960 тыс. руб.
Руководство корпорации
Председатель совета директоров - помощник президента РФ Евгений Школов.
Персонал и заработная плата
В 2016 г. численность персонала сократилась по сравнению с 2015 г. на 5% - до 28,5 тыс. человек, среднемесячная заработная плата выросла на 3,8%, до 31 тыс. 631 руб.
Награды
В разные годы головное предприятие корпорации было награждено орденами Ленина (1935, 1970), Октябрьской революции (1976), Красного Знамени (1943), Трудового Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1946).
10 октября 2016 г. президент РФ Владимир Путин наградил НПК "Уралвагонзавод" грамотой Верховного Главнокомандующего "за заслуги в укреплении обороноспособности государства, разработке и создании современных образцов вооружения и военной техники".
Официальный сайт - www.uvz.ru