26 января 2018, 12:35

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Досье

Ленинград после снятия блокады, 1944 год. ТАСС
Ленинград после снятия блокады, 1944 год
27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944). Первоначально был установлен федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 13 марта 1995 года и назывался Днем снятия блокады города Ленинграда (1944 год). 2 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым дата стала именоваться Днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Новое название праздника вызвало недовольство горожан, в особенности ветеранов и блокадников, так как, по их мнению, не отражало роль и вклад гражданского населения в оборону города. 1 декабря 2014 года Путин подписал закон "О внесении изменений в ст. 1 федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", установивший нынешнее название даты 27 января.

Блокада Ленинграда

Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории крупный город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Захват Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являлся одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования. В ходе Ленинградской битвы (июль - август 1941 года) германские войска прорвались через станцию Мга, 8 сентября заняли Шлиссельбург и отрезали Ленинград от остальной территории СССР с суши. В дальнейшем немцы заняли ленинградские пригороды - Красное Село (12 сентября), Пушкин (17 сентября), Стрельну (21 сентября), Петергоф (23 сентября); советским войскам удалось удержать Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Финские союзники немцев, наступавшие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, блокировали ряд маршрутов (Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь) для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера "Будущее города Петербурга" от 22 сентября 1941 года указывалось: "...Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. (...) В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения...". 10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить Бадаевские склады, в результате пожара которых город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, для остального населения - до 125 г.

За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов, были разрушены около 10 тыс. домов и строений.

Несмотря на осаду в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе "Динамо" на Крестовском острове прошел первый футбольный матч.

"Дорога жизни"

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами "Дорогой жизни", вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. человек, перевезено 1 млн 615 тыс. т грузов.

Снятие блокады

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей.

18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь города с Большой землей. В тот же день был освобожден город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав.

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска разгромили Красносельско-Ропшинскую группировку противника. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.

К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тыс. жителей из 3 млн, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тыс. до 1 млн ленинградцев. Были ранены почти 34 тыс. человек, без крова остались 716 тыс. жителей. Всего в 1941-1942 годах по "Дороге жизни" и по воздуху были эвакуировано 1,7 млн человек.

Увековечение памяти

В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены 1,5 млн человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тыс. солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении (Ленинградский, Волховский и Карельский фронты) звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек (из них восемь человек - дважды).

1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина Ленинград был назван в числе первых городов-героев.

20 апреля 1944 года в помещении бывшего ленинградского Кустарного музея заработала выставка "Героическая защита Ленинграда". 27 января 1946 года она была преобразована в музей (ныне - Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда).

8 мая 1965 года Ленинграду было официально присвоено звание "Города-героя", он был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".

В 1989 года решением исполкома Ленсовета был учрежден знак "Житель блокадного Ленинграда".

Ежегодно 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Согласно информации администрации Санкт-Петербурга, по состоянию на январь 2017 года в городе проживали 102,4 тыс. жителей и защитников блокадного города (8,8 тыс. человек, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и 93,6 тыс. человек, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда"). Еще около 30 тыс. блокадников проживали в других городах и странах.