Все новости

История закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций". Досье

29 января минфин США должен представить Конгрессу "кремлевский доклад"

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 января 2018 года министерство финансов США должно представить Конгрессу так называемый кремлевский доклад - список высокопоставленных российских чиновников и предпринимателей, приближенных к руководству РФ. Основанием для его подготовки стал принятый в августе 2017 года закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом документе и истории его появления.

Как США вводили санкции в отношении России в связи с ситуацией на Украине

В марте 2014 года в связи с ситуацией на Украине и воссоединением Крыма с РФ США заморозили сотрудничество с Россией в военной, космической и атомной сферах и ввели санкции в отношении ряда лиц и компаний. Основанием стали исполнительные указы президента США Барака Обамы и принятые в том же году законы "О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности на Украине" и "О поддержке свободы Украины". Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций.

Персональные санкции предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список, американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи, торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам или компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов. Все ограничения распространяются также на дочерние структуры этих компаний с долей в 50 и более процентов.

Секторальные санкции затрагивают ключевые отрасли российской экономики - финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах).

Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданами США.

Закон "о противодействии противникам Америки посредством санкций"

Усиление санкционного давления произошло в связи со скандалом вокруг приписываемого России вмешательства в президентские выборы в США в 2016 году. 2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA), одобренный Палатой представителей 25 июля, Сенатом 27 июля. Документ придал форму закона ограничительным мерам в отношении России, Ирана и КНДР, принятым предыдущими администрациями, и ввел дополнительные санкции.

Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека "на оккупированной территории", в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США и коррупции. Закон сократил максимальные сроки предоставления кредитов в американских банках подпадающим под санкции российским банкам с 30 до 14 дней и компаниям нефтегазового сектора с 90 до 60 дней.

Действовавший ранее запрет для американских компаний на заключение каких-либо соглашений о сотрудничестве с российскими предприятиями и ведомствами из черного списка был распространен на компании третьих стран. Меры наказания для них могут включать запрет на экспорт американских товаров и на привлечение заемного финансирования в США, а также отказ в американских визах.

Если раньше ограничения на поставки оборудования для нефтегазового сектора, добычу в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей касались проектов с участием подсанкционных физических и юридических лиц на территории России, то теперь санкции распространяются на проекты по всему миру. Причем под запрет подпали не только структуры, подконтрольные лицам и компаниям из черного списка, но и те, где их доля в капитале превышает 33%.

При этом закон оставил в силе блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, которые уже находятся под действием персональных санкций, их сотрудничество с американскими компаниями, а также ограничения на экспорт, реэкспорт, предоставление займов, оказание инвестиционных услуг, поставки вооружения, технологий двойного назначения и высокотехнологичного оборудования для компаний из секторального санкционного списка.

Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента). Исполнение санкций возложено на министерства финансов и торговли (в координации с Госдепартаментом).

В пояснении к документу, опубликованном Госдепартаментом 31 октября 2017 года, уточнялось, что попадание российских юридических лиц в санкционный список не означает немедленное введения против них новых санкций, США будут вводить их по мере политической целесообразности. Кроме того, с этими компаниями запрещаются не все, а только "существенные" сделки, при этом документ не дает четкого определения этого понятия и не устанавливает таких критериев, как денежная стоимость контрактов, оцениваться значимость сделки будет "по совокупности фактов".

"Кремлевский доклад"

По условиям закона "о противодействии противникам Америки посредством санкций" (ст. 241 закона), к 29 января 2018 года Минфин и службы Национальной разведки США должны подготовить Конгрессу доклад о российских "высокопоставленных политических деятелях и олигархах, определяемых их близостью к российскому режиму". В нем должны быть представлены данные о ключевых чиновниках и бизнесменах с точки зрения их близости к президенту РФ Владимиру Путину, а также установлены масштабы их состояний и источники доходов.

Помимо этого, должны быть выявлены зарубежные компании, аффилированные с этими лицами; определена их причастность к коррупции. В перечень также должны быть внесены данные о доходах их родственников. Аналогичные задачи ставятся в отношении полугосударственных субъектов с распределенной собственностью, находящихся на службе российского государства. По некоторым данным, в "кремлевский список" включены порядка 50 высокопоставленных чиновников и предпринимателей, а вместе с членами их семей - до 300 человек. Возможно, что список или его часть будет засекречен.

Обнародование доклада не означает немедленного введения санкций в отношении его фигурантов. Тем не менее считается, что документ станет сигналом для бизнес-партнеров фигурантов "кремлевского доклада", что взаимодействие с ними связано с высокими рисками.

По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, с помощью "кремлевского доклада" Вашингтон пытается поссорить Путина с российской бизнес-элитой, его подготовка - "это прямая и очевидная попытка приурочить какие-то действия к выборам так, чтобы оказать на них влияние".