13 апреля 2018, 09:29

Корабельный транспортно-боевой вертолет Ка-29. Досье

Виталий Невар/ ТАСС

При проведении ночного испытательного полета в Балтийском море потерпел крушение Ка-29, экипаж из двух человек погиб

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2018 года около 23:30 мск при проведении ночного испытательного полета в акватории Балтийского моря потерпел крушение российский вертолет Ка-29. По данным пресс-службы Балтийского флота Военно-морского флота (ВМФ) России, в результате ЧП находившиеся на борту двое летчиков-испытателей завода-изготовителя погибли.

Ка-29 (по кодификации НАТО - Helix-B) - советский, позднее - российский корабельный транспортно-боевой вертолет. Разработан в середине 1970-х в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) им. Н. И. Камова (ныне АО "Камов" в составе холдинга "Вертолеты России" госкорпорации Ростех; Москва) на базе противолодочного вертолета Ка-27. Предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты, их огневой поддержки днем и ночью в простых и сложных погодных условиях, а также для транспортировки различных грузов.

Первый полет опытного экземпляра Ка-29 был выполнен 28 июля 1976 года, машину пилотировал заслуженный летчик- испытатель Евгений Ларюшин. После завершения государственных испытаний серийное производство было развернуто в начале 1980-х годов на Кумертауском авиационном производственном объединении (ныне - АО "КумАПП" в составе холдинга "Вертолеты России"; Кумертау, Республика Башкортостан). По данным открытых источников, всего до 1988 года было построено три опытных и 59 серийных экземпляров Ка-29. Вертолет был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР 8 августа 1987 года.

Первоначально Ка-29 базировались на больших десантных кораблях проекта 1174 "Носорог" ("Иван Рогов", "Александр Николаев" и "Митрофан Москаленко"). После распада СССР семь серийных машин перешли Украине, остальные вошли в состав Морской авиации ВМФ России. В 1990-х годах несколько экземпляров были переданы авиации Внутренних войск МВД России (ныне - авиация Росгвардии). В 2010-х годах осуществляется плановый ремонт Ка-29 на мощностях АО "КумАПП", АО "150 авиационный ремонтный завод" (пос. Люблино, Калининградская обл.) и ГУП "Севастопольское авиаремонтное предприятие", ежегодно российскому флоту передается несколько отремонтированных экземпляров. Так, в 2017 г. авиация Тихоокеанского флота (ТОФ) получила шесть Ка-29.

Конструкция

Вертолет построен по соосной схеме, с трехлопастными винтами противоположного вращения, которые складываются на стоянке. Значительная часть систем и оборудования заимствована у Ка-27. Фюзеляж цельнометаллический, хвостовое оперение - с двумя килями, шасси - четырехопорное неубирающееся, спроектированное специально для работы на качающейся палубе. Для аварийной посадки на воду по бокам фюзеляжа предусмотрены надувные баллонеты. Силовая установка включает в себя два турбовальных двигателям ТВЗ-117КМ разработки ОКБ им. В. Я. Климова (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург), производства Запорожского моторостроительного завода (ныне - ПАО "Мотор Сич", Запорожье, Украина). Бронирование кабины экипажа и агрегатов силовой установки усилено по сравнению с Ка-27: общая масса бронезащиты - 350 кг), кабина расширена на 500 мм.

Летно-технические характеристики

- Длина вертолета - 11,60 м;

- высота - 5,40 м;

- масса пустого - 5 тыс. 520 кг, нормальная взлетная - 11 тыс. кг, максимальная взлетная - 11 тыс. 500 кг;

- скорость максимальная - 280 км/ч, крейсерская - 230 км/ч;

- дальность действия - 180 км;

- практический потолок - 5 тыс. м;

- экипаж - два человека (пилот и штурман-оператор);

- полезная нагрузка - 16 десантников или четверо раненых на носилках, семь сидячих раненых с медработником, либо 2 тыс. кг груза в кабине или 4 тыс. кг на подвеске.

Вооружение транспортно-десантного варианта - один пулемет калибра 7,62 мм (боезапас - 1 тыс. 800 патронов), вооружение ударного варианта - пушка 2А42 (боезапас - 250 снарядов) в левом борту. Боевая нагрузка - 2 тыс. кг. На четырех узлах подвески могут быть размещены управляемые противотанковые ракеты, неуправляемые авиационные ракеты, два контейнера с пушками калибра 23 мм или два зажигательных бака ЗБ-500.

Предусмотрена установка экранов выхлопных устройств двигателей для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения, станций оптико-электронных помех и кассеты для отстрела ложных тепловых целей. Машина оснащается радиостанцией для связи с войсками на земле.

Модификации

- Ка-252ТБ - прототип;

- Ка-29 - серийный транспортно-боевой вертолет;

- Ка-31 (Ка-27РЛД) - вертолет дальнего радиолокационного обнаружения. Оснащен локатором "Око" с вращающейся антенной под фюзеляжем. Стоит на вооружении авиации ВМФ России, Индии и Китая.

Катастрофы

До инцидента 12 апреля 2018 года сообщалось только об одной катастрофе Ка-29. По данным из открытых источников, 19 марта 1987 года вертолет этого типа с бортовым номером "21 красный" из состава 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка авиации Северного флота ВМФ СССР при взлете с корабля из-за ошибки пилотирования зацепил лопастям корабельную антенну, потерял управление, упал в воду и затонул. Экипаж погиб.