Все новости

История санкций США против Ирана. Досье

Вашингтон ввел 10 мая санкции против шестерых представителей Корпуса "стражей исламской революции", а также против трех компаний, имеющих отношение к КСИР
Здание министерства финансов США AP Photo/J. David Ake
Описание
Здание министерства финансов США
© AP Photo/J. David Ake

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 мая Министерство финансов США заявило о введении санкций против шестерых представителей Корпуса "стражей исламской революции" (КСИР, элитные части Вооруженных сил) Ирана, а также против трех компаний, имеющих отношение к КСИР. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об ограничительных мерах США в отношении Ирана.

История введения санкций (1979-2016)

Впервые США ввели односторонние санкции против Ирана в 1979 году. С тех пор санкционный режим в отношении этой страны неоднократно корректировался - часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения. Причинами для введения санкций назывались поддержка терроризма, нарушение прав человека, развитие ракетно-ядерной программы.

Решение о внесении в черный список принимает профильный межведомственный комитет правительства в составе представителей Госдепартамента и министерств обороны, энергетики, торговли и финансов. Исполнение санкций возложено на министерства финансов и торговли (в координации с Госдепартаментом).

Первые санкции были введены вскоре после победы Исламской революции (1978-1979). Поводом для них стал захват американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 года. Тогда указом президента США Джимми Картера от 14 ноября была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года был введен запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в Иран, а также на импорт иранских товаров. В январе 1981 года эмбарго на торговлю было отменено, однако ограничения на финансовые операции продолжали действовать.

28 сентября 1984 года администрация Рональда Рейгана ввела дополнительные меры контроля над экспортом в Иран в связи с включением Ирана в список государств, поддерживающих терроризм. 29 октября 1987 года вновь был ограничен импорт иранских товаров, в основном, нефти. В ноябре 1990 года американские нефтяные компании получили разрешение на импорт ограниченного количества нефти из Ирана.

15 марта 1995 года президент США Билл Клинтон заблокировал сделку американской компании Conoco с Иранской национальной нефтяной компанией на разведку двух нефтяных месторождений у побережья Ирана (первая крупная сделка с 1979 года), а 8 мая 1995 года был издан президентский указ, запрещающий фирмам США разрабатывать иранские нефтяные и газовые месторождения и приобретать иранскую нефть для продажи третьим странам. Эти меры были обусловлены сведениями, согласно которым Иран продолжал оказывать содействие терроризму.

5 августа 1996 года президент Билл Клинтон подписал Закон о санкциях в отношении Ирана, запрещающий зарубежным компаниям сотрудничество с Ираном в области добычи нефти и газа.

В октябре 2006 года при президенте Джордже Буше (мл.) был принят Закон о поддержке свободы в Иране (является новой редакцией закона 1996 года; в 2016 году он был продлен на 10 лет), в связи с развитием иранской ядерной программы распространивший санкции в отношении Ирана на иранские банки, компании и физические лица, связанные с атомной и оружейной промышленностью.

В 2010-2013 годы в черный список были добавлены транспортные, нефтехимические, энергетические, судоходные и судостроительные компании, морские порты и телерадиовещательные компании. Кроме того, были введены ограничения в отношении командования Корпуса "стражей исламской революции" и народного ополчения "басидж".

В феврале 2012 года президент США Барак Обама подписал указ, блокирующий активы правительства и финансовых институтов Ирана, включая его Центральный банк. В феврале 2013 года был принят ряд мер, дополнительно затрудняющих доступ Ирана к доходам от продажи нефти. Был расширен круг подпадающих под санкции транзакций с иранскими финансовыми учреждениями, что ограничило возможность Ирана распоряжаться доходами от продажи нефти, размещенными на счетах в иностранных банках. В июне 2013 года американским банкам, финансовым институтам и компаниям было запрещено иметь дело с организациями, которые ведут операции с использованием иранской денежной единицы - риала. Таким образом, риал был исключен из международной финансовой системы.

Одновременно с расширением ограничительных мер из-под действия санкций был выведен ряд товаров и сняты некоторые запреты. Так, после того как в 2006 году Иран вступил в переговоры по свой ядерной программе с "шестеркой" посредников (Франция, Германия, Великобритания, США, Россия и КНР) американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать оттуда икру, фисташковые орехи и ковры. В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, в 2010 году был снят запрет на продажу Ирану разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, в 2013 году - компьютерного оборудования. В сентябре 2013 года правительство США разрешило работать в Иране некоммерческим организациям, занимающимся устранением последствий стихийных бедствий, охраной дикой природы, защитой прав человека, а также спортивным ассоциациям.

20 января 2014 года, когда вступило в силу промежуточное соглашение о приостановке ядерной программы Ирана (подписано 24 ноября 2013 года Ираном и "шестеркой"), США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые "осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора". Было временно приостановлено действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric было разрешено поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей. В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.

В декабре 2014 года США распространили санкции на физические и юридические лица, связанные с иранскими властями, "за поддержку усилий иранского правительства по уклонению от наложенных ограничений и за связь с людьми, нарушающими права человека, в частности, занимающимися цензурой". Под санкции также попали лица, оказывавшие правительству Ирана различные банковские услуги.

16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по соглашению с "шестеркой" о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ (Совместный всеобъемлющий план действий был согласован 14 июля 2015 года). В тот же день Барак Обама подписал указ об отмене т. н. второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались т. н. первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физических и юридических лиц США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке остались около 200 человек и компаний.

Новые ограничения (с 2017 года)

В апреле 2017 года за нарушение прав человека администрация Дональда Трампа включила в санкционный список Тегеранскую организацию тюрем, а в мае и июле расширила санкции против ряда юридических и физических лиц, "поддерживающих баллистическую ракетную программу Ирана, иранские военные закупки или Корпус "стражей исламской революции".

2 августа 2017 года Трамп подписал Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, предусматривающий введение ограничений в отношении лиц, имеющих отношение к иранской программе по разработке баллистических ракет (оказание финансовых услуг, материальной и технологической поддержки, организация транспортировки материалов для создания ракет). Кроме того, согласно этому закону, смягчить режим наложенных ограничений и отменять их теперь может только Конгресс (ранее решение принимал президент).

13 октября 2017 года президент США изложил новую, более жесткую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, согласно которой США намерены противостоять "дестабилизирующему влиянию" Ирана. Американский президент отказался подтвердить выполнение Тегераном соглашения по ядерной программе. В тот же день минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внесло Корпус "стражей исламской революции" в список организаций, "поддерживающих терроризм".

16 ноября 2017 года Трамп продлил действие эмбарго, наложенного ранее на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана.

4 января 2018 года минфин США ввел санкции в отношении пяти иранских организаций, причастных к реализации иранской программы разработок баллистических ракет, и трех физических лиц, которые, по мнению Вашингтона, связаны с террористическими группировками в странах исламского Магриба. 12 января санкции были распространены еще на пять физических лиц и девять организаций за причастность к нарушениям прав человека и ракетной программе Тегерана. В частности, в санкционный список попал глава судебной системы Ирана Садих Ардешир Амоли Лариджани.

8 мая 2018 года Трамп объявил о выходе Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе. По его словам, СВПД оставлял Ирану возможность для создания ядерной бомбы в обход ограничений. Трамп обещал не только вернуть старые, но и ввести новые санкции, если Тегеран решит воплотить свои "ядерные амбиции". В то же время он высказался в пользу заключения нового соглашения.