ТАСС-ДОСЬЕ. 29 августа 2018 года на Московском международном автосалоне состоялась первая публичная презентация российских автомобилей Aurus.
Впервые эти машины были показаны 7 мая 2018 года в церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина.
Aurus (от лат. aurum - "золото" и Russia - "Россия") - российская марка представительских автомобилей. Создана в рамках работ по проекту "Единая модульная платформа" (ЕМП, также известен как "Кортеж"), который с 2013 года по заказу Минпромторга реализуется Государственным научным центром РФ ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ", Москва). Создается в партнерстве с российским холдингом Sollers. Проект ЕМП предполагает развитие линейки автомобилей как для замены парка служебных машин госслужащих, так и для коммерческих продаж.
История проекта
Впервые о создании в России автомобилей, на которые "в обозримом будущем" с немецких Mercedes-Benz и BMW пересядут президент, премьер-министр и другие высокопоставленные российские госслужащие, сообщил журналистам глава Управления делами президента РФ Владимир Кожин 12 октября 2012 года. По словам Кожина, требования к новым машинам сформулировала рабочая группа под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича.
В ходе обсуждения проекта "Группа ГАЗ" в сотрудничестве с немецким концерном Volkswagen предлагала построить лимузин на базе зарубежной модели с использованием российских комплектующих. Специалисты ФГУП "НАМИ" предложили разработать совершенно новую линейку машин. Плюсом такого подхода была заявлена модульность, позволяющая в рамках проекта создать конструкции президентского лимузина и автомобилей сопровождения с высоким уровнем унификации.
Распоряжением правительства РФ от 13 сентября 2013 года НАМИ был выбран единственным исполнителем госзаказа на разработку и постановку на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы. Для реализации проекта была образована международная кооперация предприятий на инжиниринговой базе НАМИ. В середине 2014 года Минпромторг выбрал концерн Sollers в качестве производителя всех моделей линейки - лимузина, седана, минивэна (микроавтобуса) и внедорожника. Сообщалось, что Sollers будет работать в сотрудничестве с "Ростехом" и "Росавто".
Бюджетные инвестиции по проекту ЕМП составили 12,4 млрд руб.
Эскизный и технический проекты лимузина были готовы к концу 2014 года, в 2015 году была сформирована конструкторская документация для производства опытных образцов. В июне 2016 года из интервью министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова "Российской газете" стало известно, что прототипы лимузина на краш-тестах в Германии и в РФ получили максимальные 5 "звезд" по безопасности.
В июле 2017 года начальник отдела перспективных технологий и развития НАМИ Кирилл Казмирчук рассказал ТАСС, что в рамках проекта разработана автоматическая девятиступенчатая коробка передач, а также три вида турбированных двигателей - рядный четырехцилиндровый (250 лошадиных сил), восьмицилиндровый (650 лошадиных сил) и двенадцатицилиндровый (850 лошадиных сил). Восьмицилиндровый двигатель в НАМИ создавали совместно с немецкой компанией Porsche Engineering, остальные два агрегата - самостоятельная разработка института.
20 ноября 2017 года в Минпромторге сообщили о начале предсерийного производства первой партии спецавтомобилей на основе ЕМП. В конце года состоялась поставка машин для эксплуатации Федеральной службой охраны (ФСО) России.
Инаугурация президента РФ
Лимузин Aurus Senat был впервые использован Путиным в церемонии инаугурации 7 мая 2018 года. В тот же день стало известно, что моделям ЕМП присвоены названия в честь Сенатской, Комендантской и Арсенальной башен Московского Кремля: лимузин и седан получили имя Senat, внедорожник - Komendant, минивэн - Arsenal.
По состоянию на август 2018 года автомобили Senat и Arsenal эксплуатируются в кортеже главы государства. Прототип внедорожника появится в конце 2018 года, а полностью разработка модели Komendant, включая испытания и сертификацию, будет завершена в 2019-2020 годах.
Производство и коммерческие продажи
По информации гендиректора холдинга Sollers Вадима Швецова, все права собственности на бренд Aurus, разработки и технологии принадлежат партнерам по проекту, иностранных лицензиатов среди них нет. При этом в машине есть компоненты, которые производятся "определенными иностранными поставщиками". Для продвижения бренда Aurus создано отдельное совместное предприятие - ООО "Аурус" (доля ФГУП "НАМИ" равна 75%, а Sollers - 25%). Его гендиректором стал член совета директоров ПАО "Соллерс" и ранее работавший в немецкой компании Daimler Франц Герхард Хильгерт.
Выпуск лимузинов ожидается на уровне десятков, а седанов - сотен штук (мощности площадки НАМИ в Москве позволяют выпускать 200 - 250 Aurus в год). Наиболее массовым продуктом в линейке Aurus должен стать внедорожник Komendant, с которым планируется перейти от мелкосерийного производства в НАМИ к индустриальным мощностям Sollers.
По словам Швецова, такой переход возможен с объемов от 1 тыс. штук в год. На Московском международном автосалоне Хильгерт рассказал журналистам, что переход к крупносерийному производству произойдет в 2021 году, после чего выпуск машин увеличится до 5 тыс. Хильгерт также пояснил, что компания заключила соглашения о намерениях с двумя партнерами - дилерскими группами "Авилон" и "Панавто", что позволит к 2021 году расширить сеть продаж Aurus.
Продажи автомобилей Aurus стартуют в РФ в январе 2019 года, автомобили будут экспортироваться "в шесть мировых регионов".
Глава Минпромторга на презентации проекта в рамках ММАС-2018 сообщил, что кабриолет Aurus разрабатывается и может быть представлен на московском параде Победы 9 мая 2020 года.
В начале текущего года Мантуров оценивал объем производства автомобилей проекта ЕМП в 70 машин в 2018 году, 200 машин в 2019 году и 300 машин в 2020 году. На Московском автосалоне глава Минпромторга рассказал представителям прессы, что очередь на автомобили Aurus "уже перевалила за возможности производственного цикла 2019 года".