ТАСС-ДОСЬЕ. 3 ноября 2018 года самолет МиГ-29М потерпел крушение в Египте. Как сообщила газета "Коммерсантъ", истребитель был поставлен Россией в 2018 году в рамках коммерческого контракта.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ составила хронологию аварий и катастроф истребителей МиГ-29 за последние 10 лет.
С начала 2008 года произошло 12 таких случаев с принадлежащими РФ МиГ-29 различных модификаций, включая палубные (без учета ЧП 3 ноября 2018 года). В катастрофах погибли в общей сложности семь человек.
17 октября 2008 года в районе села Хадакта (Читинская область) у истребителя МиГ-29 (бортовой номер "11 белый") 120-го истребительного авиаполка ВВС России в полете разрушился киль, машина упала в пойме реки Ингода в заболоченной местности. Причиной аварии стали коррозия и усталостные трещины металла. Пилот капитан Михаил Полоротов катапультировался и остался жив.
5 декабря 2008 года в 700 м к северо-западу от поселка Ингода Читинской области разбился МиГ-29 (бортовой номер "55 белый") 120-го истребительного авиаполка ВВС России, погиб пилот - подполковник Валерьян Кокарев. Как и в похожем инциденте от 17 октября того же года, причиной катастрофы стало разрушение киля машины в воздухе из-за коррозии и усталости металла.
15 июля 2009 года в полете по маршруту Андреаполь (Тверская область) - Пермь у МиГ-29 28-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС России из-за отказа выпускного клапана произошла разгерметизация кабины. Пилот подполковник Игорь Степнов сумел посадить самолет на аэродроме назначения, но через несколько часов после приземления скончался в госпитале от отека мозга.
23 июня 2011 года в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской области произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2 700 м, при работе двигателей на максимальном режиме.
Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 году обоим пилотам было посмертно присвоено звание Героя России). Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
6 сентября 2012 года в районе аэродрома Домна (Читинская область) истребитель МиГ-29 (бортовой номер "12 белый") 412-й авиабазы 3-го командования ВВС и ПВО России в ночном полете на малой высоте при выполнении фигур пилотажа не вышел из пикирования и разрушился, врезавшись в сопку. Погиб пилот - подполковник Альберт Хаджияров, пятью годами ранее сумевший успешно посадить горящий МиГ-29. Версии крушения - отказ систем управления или жизнеобеспечения, ошибка пилотирования или отравление пилота угарным газом.
27 июля 2014 года в районе села Стрелецкое Приволжского района Астраханской области при выполнении планового тренировочного полета разбился истребитель МиГ-29 (бортовой номер "29 синий", регистрационный - RF-47105) 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения ВВС России. Погиб пилот - подполковник Алексей Двинянинов. Причиной крушения, предположительно, стал отказ техники.
4 декабря 2014 года в районе деревни Чемодурово Воскресенского района Московской области упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ". В 2017 года Рыбникову было посмертно присвоено звание Героя РФ.
4 июня 2015 года истребитель МиГ-29УБ (бортовой номер "15 синий", регистрационный - RF-92191) ВВС России потерпел крушение в районе полигона Ашулук в Астраханской области. Пилоты - подполковник Виктор Тарола и капитан Алексей Титаренко - катапультировались и были госпитализированы (первый - в крайне тяжелом состоянии, второй - в состоянии средней тяжести с черепно-мозговой травмой и переломами конечностей). Истребитель полностью разрушился; по предварительным данным, причиной аварии стал отказ техники.
3 июля 2015 года истребитель МиГ-29 ВВС России, выполнявший учебно-тренировочный полет без боекомплекта, потерпел крушение близ хутора Нардегин в 8 км от аэродрома Кущевская в Краснодарском крае. Пилот - начальник Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, генерал-майор Александр Берзан - успел катапультироваться и не пострадал. Воздушное судно полностью разрушилось. Причиной крушения, по предварительным данным, стал пожар двигателя.
14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен.
По информации Минобороны, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.
В апреле 2017 года на береговом аэродроме в Мурманской области при посадке перевернулся истребитель МиГ-29К (бортовой номер "41 синий") из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка авиации Северного флота ВМФ России. Пилот не пострадал, самолет получил незначительные повреждения.
5 октября 2018 года истребитель МиГ-29УБ Летно-исследовательского института им. М. М. Громова, выполнявший экспериментальный полет, потерпел крушение на востоке Московской области, в 50 км от аэродрома ЛИИ в городе Жуковский. По предварительным данным, к аварии привел пожар двигателя. Экипаж - летчики-испытатели Евгений Крутов и Михаил Кондратенко - направили самолет в безлюдное место и катапультировались. Кондратенко был госпитализирован с переломом одного из позвонков, Крутову медицинская помощь не потребовалась. Жертв и разрушений на земле в результате падения истребителя не было. Разбившийся самолет был построен в 1992 году и с 1994 года эксплуатировался в ЛИИ.