ТАСС-ДОСЬЕ. 12 ноября 2018 года вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что все крупные российские нефтяные компании подписали соглашение с правительством РФ о стабилизации цен на автомобильное топливо. По словам Козака, ситуация на рынке моторного топлива в России стабилизирована, цены на топливо заморожены и будут сохраняться на этом уровне до конца марта 2019 года.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как российское правительство боролось с повышением цен на бензин.
В начале 1990-х годов
К моменту распада СССР стоимость бензина (марки АИ-92) в среднем по России составляла 40 копеек за литр. При этом уже в 1990 году реальная стоимость его производства превысила регулируемую государством цену в два раза, в связи с чем возник дефицит моторного топлива и сформировался черный рынок.
3 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен, однако бензин вошел в число социально значимых товаров, на которые цены продолжали устанавливаться государством.
23 декабря 1991 года Министерство экономики и финансов РСФСР выпустило указание, согласно которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза - до 1 руб. 20 коп. Однако уже 4 января 1992 года Ельцин подписал постановление правительства, разрешающее нефтеперерабатывающим заводам поставлять 10% производимых продуктов по свободным ценам.
В апреле того же года регулирование цен на бензин было фактически передано региональным властям, которые в марте - апреле своими постановлениями повысили их до рыночных. Например, в Москве долгое время поддерживался максимальный тариф в 1 руб. 20 коп., однако из-за вывоза топлива в соседние регионы, где цены были либерализованы, возник дефицит. В итоге 20 апреля цены на бензин в столице подскочили до 7 руб.
На этом подорожание не закончилось, к началу осени 1992 года бензин в Москве подорожал до 20 руб., а на Дальнем Востоке - до 30 руб. и более. Уже 17 сентября 1992 года Ельцин подписал указ "О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов", в котором установил максимальную торговую надбавку на нефтепродукты в 2%. Однако из-за инфляции региональные власти продолжали повышать цены. Так, 20 января 1993 года бензин в Москве и Подмосковье подорожал до 48 руб., 18 февраля - до 60 руб.
В апреле 1993 года Ельцин подписал сразу два указа - "О мерах по упорядочению ценообразования на нефть и продукты ее переработки на 1993 год", который фактически запустил процесс полной отмены регулирования цен на топливо, а также "О снабженческо-сбытовых надбавках на нефтепродукты", который временно заморозил цены на топливо для сельскохозяйственных предприятий, так как резкое подорожание угрожало срывом посевной.
В июле 1993 года регулируемые цены на бензин в Москве достигли 100 руб., в январе 1994 года - 250 руб., а в ноябре 1994 года - 500 руб. При этом осенью 1994 года столица пережила серьезный топливный кризис: частные заправочные станции резко подняли тарифы до 2500 руб., а по регулируемым ценам топливо купить было нельзя. В результате пришлось вмешаться столичным властям. Мэр Москвы Юрий Лужков повысил регулируемые тарифы до 1 тыс. руб. и лишил лицензий 10 коммерческих компаний, завышавших цены на своих заправках. Аналогичные действия на протяжении 1993-1995 годах неоднократно предпринимали и другие регионы.
Окончательно о переходе на рыночные цены на бензин было объявлено 26 июня 1995 года, что позволило на несколько лет решить проблемы со снабжением топливом в большинстве регионов и стабилизировать цены. Так, в 1995-1998 годах цена на бензин (здесь и далее - марки АИ-95) выросла только с 1680 до 1960 неденоминированных рублей.
Топливный кризис 1999 года
Дефолт в августе 1998 года и резкое снижение курса рубля по отношению к доллару не привели к немедленному росту цен на бензин. Они оставались стабильными на уровне 2 деноминированных рублей за литр. Однако уже 16 ноября 1998 года министр топлива и энергетики России Сергей Генералов сообщил, что в стране "ощущается некоторый дефицит нефти". Вызвано это было тем, что НПЗ увеличили продажи бензина за рубеж, где закупочные цены на него были выше.
Первыми регионами, ощутившими нехватку топлива, стали Карелия и Санкт-Петербург, где с 30 апреля по 5 мая стоимость бензина резко возросла с 2 до 7 руб. Это практически сразу повлекло за собой рост цен на продукты питания. 7 мая губернатор Петербурга Владимир Яковлев обвинил топливные компании в сговоре, пригрозив: "Мы поддадим им так, что мало этим заговорщикам не покажется". Были возбуждены антимонопольные дела против владельцев автозаправок и Киришского НПЗ (в июле были возбуждены и уголовные дела, но о результатах расследования по ним не сообщалось). Рост цен был временно остановлен после того, как власти города договорились с Киришским НПЗ об увеличении поставок.
Уже в середине мая 1999 года кризис вышел за пределы Северо-Запада России, бензин начал резко дорожать на Черноземье и в Сибири (в Москве при этом поначалу цены повысились на 20%). На рост стоимости топлива повлияла также подготовка Госдумой нового налогового кодекса, который предполагал взимание акцизов не с НПЗ, а с автозаправочных станций (он вступил в силу с 1 января 2001 года).
7 июня 1999 года премьер-министр Сергей Степашин на встрече с главами думских фракций заявил о необходимости "жестко контролировать попытки… спекулировать на бензине". Также он пообещал установить "жесткий мораторий на повышение цен на энергоносители". 10 июня на заседании правительства Степашин пообещал "принимать жесткие меры по отношению к спекулянтам вплоть до заведения уголовных дел". "Мы никому не позволим играться с государством", - добавил тогда премьер-министр.
В качестве меры по исправлению ситуации новое правительство под председательством Владимира Путина в августе 1999 года предложило в два раза увеличить вывозные пошлины на нефть и мазут, однако после переговоров с нефтяными компаниями было решено остановиться на компромиссном повышении в 1,5 раза. Также 25 августа председатель подкомитета Госдумы по топливным ресурсам Валерий Язев сообщил, что Путин на совещании с руководителем администрации президента Александром Волошиным предложил для решения проблем на топливном рынке создать государственную нефтяную компанию, которая "может стать крупнейшим трейдером на внутреннем рынке и крупным экспортером".
Ситуация на рынке бензина стабилизировалась к осени 1999 года. При этом по итогам года автомобильное топливо во всех регионах подорожало с 2 до 9 руб. Проблема была решена благодаря тому, что регионы нашли альтернативных поставщиков бензина. Например, в Санкт-Петербурге им стал "Сургутнефтегаз".
28 декабря 1999 года Арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области подтвердил решение ФАС, согласно которому петербургские отделения топливных компаний ("Лукойл", Shell, Neste и др.) были обязаны возместить в федеральный бюджет 10 млн руб., незаконно полученных в результате ценового сговора.
Цены на бензин в 2000-2008 годах
Вплоть до 2008 года бензиновые цены стабильно увеличивались на фоне роста цен на нефть. Розничная стоимость литра АИ-95 впервые превысила 10 руб. в 2004 году и 20 руб. - в 2007 году. Серьезных кризисов этот рост не вызвал, поскольку происходил на фоне быстрого роста экономики. В октябре 2003 года вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко, объясняя рост цен, заявил, что он происходит из- за роста цен на нефть и потребления в стране.
Тем не менее, политики неоднократно высказывали обеспокоенность из-за подорожания. Так, в сентябре 2005 года спикер Совета Федерации Сергей Миронов попросил правительство вмешаться в ситуацию. 19 сентября 2005 года руководители крупнейших российских нефтяных компаний на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко приняли решение заморозить цены на бензин и другие нефтепродукты до конца года.
27 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин связал рост цен на бензин "прежде всего с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику", но вместе с этим поручил правительству подготовить решения в связи с подорожанием бензина. В результате правительство решило не повышать акцизы на бензин, заморозив их на уровне 3 тыс. 629 руб. за тонну. Кроме того, сдерживать рост цен позволяли переговоры с нефтяниками, которые добились в ответ постепенного снижения налога на добычу полезных ископаемых.
Также ФАС периодически штрафовала нефтяные компании за ценовые сговоры, но только на региональном уровне. Например, за завышение цен весной 2008 года в Алтайском крае компании "Газпромнефть-Алтай" и "Роснефть-Алтайнефтепродукт" были оштрафованы на 1,2 млн руб. и 3,9 млн руб. соответственно.
После мирового финансового кризиса 2008 года
Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 руб.) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и, соответственно, снижение цен на бензин - до 19,77 руб. за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.
В 2010-х годах бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. 16 декабря 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе прямой линии на вопрос о том, может ли Россия запретить экспорт нефти, чтобы не допустить удорожание бензина внутри страны, ответил: "Мы не можем закрыть экспорт нефти, поскольку он обеспечивает основные поступления в бюджет". С 2010 года правительство впервые с 2005 года начало повышать акцизы на бензин.
Весной 2011 года в ряде регионов России возникли перебои с топливом, что вызвало рост цен. На заседании президиума правительства 28 апреля 2011 года Путин заявил: "Мы в прошлом году заняли первое место в мире по добыче нефти, и мы не можем допустить, чтобы в нашей стране жители хоть в каком-то месте испытывали дефицит нефтепродуктов". Одной из мер, принятых правительством, стало повышение экспортных пошлин на нефтепродукты. Также Минэнерго договорилось с нефтяными компаниями о временной приостановке экспорта нефти в мае 2011 года.
Кроме того, летом 2011 года Минэнерго по поручению Путина объявило о подготовке системы резервирования нефтепродуктов для внутренних нужд, назначив ее оператором компанию "Роснефтегаз". 27 июля 2011 года сообщалось, что "Роснефтегаз" заключил рамочные договоры по резервированию нефти с "Роснефтью", "Газпром нефтью", "Зарубежнефтью", "Лукойлом" и "Сургутнефтегазом", однако информация о реальном создании этого резерва не публиковалась.
Психологическая отметка в 30 руб. за литр была преодолена в ноябре 2012 года, в 2013 году цены на бензин стабилизировались на уровне 35 руб. за литр. Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля. Так, с осени 2014 года до января 2015 года нефть подешевела более чем в два раза, со $100 до $45 за баррель, но бензин продолжал стоить 35 руб. за литр.
Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года - феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям: бензин подешевел с 37,5 до 36,5 руб. за литр, но затем цены возобновили рост. В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 руб. за литр.
2018 год
В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков бензиновых цен за последние годы - они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем - до 43,2 руб. за литр. В ответ правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня на 2 тыс. (до 9-11 тыс. руб.) и 3 тыс. руб. (до 4,66 тыс. руб.) за 1 т, а также отказаться от запланированного повышения акцизов с 1 июля.
7 июня 2018 года Путин в ходе прямой линии заявил, что рост цен на бензин в России произошел "из-за неточного регулирования". Принятые меры позволили стабилизировать цены на уровне 45 руб. за литр в июне, однако уже в середине октября цены начали приближаться к отметке 46 руб.
31 октября Козак провел совещание с основными нефтяными компаниями: "Роснефтью", "Газпромом", "Сургутнефтегазом", "Русснефтью", "Газпром нефтью", "Новым потоком", "Нефтегазхолдингом", "Лукойлом", "ТАИФ-НК" и "Татнефтью". По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции. Если хотя бы одна из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива.