ТАСС-ДОСЬЕ. C 15 апреля 2019 года госкомпания "Российские автомобильные дороги" проиндексировала тарифы на проезд по платным участкам трасс М-4 "Дон", М-3 "Украина" и М-11 "Москва - Санкт-Петербург". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о платных дорогах в России и истории индексации тарифов.
Всего по состоянию на апрель 2019 года плата за проезд взимается на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью более 1300 км. Платные дороги действуют в 13 субъектах Федерации: Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.
История платных дорог в России
Впервые на законодательном уровне принцип платных дорог в России был закреплен в указе президента страны Бориса Ельцина от 8 декабря 1992 года "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе". 27 июня 1998 года главой государства был издан указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", которым был прописан порядок создания платных магистралей. В частности, плату можно было брать только при наличии свободного проезда по тем же направлениям по бесплатным дорогам.
Первая платная дорога в РФ
В качестве пилотного проекта по введению платы за проезд был выбран реконструированный в 1998 году 20-километровый участок трассы М-4 "Дон" - обход села Хлевное в Липецкой области (444-464 км). 22 апреля 1999 года распоряжением правительства РФ он был сделан платным. Стоимость проезда по нему составляла от 5 рублей для легковых автомобилей до 15 рублей для грузовиков. Спустя год длина платного участка была увеличена до 50 км - к нему был присоединен обход города Задонск.
Закон о платных дорогах
8 ноября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". В документе детально прописана процедура введения платы на дорогах и деятельность их концессионеров (для управления дорогами они могут привлекать операторов). В частности, регламентируется, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии.
Действующие платные дороги
М-4
На трассе М-4 "Дон" плата взимается на шести участках общей протяженностью 562 км: в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях. Трасса платная почти целиком от МКАД до Павловска в Воронежской области. Также деньги за проезд взимаются на 28-километровом участке южнее Ростова-на-Дону. Управляет трассой М-4 государственная компания "Российские автомобильные дороги (ГК "Автодор"). Операторами являются ООО "Объединенные системы сбора платы" и ООО "Автодор-платные дороги". Стоимость проезда по всем участкам для легковых автомобилей (здесь и далее - для легковых машин при оплате наличными без скидок) - от 660 до 1180 рублей в зависимости от времени проезда.
Платные дороги в Псковской области
Платным является проезд по четырем дорогам в Псковской области общей протяженностью 226 км: Старый Изборск - граница с Эстонией, Остров - граница с Латвией, Опочка - граница с Белоруссией и Ольша - Невель. В отличие от других платных трасс в России, эти дороги были построены задолго до введения платного режима и не были реконструированы. Оператором платных дорог в области является региональный комитет по транспорту и связи. Стоимость проезда для легковых автомобилей по каждой из них составляет от 150 до 300 рублей.
Западный скоростной диаметр
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области платным является проезд по внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр (ЗСД). Она связывает южную часть города в районе Кольцевой автодороги (КАД) с Морским портом, Васильевским островом, Приморским районом и далее - с трассой "Скандинавия". Строительство трассы началось в 2005 году, завершилось в 2016 году, платный режим на всей протяженности трассы (46,6 км) введен 4 февраля 2017 года. Оператор - ООО "Магистраль северной столицы". Стоимость проезда по всей протяженности ЗСД - 500 рублей.
М-1
1 января 2014 года была введена плата за проезд на участке трассы М-1 "Беларусь", северном обходе города Одинцово (Московская область), по которой можно доехать от развязки Молодогвардейской улицы с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) до 33 км Минского шоссе. Протяженность - 20 км. Управляет трассой ГК "Автодор", оператор - ООО "Новое качество дорог". Стоимость проезда - от 20 до 350 рублей (при открытии тариф составлял от 80 до 150 рублей).
М-11
В настоящее время в полном объеме ведется строительство скоростной автодороги М-11 (Москва - Санкт-Петербург), которая будет платной на всем протяжении (669 км). Движение по первому участку (обход Вышнего Волочка, 76 км, Тверская область) было открыто 28 ноября 2014 года - проезд по нему стал платным в 2015 году - 150 рублей.
В настоящее время доступны участки: с 15 км (МКАД) до 89 км (Клин) в Московской области и с 208 км (Лихославль) до 543 км (Мясной Бор) в Тверской и Новгородской областях. Оператор участка 15-58 км в Московской области - ООО "Северо-Западная концессионная компания", на остальных - ООО "Автодор-платные дороги". Общая стоимость проезда по платным участкам составляет для легковых автомобилей от 1078 до 1450 рублей.
Платный путепровод в Рязани
12 марта 2013 года открылось движение по платному путепроводу через железнодорожные пути в Рязани. Он связал микрорайоны Соколовка и Дашково-Песочня. Оператор моста - ЗАО "Инвестиционная компания "РПД Рязань". Стоимость проезда - 25 рублей, со смарт-картой - 20 рублей (ночью для легковых машин проезд бесплатный).
Платный участок в Удмуртии
С 26 августа 2017 года введена плата за проезд по мостам через реки Каму и Буй по трассе Ижевск - Камбарка - Граница Башкирии в объезд действующей переправы. Оператор - ООО "Региональная инвестиционная компания". Стоимость проезда - 450 рублей. Общая длина участка - 14,7 км.
М-3
С 20 марта 2017 года платным стал проезд по трассе М-3 "Украина" в Калужской области (в настоящее время его общая протяженность - 70 км). Оператор - "Автодор - платные дороги", общая стоимость проезда - от 80 до 150 рублей.
Единый транспондер
Транспондеры - устройства, которые закрепляются на лобовое стекло автомобиля и позволяют проезжать пункты сбора платы без остановки, достаточно снизить скорость до 10-20 км/ч. Также транспондеры представляют скидку на проезд (иногда - до 50%). Например, экономия при проезде по всем платным участкам М-4 "Дон" с этим устройством составляет до 236 рублей (20%). Ранее эти устройства не были совместимы между разными операторами, и, например, для проезда от Москвы до Хельсинки по платным участкам трасс М-11 и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге водителям требовалось иметь при себе сразу три транспондера, у каждого из которых был отдельный счет.
В 2017 году были заключены соглашения о межоператорском взаимодействии между "Автодор - платные дороги", "Объединенные системы сбора платы" (работает вместе с "Автодором" на М-4), "Магистраль северной столицы", "Главная дорога" и "Новое качество дорог". Таким образом, общий транспондер действует на трассах М-1, М-3, М-4, М-11 и ЗСД. 15 января 2018 года Северный обход Одинцово стал последней платной дорогой, где эта система вступила в действие.
Бывшие платные дороги
В 2000-2011 годах взималась плата за проезд по трассе "Алтай - Кузбасс" в Алтайском крае (137 км), также с открытия в июле 1997 года до 1 января 2011 года платным был новый мост через реку Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.
Строящиеся платные дороги
Ожидается, что платной будет Центральная кольцевая автомобильная дорога в Москве и Московской области, строительство которой началось в 2014 году, а также строящегося северного дублера Кутузовского проспекта. Планируется строительство и других платных участков дорог в Подмосковье (в основном - путепроводов через железную дорогу).
Рассматриваются и другие проекты платных дорог, в том числе новой трассы Краснодар - Абинск - Кабардинка.