В Чеченской Республике туристы сейчас могут найти варианты отдыха на любой вкус, включая самые современные и экстремальные, благодаря чему турпоток в регион с каждым годом растет в разы. В этом году, несмотря на ограничения из-за пандемии, в республике не ждут резкого спада турпотока, поскольку отмечают возросший интерес к региону со стороны местных жителей. Власти республики прорабатывают создание новых туристических объектов и инфраструктуры для действующих курортов, что позволит уже в ближайшие годы создать в регионе свой аналог Куршевеля и развивать новые виды отдыха.
Почему туристическая отрасль Чеченской Республики без больших потерь смогла пережить пандемию, что такое "чеченский Куршевель" и появится ли единый туристический бренд Северного Кавказа, в интервью ТАСС рассказал министр по туризму Чечни Муслим Байтазиев.
— Муслим Батырханович, как отразилась на планах по развитию туризма пандемия коронавируса? Что из запланированного удалось реализовать? И насколько в целом пострадала туристическая отрасль региона из-за введенных ограничений, во сколько оцениваются потери?
— Действительно, были амбициозные планы. Не скажу, что они полностью сошли на нет, они просто немного отсрочились. К примеру, крупнейший в России торгово-развлекательный центр "Грозный молл" откроется в начале следующего года, а планировалось в этом году. Считаю, что это один из таких перспективных для Грозного проектов, который позволит привлечь туристов из соседних регионов, в том числе и для шопинга. С другой стороны, несмотря на сложный год для отрасли, открыт лечебно-оздоровительный центр "Аквалэнд", построенный за счет частных инвестиций.
После снятия режима самоизоляции начиная с июля-августа на территории республики было довольно-таки много мероприятий. Мы проанализировали статистику, получается, что если за девять месяцев прошлого года мы получили плюс 65% туристов, то за аналогичный период 2020 года — всего лишь минус 30% от показателя прошлого года.
В начале года мы видели, что есть очень хорошие тенденции к росту туризма — интерес к республике растет. Я думаю, что после введения некоторых послаблений по посещению республики эти показатели сравняются до конца года как минимум за счет тех мероприятий, которые проходили в октябре: это и Фестиваль культуры и спорта народов Кавказа, и театральные фестивали, и всевозможные выставки — мероприятия абсолютно разного уровня. Понятно, что это сейчас касается только тех туристов, которые размещаются в коллективных средствах размещения, мы наблюдаем пробел с экскурсантами.
Что касается потерь бизнеса, то у нас в регионе не так распространены кредитные обязательства бизнесменов перед банками, и именно по этой причине они не были обязаны выплачивать кредиты и платить по процентам. Это немножко способствовало тому, что чуть проще было встать бизнесу на ноги. Безусловно, поддержали отрасль решения, которые принял глава республики Рамзан Ахматович Кадыров, — по освобождению от налога на имущество и транспортного налога. Также поддержали предпринимателей и федеральные меры.
— Почувствовали ли в регионе всплеск внутреннего туризма с учетом закрытия границ из-за пандемии?
— Конечно, заметна положительная тенденция. Но надо учитывать: несмотря на то, что внутри республики режим самоизоляции снят, мы не в полной мере принимаем туристов из других регионов. Сохраняется необходимость наличия справки об отсутствии коронавируса при въезде в Чеченю, которая обязательна по требованию регионального Роспотребнадзора.
Это одна из тех мер, которая сохраняет в регионе один из самых низких по стране показателей по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией. Есть, конечно, потери притока туристов из других регионов, но внутри самой республики, особенно после снятия режима самоизоляции, мы чувствуем всплеск развития туризма. Жители республики начали больше изучать свой регион.
— В последние годы турпоток в республику стабильно рос. Что именно сегодня привлекает туристов в Чечню, что вызывает их интерес? Какие новые возможности предлагаются сегодня гостям?
— Интерес вызывает в первую очередь культура, самобытность чеченского народа, природа, архитектура. Также появился обратный эффект от всего негатива, который люди на протяжении долгих лет слышали о Чечене: сейчас они в новостном блоке в основном слышат только позитивные новости о нашем регионе, хотят своими глазами увидеть восстановленную из руин республику.
У нас на самом деле огромное количество предложений, и мы, наверное, идем чуть впереди многих регионов СКФО с точки зрения количества предложений. Я сейчас говорю именно про яркие инфраструктурные туристические проекты. К примеру, Российский университет спецназа — уникальная база, которая предлагает интересные милитари-туры. Современная архитектура, которой не может похвастаться на данный момент ни одна из региональных столиц Северного Кавказа: город Грозный и его здания, в принципе, могут конкурировать с городами более древними и старыми. Это и круглогодичный аквапарк, и дельфинарий — такого нет нигде в радиусе 900 километров.
Наша республика сейчас предлагает абсолютно все виды услуг. У нас есть санаторно-оздоровительный туризм, религиозный туризм, развлекательный туризм, экстремальный. Джипинг, рафтинг, экотуризм, рыбалка. Единственное, чего мы не можем в чистом виде предложить, это настоящий пляжный туризм. Моря, к сожалению, чисто географически у нас нет.
— Планируется ли сделать акцент на оздоровительном туризме, который становится востребованным из-за коронавируса?
— У нас есть курорт с вековой историей "Серноводск-Кавказский", но пока, к сожалению, не могу похвастаться тем, что он заполняется на 100%. Хотя с точки зрения стоимости оздоровительных программ он очень хорошо конкурирует с курортами Ставропольского края, но нам не хватает пиара и маркетинга.
Сейчас будет создана рабочая группа с участием профильных министерств и ведомств, которая займется контролем качества предоставляемых услуг на наших объектах и по выявлению новых направлений развития туризма в тех или иных районах.
Среди направлений, которые предлагается развивать, мы включили бальнеологию как одно из направлений оздоровительного туризма. Мы хотим, чтобы целебные источники воды, которые у нас в регионе, были лучше обозначены, подчеркнута их полезность. Мы имеем сейчас огромное количество источников воды, известных в народе своими целебными свойствами, но официальной информации около такого источника вы никогда не найдете. Нет, к сожалению, таблички с составом этой воды, с рекомендациями врачей по применению при определенных болезнях. Мы запросили у районов всю информацию о родниках, интересных достопримечательностях и исторических личностях, чтобы, основываясь на этой информации, развивать и другие виды туризма и инфраструктуру.
— Сколько туристов позволяет принимать сегодня туристическая инфраструктура республики? Хватает ли мест размещения? И какие крупные проекты в плане развития инфраструктуры для туристической отрасли планируется реализовать в ближайшее время?
— В республике сейчас примерно 4,7 тыс. койко-мест в гостиничной сфере. Инфраструктурная база позволяет нам принимать около 600–700 тыс. туристов в год. Понятно, что есть небольшие перекосы. К примеру, большое количество гостиниц приходится на Грозный, а в горных районах из-за всплеска развития внутреннего туризма чувствуется нехватка. Об этом постоянно говорим с инвесторами, которые так или иначе к нам обращаются за помощью, за консультацией. Мы всегда объясняем ситуацию и подсказываем, куда инвестору лучше вложиться, чтобы быстрее окупить вложенные средства.
Проводится также работа по газификации горных районов, проведению электричества и строительству автодорог. Это очень важно, потому что туда, где появляется эта инфраструктура, приходит бизнес, будь то база отдыха, придорожный сервис или магазинчик.
Если говорить о глобальных проектах, то наше правительство подписало соглашение с Ростуризмом о реализации второго этапа развития туристско-рекреационного кластера "Кезеной-Ам" — это строительство высоковольтной линии электропередачи, чтобы обеспечить одноименный туристический комплекс на берегу самого большого озера Северного Кавказа постоянным источником энергии. На этом объекте нет своего электропитания, есть только временная линия со стороны Дагестана. Начать строительство планируется в 2022 году.
Кроме того, в ходе недавнего рабочего визита в Грозный теперь уже вице-премьер правительства РФ Александр Новак заявлял, что Минэнерго РФ поддержит проект по электроснабжению курорта "Ведучи". Для дальнейшего развития курорту требуется 25 МВт.
— В России стартовал уже второй этап программы туристического кешбэка. Насколько активно участвуют в ней туристические объекты Чеченской Республики? Поможет ли эта программа, на ваш взгляд, привлечь дополнительный турпоток?
— Республика принимает участие в этой программе, но пока у нас нет больших результатов по продаже туров. В ходе первого этапа было продано туров на несколько десятков тысяч рублей, это объяснимо. Во-первых, это первый опыт — мы никогда в России не платили людям за то, что они путешествуют по стране. Во-вторых, первый блин немножко оказался комом — не все прошло очень гладко, были небольшие технические проблемы. Что касается второй волны — тут надо просто понимать, что на основном российском сайте, где вы можете получить информацию о доступности туров в регионы, Чеченская Республика официально по документам сейчас является закрытым для туристов регионом. Кроме того, не все объекты у нас оказались классифицированы, у многих даже не было возможности участвовать.
Поэтому мы дополнительно запустили свою региональную программу для стимулирования развития внутреннего туризма и обеспечения круглогодичной загрузки на предприятиях санаторно-курортных и туристических комплексов региона. В нее включены специальные пакетные предложения со скидками от 15 до 40%.
Министерство, в свою очередь, помогает, подсказывает и продвигает участвующие в программе объекты. Они смогут извлечь выгоду и заполнить базу в межсезонье.
— В августе вице-премьер РФ Юрий Трутнев сообщил, что правительство рассмотрит возможность расширения расположенной в Чечне особой экономической зоны "Ведучи". Что даст региону это расширение, какие проекты там планируется реализовать?
— У нас расширение идет за счет земель, которые находятся вокруг озера Кезеной-Ам. Это позволит нам привлекать туда инвесторов на особо выгодных для них условиях. Грубо говоря, мы можем копить резидентов еще и на этой территории, где сейчас идет очень активное развитие. Там уже есть инвестор, который планирует построить новый отель, а потом рассчитывает стать резидентом и получить налоговые преференции. Кроме того, идея была такая, что в будущем "Курорты Северного Кавказа" включат в программу развития также кластер "Кезеной-Ам" и построят там горнолыжный курорт. Таким образом, имея два кластера — "Ведучи" и "Кезеной-Ам", мы сможем потихоньку соединить их по принципу "Трех долин" во Франции — создать чеченский Куршевель. Тем более, по поручению главы республики между курортами уже строятся дороги, восстанавливаются архитектурные комплексы и точки притяжения туристов.
— Вы неоднократно говорили о том, что для привлечения туристов на Северный Кавказ нужно создать единый туристический бренд. Как продвигается эта работа?
— Мы поддерживаем эту идею, и главное — даже начали эту работу. Но она из-за пандемии задерживается. Туристы хотели бы проехать по Кавказу, как по Золотому кольцу.
Наш регион и Северная Осетия уже предложили свои варианты туров, которые можно включить в общую кавказскую сеть. В своем предложении исходим из расчета "два дня на один регион". Брали самые яркие точки притяжения — в Чечне это Грозный и Аргунское ущелье, далее — выезд в Дагестан.
АТОР (Ассоциация туроператоров России) занимается брендированием маршрутов. Мы пригласили его представителей, но из-за пандемии визит перенесен на следующий год. Планируем показать маршруты, которые существуют, а специалисты помогут сделать полноценный брендовый маршрут, укажут на слабые точки и подскажут, какие пробелы нужно устранить.
У нас очень амбициозные цели, и для их достижения есть все условия как в регионе, так и в стране. Никогда в России не было такого внимания к туризму, как сегодня: переход Ростуризма из подчинения Министерству экономического развития под прямое управление правительством РФ, программа по кешбэку, идея формирования нацпроекта. Туризм может дать весомый вклад в экономику региона и страны в целом.
Беседовала Таисия Боршигова