16 декабря 2020, 02:00
Интервью

Анатолий Локоть: в пандемию Новосибирск не остановил ни одной крупной программы

Анатолий Локоть. Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Анатолий Локоть

Мэр Новосибирска Андрей Локоть — о подготовке к проведению Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году, потерях бюджета и планах по развитию социальной и транспортной инфраструктуры города

Крупнейший российский муниципалитет — Новосибирск — готовится к проведению в 2023 году Молодежного чемпионата мира по хоккею и, несмотря на экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса, реализует планируемые мероприятия, которые позволят не только провести чемпионат, но и будут полезны для города в дальнейшем. О том, сколько потерял городской бюджет в период ограничений, и на какие отрасли экономики делает ставку сейчас, как власти будут развивать социальную и транспортную инфраструктуру, а также как Новосибирск встретит новый год в условиях распространения коронавируса, ТАСС рассказал мэр города Анатолий Локоть.

Об экономических трудностях и драйверах роста

— Анатолий Евгеньевич, уходящий год был крайне непростым. Как вы можете охарактеризовать социально-экономическую обстановку после нескольких месяцев жестких санитарных  ограничений?

— Экономический кризис, который в результате ограничительных мер сложился, специалисты называют кризисом вынужденным. Он, по сути, был организован, когда было принято решение ограничить экономическую деятельность, чтобы сохранить здоровье граждан. В нашем случае это ограничение было особенно болезненным, поскольку то, что мы всегда называли своим преимуществом — диверсифицированную экономику, которая не ориентирована на одну или несколько центральных системообразующих отраслей, — обернулось нашим недостатком. Наиболее уязвимым оказался малый бизнес. Не только у самих предпринимателей упали доходы, но и часть мер поддержки бизнеса, которые были введены, были связаны с сокращением доходов бюджета. В частности,  была предоставлена отсрочка по арендным платежам, в том числе за аренду земельных участков муниципалитета — это тоже сказалось на доходах бюджета.

Мы ожидали, что  бюджет потеряет  около 2 млрд рублей — около 4% от доходов бюджета и почти 7,5% от собственных доходов. Но предварительные итоги показывают, что все сложилось гораздо лучше. В середине года мы провели работу по секвестированию бюджета, а кроме того, получили поддержку федерального центра почти на 1 млрд рублей. И, по предварительным итогам, мы не доберем доходов только около 300 млн рублей.

— Повлияло ли это как-то на выполнение планов мэрии? Что не удалось реализовать? Перейдут ли какие-то проекты из запланированных на этот год в следующий?

— Понятно, что в структуре бюджета около 70% расходов относятся к категории «защищенных» — мы не можем их сокращать ни при каких условиях. Это такие вещи как выплата зарплат. Но и в остальном мы не остановили ни одной крупной программы, выполнили все обязательства по федеральным программам и нацпроектам. Три новых школы и 10 детских садов, которые были запланированы на этот год, все они построены. Тем не менее, назвать год удачным я не могу.

И хотя я уверен, что доходная часть будет расти за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов, мы многое позволить себе не сможем. По сути, бюджет развития — та часть расходов, которая не имеет четкого целевого назначения — у нас уменьшится с 6 до 4 млрд рублей.

 Как можно улучшить ситуацию? Возможно, должны появиться какие-то новые отрасли, которые обеспечат экономический рост и укрепление бюджета города?

 Безусловно, это высокотехнологичные производства и новые технологии, в том числе сфера IT. Во-первых, в Новосибирске эта сфера хорошо развита. Во-вторых, опыт пандемии показал, насколько люди в этом нуждаются. Мы были вынуждены перестроиться на удаленную работу, и удобные IT-решения стали крайне актуальны.

Это вынужденный процесс — в обычной ситуации мы, может быть, два-три года потратили бы, чтобы отработать такую систему дистанционного управления. Но учиться было некогда, жизнь заставила быстро все реализовать. И в дальнейшем эти решения, наряду с другими технологиями, позволяющими выпускать продукт с высокой добавленной стоимостью, менее востребованным не станут.

О городской инфраструктуре

 Анатолий Евгеньевич, сегодня одна из самых горячих тем для обсуждения — обновленный генплан Новосибирска, который критикуют депутаты горсовета. Они с самого начала рассмотрения документа указывали, в частности, на недостаток социальной инфраструктуры, предусмотренной в генплане, особенно в центре города. Как можно решить эту проблему? Возможно, собственно, генплан в этом как-то поможет?

— Нужно понимать, что мы говорим о районах с уже сложившейся инфраструктурой, там нельзя просто что-то построить, как в новых районах. Изменить ее без сноса старых зданий невозможно. Депутаты это, конечно, понимают, и суть их предложений, если оставить эмоции, сводится не к тому, что нужно пытаться где-то на каком-то пятачке земли в центре пристроить новый детский сад, а к тому, что нынешние учреждения — те же школы — нужно подвергать реконструкции, капитальному ремонту.

Проблема в том, что эти здания сегодня не отвечают современным требованиям, они если не физически приходят в негодность, то устаревают морально. По мере возможностей мы будем их реконструировать или сносить и строить новые. Сегодня у нас в двух школах — №54 и №57 — занятия прекращены, они получат новые здания на старом месте. Школу №54 уже снесли, и в рамках имеющейся небольшой, прямо скажем, площадки под застройку предстоит разработать проект и построить новое здание, рассчитанное на 300 учеников. Мы оцениваем этот проект приблизительно в 350 млн рублей. Только таким образом можно попытаться решить проблему нехватки социальных учреждений в центре.

 Продолжая разговор о градостроительной политике, хочется перейти к транспортной инфраструктуре. В Новосибирске в последний год, благодаря подготовке к Молодежному чемпионату мира по хоккею, возобновилось строительство метро, которое остановилось почти 10 лет назад. Станция метро «Спортивная» строится в рамках подготовки к чемпионату, а каковы дальнейшие стратегические планы развития метрополитена?

— Речь в нашем случае идет о достройке метрополитена. Он у нас единственный за Уралом, строительство не нужно начинать с нуля, как, например, в Красноярске. И в этом наше преимущество. Что касается стратегических планов, сейчас мы имеем две действующих линии метрополитена. В советское время в плане перспективных линий их было заложено пять. Этими наработками мы пользуемся до сих пор, настолько грамотно он был сделан — город изменился, пассажиропотоки изменились, но план развития метрополитена все еще отвечает действительности, и ничего принципиально нового с точки зрения стратегии развития нет.

В первую очередь, мы хотим закончить Дзержинскую линию метро, которая сегодня насчитывает четыре станции. Предполагается еще две станции и локомотивное депо. Когда этот проект будет реализован, эффективность метрополитена и его доходы значительно возрастут — настолько, что метрополитен, как муниципальное предприятие, способен будет не только содержать себя, но и вкладываться в развитие сам, не привлекая бюджетные деньги — например, сможет покупать новые поезда. Затем предполагается развитие Ленинской линии — на левом берегу Оби, где у нас активно развивается жилищное строительство и очень остро стоят транспортные проблемы.

 В какие сроки эти проекты будут реализованы?

— Трудно говорить о конкретных сроках, поскольку проекты очень дорогие, и что-то прогнозировать без понимания конкретных механизмов финансирования нельзя. Сегодня мы понимаем, что метро нам не достроить без поддержки федерального бюджета, и я рад, что федеральные власти необходимость в нем понимают.

— От глобальных городских тем перейдем к конкретным проектам. 20-этажную гостиницу не могут достроить с конца 60-х годов, и ранее сообщалось, что к 2023 году проект все же завершится. В силе ли эти планы, не повлияла ли на них пандемия?

— Планы остаются в силе, и сроки не меняются. Сегодня на площадке активно идут работы. Инвестор заинтересован в том, чтобы закончить объект к МЧМ-2023 по хоккею, для гостиницы работа во время такого крупного спортивного мероприятия — лучшая реклама.

Сегодня мы исходим из того, что первые несколько этажей здания будут отведены под медицинские учреждения — там разместятся поликлиники, а инфраструктура гостиницы будет выше. Кроме того, в здание будет перенесен один из выходов станции метро «Площадь Маркса».

Об облике города

 К МЧМ-2023 в Новосибирске готовятся не только конкретные объекты, но и улицы в целом. Один из амбициозных проектов в этом смысле — сеть «умных остановок» с информационными системами о городском транспорте, системой распознавания лиц и другими подобными технологиями. Недавно был объявлен конкурс на создание этой системы — пользуется ли проект спросом у инвесторов? Есть ли интерес к нему?

— На самом деле, мы понимали, что интерес есть еще три года назад, когда начинали работать над этой темой. Тогда появилось много потенциальных инвесторов, и каждый из них понятие «умной остановки» понимал по-своему. Сейчас же, когда мы вышли на стадию конкурса, интерес сохраняется, и я не сомневаюсь, что инвестора мы найдем.

Нам, конечно, поступают претензии о том, что проект слишком объемный и финансово-емкий — он предполагает создание сети из 250 остановок. Поделите его на части, говорят нам. Но мэрия на это не пойдет — никакого нет смысла в делении сети на части, которые между собой не состыкуются. Будут проблемы с объединением и в единую систему, и пропадет сама суть проекта. Тем не менее, сейчас мы имеем порядка 10 предложений инвесторов — это как сравнительно небольшие компании, так и крупные федеральные структуры.

— А что будет с самим городским транспортом? В ходе летнего голосования за распределение средств «народного бюджета» новосибирцы решили потратить их именно на общественный транспорт. Один этот факт говорит о том, что проблема стоит в городе достаточно остро.   

— Что касается «народного бюджета», 15 автобусов от белорусского МАЗа мы ожидаем уже в декабре, и в следующем году они начнут работать на городских маршрутах. А что касается закупок, в планах на следующий год предусмотрено еще 40 новых автобусов в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это будут автобусы отечественного производства — таково условие нацпроекта.

В этом году мы также планировали купить новый поезд для метрополитена, но, к сожалению, падение пассажирооборота в метро из-за пандемии и, как следствие, падение доходов метрополитена, не позволило это осуществить. Надеюсь, мы сможем в следующем году и реализовать этот проект.

— Завершая разговор, вопрос о предстоящих новогодних праздниках. В этом году они проходят в непривычном формате санитарных ограничений. Как принимались решения о том, какие праздничные площадки будут действовать, и что было сделано мэрией?

— Мы последовали рекомендациям Роспотребнадзора, чтобы праздничные площадки размещать исключительно на свежем воздухе. Поскольку нужно избегать и больших скоплений, скученности людей, мы отказались еще и от организованных праздничных мероприятий — открытий елок, фейерверков — то, что у нас всегда было в изобилии в новогоднюю ночь. Ставку делаем на прогулки на свежем воздухе и спортивные мероприятия, поэтому в этом году будет больше катков, елочных городков и лыжных трасс. Каникулы будут, и хочется, чтобы люди могли прогуляться и отдохнуть.

Беседовал Алексей Стрелец