24 декабря 2020, 13:30
Интервью

Зарина Догузова: путешествия должны стать частью образа жизни современного человека

Глава Ростуризма — о том, куда отправиться в спонтанное путешествие по России на новогодние праздники, когда может возобновиться продажа туров с кешбэком и можно ли ожидать в следующем году восстановления международных туристических потоков

Куда отправиться в спонтанное путешествие по России на новогодние праздники, когда может возобновиться продажа туров с кешбэком и можно ли ожидать в следующем году восстановления международных туристических потоков, рассказала в интервью ТАСС руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

Перезапуск кешбэка

— Завершился туристический кешбэк — очень важная программа для развития внутреннего туризма. Расскажите немного об итогах. На сколько благодаря акции удалось увеличить продажи туров по России и какие локации оказались наиболее популярными?

— Туристический кешбэк в этом году стал без преувеличения самой креативной, яркой, самой заметной и обсуждаемой мерой государственной поддержи в туризме, которая при этом одновременно сгенерила большие социальные и экономические эффекты. На программу было выделено 15 млрд рублей.

Итоги программы в масштабах страны и отрасли очень заметные — в первую очередь для людей и для ключевых игроков индустрии. На 1,2 млрд рублей наши граждане получили кешбэк, а в целом в рамках этой программы на поездки внутри страны было потрачено 6,5 млрд рублей.

Продажи туроператоров увеличились на 40% год к году, по гостиницам и агрегаторам — от 15% до 20% мы тоже увидели рост продаж

У порядка 300 тыс. россиян, которые воспользовались программой, появилась возможность дешевле отдохнуть, сэкономить, а кто-то поехал исключительно благодаря тому, что была программа кешбэка. Буквально такие комментарии мы получали: "Спасибо огромное, у меня папа решил поехать в санаторий только потому, что услышал по телевизору про программу туристического кешбэка".

— То есть это помогло привлечь новых туристов, которые так бы не поехали отдыхать.

— Абсолютно да. А для тех, кто и так планировал поездку, это стало существенной экономией, люди потратились на что-то еще, смогли спланировать какие-то другие семейные траты. Особенно это важно для больших семей, для семей с детьми.

Второй очень важный эффект — мы, конечно же, поддержали в этот очень тяжелый год индустрию, отрасль, туроператоров, гостиницы и еще десятки смежных отраслей, которые задействуются, когда турист едет отдыхать, — это и общепит, и сувенирная продукция, и народно-художественные промыслы, и транспортная составляющая. Мы исходим из того, что где-то до 13 млрд рублей было привлечено в региональные экономики.

За этими словами люди, миллионы людей, которые работают в индустрии гостеприимства, и мы таким образом поддержали в регионах занятость, дали людям возможность заработать, отрасли — работать. И, конечно, эта мера наряду с другими мерами поддержки внесла свой вклад в то, что рынок в целом сейчас стабилен, банкротств туроператоров нет.

Конечно, программа изначально была рассчитана на больший спрос, но обстоятельства этого года не позволили в полной мере ее реализовать. Все очень рады, что президент РФ Владимир Путин поручил продлить эту программу, и у людей будет уникальная возможность продолжить путешествовать по России с кешбэком.

— Ну, кстати, президент сказал, что этот вид услуги — туристический кешбэк — может стать более масштабным в следующем году. Что он имел в виду? Больше денег будет выделено на программу, больше туристов поедет, больше представителей отрасли будет задействовано?

— Вот два самых важных фактора — это ситуация с коронавирусом и в целом повышение узнаваемости внутренних направлений. Уверена, что спрос в следующем году будет выше. Мы, конечно же, не будем стимулировать так же, как и в этом году, пики сезона.

— То есть это будет межсезонье, правильно я понимаю?

— В первую очередь межсезонье, новые направления, но мы не будем ограничивать географию страны.

— Есть ли вероятность, что уже этой зимой будет запущен третий этап продаж туров с кешбэком?

— С учетом самой технологии — процесс все же достаточно сложный — я думаю, реальнее будет перезапустить программу в первом полугодии. Рассчитываем ближе к марту, чтобы туристы могли планировать весну, майские праздники, ранние бронирования на осень.

У нас было и остается предложение включить санаторно-курортный комплекс, санатории всей страны в программу туристического кешбэка. В этом году удалось включить только те санатории, которые прошли классификацию.

Зима и новогодние праздники

— Поговорим про Новый год. Как идут бронирования на праздники и правда ли, что все лучшие отели уже забронированы? Или еще есть шанс найти что-то интересное? Что вы можете посоветовать туристам?

— Новогодние праздники не только в этом году, но традиционно из года в год — это пик спроса. Поэтому, конечно, по наиболее популярным направлениям, по самым популярным горнолыжным курортам, в частности, речь идет о Краснодарском крае, конечно, бронирования во многих отелях под 90%, а то и 95–100%. Спрос большой, и если сравнивать с зимой прошлого года, то он где-то в среднем на 10–15%, по определенным территориям даже на 20% он выше, чем в прошлом году.

Но места еще, безусловно, есть. Если брать тот же Краснодарский край, то многие едут не только на лыжах кататься, но можно поехать в прибрежный кластер, там есть очень хорошие отели, где еще можно забронировать места. Температура зимой у моря может доходить до 18 градусов тепла: можно гулять, взять напрокат автомобиль, посетить прекрасные парки, рестораны, посетить горный кластер.

Еще одна идея — Казань, Республика Татарстан с фантастической гастрономией, музейными комплексами. По ней одно удовольствие гулять. Большие возможности по санаторно-курортному комплексу в Республике Башкирия, где невероятно красиво. Башкирия вообще многими пока недооценена. Она не менее красивая, чем Алтай. Великий Устюг — мы в этом году запускаем туда специальные программы.

Многие люди на самом деле будут спонтанно планировать отдых. Отметят Новый год дома, а дальше 10 дней январских праздников, в какой-то момент дома можно заскучать

Москвичи могут отправиться в Подмосковье. Можно отправиться в прекрасное автомобильное путешествие по городам Золотого кольца или в большое путешествие из Москвы в Санкт-Петербург или из Санкт-Петербурга в Москву, а по дороге посетить Новгородскую, Псковскую области, Тверскую область — прекрасный Торжок, Вышний Волочек, Пушкинские горы, Великий Новгород, доехать до Питера, оттуда можно двинуться в сторону Русского Севера, Карелии.

Поэтому возможности огромные. Не страшно, если вы не успели спланировать Новый год, можно это сделать спонтанно. Какие-то дальние поездки уже сложнее планировать, но вокруг каждого города-миллионника есть автомобильные маршруты. Кстати, автомобильные путешествия набирают популярность. Уверена, что они будут трендом и следующего сезона. И вообще с учетом эпидемиологической ситуации популярность автомобильных путешествий будет только возрастать.

— Изменились ли цены на новогодний отдых в России по сравнению с прошлым годом, особенно с учетом ограниченного предложения по зарубежным направлениям?

— Мы в этом году не наблюдали роста цен. Количество доступных предложений по сравнению с прошлым годом само по себе возросло, и путешествия стали более доступными.

То есть в этом сезоне были десятки новых направлений, которые в 1,5–2 раза стоили дешевле, чем в предыдущие годы. Это касалось и летнего сезона, и осеннего, и сейчас — зимнего сезона

Конечно, мы наблюдали и летом, и сейчас, зимой, видим рост цен в ограниченном, достаточно дорогом сегменте пятизвездочных отелей, которых в нашей стране не очень много. И эти цены, как правило, вырастают за последние два-три номера, за которыми стоит очередь. Это динамическое ценообразование, рыночные механизмы никто не отменял. Плюс дефицит качественной туристической инфраструктуры в пики сезона. Но в целом такого количества доступных новых интересных направлений, какое было в этом году, не было никогда.

Еще, кстати, интересная вещь. Мы видели, что в периоды, когда работал туристический кешбэк, целый ряд агрегаторов, которые к этой программе не подключились, они запускали тоже специальные программы и снижали стоимость. То есть за счет кешбэка снизилась стоимость еще и на других агрегаторах. И авиакомпании запускали специальные программы, авиабилеты стоили дешевле, чем в прошлом году. Поэтому в целом и благодаря мерам поддержки, и благодаря запуску новых направлений, такой активной вовлеченности туроператоров, рынка и благодаря тому, что мы в принципе впервые стыковали туроператоров с гостиницами, регионами, с экскурсионными программами, впервые формировали такие турпродукты, конечно, на полке было очень много предложений.

— Можно сказать, что на новогодние праздники цены в среднем не вырастут?

— Не вырастут. Мы действительно не видим этот рост цен.

— Ростуризм и Роспотребнадзор обновили рекомендации для туристической отрасли в период пандемии. Как отличаются эти требования от тех, что были летом?

— Основа санитарных требований, протоколов безопасности была сформирована перед стартом летнего сезона. По этим правилам отрасль отработала летний сезон очень четко, без каких-либо эпидемических вспышек и сложностей с коронавирусом. Мы взяли их за основу и адаптировали к зимним видам развлечений.

Все это касается соблюдения правил безопасности, температурного режима, санитарных требований к дезинфекции и уборке помещений, сколько раз нужно проводить влажную уборку, проветривать помещения.

Вводятся ограничения по единовременному нахождению людей в одном помещении, что особенно актуально для горнолыжных курортов и подъемников. Персонал должен вовремя подсказывать туристам, что необходимо соблюдать масочный режим

Мы понимаем, как важна эта возможность работать для отрасли. После лета уже не закрывали отрасль. Дали возможность лето отработать, осень отработать, сейчас на зиму пусть и с ограничениями, но все регионы у нас готовы принимать туристов, это ключевая и самая главная антикризисная мера поддержки отрасли.

Нацпроект по туризму и прогноз

— Ростуризм ведет работу над новым национальным проектом. Какая основная задача стоит перед ведомством в рамках этого документа? Я так понимаю, что он будет системообразующим для отрасли и определит горизонт развития на ближайшие 10 лет.

— Мы сейчас по поручению президента, председателя правительства ведем работу над национальным проектом. Основные подходы к его формированию уже поддержаны, утверждены. Рассчитываем, что в окончательном виде нацпроект будет утвержден в первом полугодии следующего года. Какая основная философия, основной замысел. Мы в его основу положили идею о новом подходе к путешествиям как части образа жизни современного человека.

Поэтому мы для себя наметили, по сути, два ключевых трека. Первый — создание возможностей для частых, коротких, межрегиональных поездок на территории всей страны, которые повышают, с одной стороны, связанность страны, а с другой стороны, дают людям возможность доступно, комфортно отдыхать в том числе недалеко от дома. И второй трек связан с системным, комплексным, поэтапным развитием тех территорий, которые являются визитными карточками нашей страны, создание на них курортов федерального масштаба — это Байкал, Камчатка, Алтай и многие другие территории.

Вообще, конечно, национальный проект очень важен для всех регионов, я абсолютно убеждена, что развивать культуру индустрии гостеприимства можно на всей территории страны и в каждом регионе.

— Какой объем финансирования необходим для нацпроекта?

— Мы, конечно, в разы отстаем по всем основным показателям эффективности — это и количество путешествующих, и доходы индустрии туризма, и количество создаваемых рабочих мест в отрасли, и вклад туризма в ВВП страны. Ставим перед собой достаточно амбициозные цели — от 1,5 до 2–2,5 раза увеличить все ключевые показатели эффективности за 10 лет. Вот для того, чтобы удвоить показатели, нам нужно будет значительно увеличить текущее финансирование туризма. Вместе с тем окончательные финансовые параметры еще формируются.

При этом мы понимаем, что пул инвестиционных проектов, который уже сейчас у нас есть, сформирован за этот год, он порядка 200 млрд рублей. То есть бизнес уже сейчас, в течение ближайших двух-трех лет, готов порядка 200 млрд рублей вложить в туризм и развитие индустрии гостеприимства. И если мы говорим про туристические мультипликаторы, которые минимум один к трем, то речь уже идет о практически 600 млрд рублей вливаний в экономику.

Ключевая наша задача — создать такие условия и в части налогов, дешевых кредитов, софинансирования различных мероприятий, и в части объединения усилий с регионами и бизнесом, при которых все это будет развиваться. И тут мы без бизнеса, без инвестиций не сможем обойтись.

— А какие налоговые меры поддержки обсуждаются?

— Мы сейчас развиваем туризм, опираясь на существующие налоговые режимы. Но, конечно, не исключаем и прорабатываем возможности для создания особых режимов, именно туристических, на тех территориях, где это будет необходимо.

— Какие у вас ожидания на следующий год и возможно ли, что отрасль начнет наконец восстанавливаться?

— Рассчитываем, что восстановление внутреннего туризма в следующем году продолжится. Все будет зависеть от того, как эпидемиологическая ситуация будет развиваться. Я думаю, что следующий год при благоприятном сценарии уйдет на восстановление докризисных показателей.

Если мы говорим в целом про оборот отрасли, он сильно зависит от въездных потоков. Въездные потоки, не думаю, что восстановятся раньше 2022 года. А если говорить о таких активных туристических потоках, не думаю, что это произойдет раньше второго полугодия следующего года.

Беседовала Мария Дорохина