16 апреля 2021, 13:30
Интервью
Пандемия COVID-19

Министр туризма Греции: готовы принять россиян, планировавших отдых в Турции

Харис Теохарис. AP Photo/ Petros Giannakouris
Харис Теохарис
О снятии въездных ограничений для россиян и о преодолении республикой пандемии

Министр туризма Греции Харис Теохарис рассказал в специальном интервью ТАСС о снятии ограничений для въезда россиян на отдых, ответил на вопросы о преодолении республикой пандемии, а также поделился желанием вывести из-под контрсанкций греческую фету и оливки.

— Если позволите, сразу к горячей теме. На этой неделе Россия приняла решение об ограничении авиасообщения с Турцией из-за текущей непростой эпидемической ситуации. Тысячи российских туристов лишились возможности провести там свой отпуск. Как можно ожидать, многие из них постараются найти альтернативу. Готова ли Греция принять всех этих туристов вместо Турции? Есть ли у страны для этого все необходимые ресурсы и возможности?

— Конечно, это очень тяжелая ситуация с пандемией. Мы пока можем только ожидать конца этого кризиса, но мы все еще далеки от этого. Мы еще далеки от той ситуации, которую хотели бы видеть.

При этом Греции удается справляться с пандемией лучше, чем многим странам, чем большинству стран, я бы сказал. В прошлом году мы доказали, открывшись для туристов и найдя хороший баланс между мерами по здравоохранению и возможностью путешествовать и отдыхать, что туризм и пандемия могут сосуществовать

В этом году ситуация по-прежнему везде нестабильна. Конечно, каждая страна, включая Россию, имеет право принимать все необходимые меры для защиты своих граждан. И мы тоже это делаем.

Но у нас есть полноценная система, которая обеспечивает безопасность туристов, — поскольку мы открыты, но у нас есть свои внутренние и внешние ограничения.

Поэтому, если коротко отвечать на ваш вопрос, — да, мы готовы принимать туристов из России. И мы сможем сделать это так, чтобы обеспечить их безопасность и чтобы в то же время была обеспечена безопасность и наших граждан.

— Есть ли в Греции опасения, что Россия может в один момент ограничить авиасообщение из-за эпидемической ситуации, как это случилось с Турцией? Вы только что сказали, что Греция готова принимать туристов, но что будет в таком случае?

— Нет. Эпидемическая ситуация в Греции в настоящее время действительно улучшается.

— Вы преодолеваете третью волну пандемии?

— Да. По всей видимости, мы преодолели пик третьей волны. И за прошедшую неделю у нас зафиксировано сокращение случаев заражения на 50% по сравнению с неделей до этого. Мы предприняли очень строгие меры, Греция всегда строго относилась к ситуации со здравоохранением, запрещая перемещение, закрывая рестораны, делая множество других вещей. С учетом этого мы способны контролировать ситуацию. Хотя это не значит, что мы находимся в этом вопросе там, где хотим. Мы хотим сохранить этот тренд по снижению количества заражений.

Мы уверены, что справимся. С таким союзником, как погода — мы видели в прошлом году, что погода помогает сдерживать распространение заболевания. Со знаниями, которые имеют наши врачи сейчас. Мы теперь знаем намного больше об инфекции. С программой вакцинации, которая в Греции реализуется хорошими темпами. У нас немного тех, кто отказывается от прививок, люди принимают это и прививаются. Это уже повлияло на снижение числа смертей и заражений у старшего населения — это еще одна хорошая вещь. И, наконец, с быстрым тестированием. У нас много более дешевых, более быстрых тестов в нашем распоряжении.

Итак, мы чувствуем, что у нас полноценная система, которая позволит обеспечить для всех безопасность. Нет никакого смысла ограничивать или запрещать [рейсы]. Греция движется в правильном направлении. Нет никакого смысла сейчас ограничивать авиасообщение, поскольку мы находимся не на подъеме заболеваемости. И позвольте отметить, у нас всегда была очень прозрачная политика на протяжении всей пандемии. Мы публиковали наши показатели, мы их объясняли, мы приглашаем другие страны обсуждать это, приезжать в Грецию и смотреть, как мы справляемся.

Пользуясь этой возможностью, я хотел бы даже пригласить главу Министерства здравоохранения России приехать в Грецию или пообщаться с нашим главным эпидемиологом [Сотирисом] Циодрасом, чтобы своими глазами увидеть и понять, как мы справляемся с пандемией. Мы не подменяем понятий, мы не скрываем цифр. Мы никогда не делали этого, в отличие от наших конкурентов.

— Не могли бы вы прояснить, каковы в настоящее время условия для въезда российских туристов в Грецию и как они будут изменяться? Из того, что мы знаем, сейчас действует ряд ограничений, которые могут быть отменены после 19 апреля. Так, существует квота на прием туристов и некоторые другие ограничения. Собирается ли Греция их отменить или ослабить в ближайшем будущем?

— Конечно. Мы уже объявили, что с 14 мая мы откроем Грецию для туристов. По пути к 14 мая мы постепенно снимаем ограничения, обеспечивая процесс таким образом, чтобы шаг за шагом все системы, весь персонал на границе и все, что необходимо, заработало в совокупности.

Мы уже начали постепенное снятие ограничений. 500 человек было предыдущим лимитом въезда, мы уже подняли его до 4 тыс. Мы будем рассматривать и другие изменения, чтобы облегчить путешествия. Все это — по пути к 14 мая.

Но с 14 мая Россия будет частью ограниченного набора стран, с которыми у нас не будет запретов по туристическим путешествиям

Конечно, система безопасности подразумевает, что вам нужно быть вакцинированным, переболевшим или предоставить отрицательный тест на ковид. Когда вы приезжаете, вы можете попасть в группу точечного тестирования: какой-то процент людей будет тестироваться. Они будут изолированы в случае позитивного теста. И затем, конечно, стандартные протоколы, которым следует Греция, будут распространяться и на туристов.

И наконец, у нас приоритетная вакцинация для персонала отелей и людей, работающих в сфере туризма. Это система с большим количеством мер безопасности, чтобы вам не надо было ни о чем беспокоиться, когда вы едете в отпуск в Грецию.

— Не могли бы вы, пожалуйста, уточнить один момент по сертификатам для привитых туристов? Сейчас по этому вопросу возникает много споров и недопонимания. Как говорят, только вакцинированные люди могут приехать в Грецию. Это действительно так? Не появится ли у российских туристов возможность посетить страну, имея на руках только справку об отрицательном результате ПЦР-теста?

— Это произойдет 14 мая, когда все ограничения будут сняты. Вы сможете приехать с сертификатом о вакцинации. Кроме того, мы принимаем сертификаты о вакцинации "Спутником V", которая не одобрена Европейским агентством лекарственных средств (ЕМА), но для туристических целей мы ее будем принимать.

— Что насчет сертификатов о прививках другими российскими вакцинами?

— У нас есть список вакцин из третьих стран. Я не могу сейчас на 100% вам ответить. Но "Спутник V" есть точно. Кроме того, с 14 мая мы разрешим посещать страну людям, у которых есть отрицательный ПЦР-тест или же с антителами, наличие которых проверить дешевле и быстрее.

— То есть приехать можно будет и без сертификата о вакцинации?

— С сертификатом или с отрицательным ПЦР-тестом. После 14 мая мы можем снять больше ограничений. Но с наступлением 14 мая система будет такой.

Я не стану забегать вперед и говорить о том, как мы будем снимать ограничения до 14 мая, но с этого дня в Грецию смогут приезжать люди, которые переболели, вакцинировались или получили отрицательный результат ПЦР-теста

— На какой стадии находятся переговоры между Россией и Грецией о взаимном признании сертификатов?

— Мы обсуждаем это на техническом уровне. Мы, конечно же, будем признавать, как я уже сказал, сертификаты вакцинации, выданные компетентными органами Российской Федерации.

— Как обстоят дела с визами? Можете ли вы подтвердить, что Греция выдаст их всем российским туристам, которые въезжают в страну?

— Мне не надо ничего подтверждать, потому что даже в прошлом году, в разгар пандемии, Греция не переставала выдавать визы, как другие страны. Таким образом, даже на пике кризиса мы доказали, что мы это делаем, и продолжим поступать так же. Не беспокойтесь об этом.

— То есть никаких проблем не будет?

— Не будет.

— Еще одна важная проблема, которая беспокоит россиян, — это авиасообщение. Какие договоренности есть у наших стран по данному вопросу?

— В обычных обстоятельствах между Россией и Грецией действует двустороннее соглашение об авиаперелетах. Однако часть переговоров, которые я веду в России и которые еще предстоят во время моего визита, посвящена тому, чтобы обсудить нашу готовность сгладить все проблемы и убедиться, что мы восстановим авиасообщение. В прошлом мы видели, что некоторые визы, которые мы выдавали людям, следовавшим к нам транзитом через другие страны, там не принимались. У нас были проблемы с другими странами. Лучше иметь прямое авиасообщение. В том числе именно поэтому я нахожусь в России.

— Сколько туристов вы ожидаете в этом сезоне?

— Я не хотел бы акцентировать внимание на том, сколько именно туристов будет. Самое важное, чтобы те, кто хотел приехать в Грецию, имели эту возможность и, находясь в стране, провели отлично время, вооружились широкой улыбкой, отдохнули и затем возвратились благополучно и в безопасности домой к своим родным, друзьям и коллегам. Вот что важно для нас в этом году, потому что мы чувствуем, что в этом году туризм — это тот вид услуг, который необходим для того, чтобы помочь людям найти баланс, равновесие, потому что все мы находились в состоянии стресса.

— У вас позитивные ожидания?

— Я только могу сказать, что этот год будет лучше предыдущего, но мне бы не хотелось вдаваться в подробности и говорить о количественных показателях.

— И последний вопрос, если вы не возражаете. Как вы знаете, в России действует продуктовое эмбарго на импорт европейских товаров. Недавно посол Италии в Москве сказал, что он хотел бы больше всего, чтобы пармезан вновь стал поставляться в Россию. Какой бы греческий уникальный продукт вы хотели бы видеть на российском рынке снова?

— У нас очень много продуктов, которые пришлись бы вам по вкусу. Конечно, греческие фрукты важны для россиян. И я знаю, что вы многие фрукты импортируете. [Я бы ответил] — греческая фета, конечно, наш знаменитый белый сыр. И, в конце концов, оливки — лучшего качества в мире. Так что, думаю, я хотел бы разделить одну позицию на эти три продукта.