2 июня 2021, 14:00
Интервью
ПМЭФ-2021

Владислав Шапша: Калужская область вышла из пандемийного кризиса

Владислав Шапша . Владимир Гердо/ ТАСС
Владислав Шапша
Губернатор Калужской области — о том, как регион намерен реализовывать заключенные на ПМЭФ соглашения, о планах построить канатную дорогу через Оку, запустить новую модель здравоохранения и стать крупнейшим научно-медицинским кластером страны

Калужская область на Петербургском международном экономическом форуме планирует подписать соглашения на общую сумму в 40 млрд рублей. Губернатор Владислав Шапша в интервью ТАСС на полях форума рассказал, как регион намерен реализовывать эти договоренности, а кроме того — построить канатную дорогу через Оку, запустить новую модель здравоохранения и стать крупнейшим научно-медицинским кластером страны.

— Владислав Валерьевич, какое количество инвестиционных соглашений планирует подписать регион на ПМЭФ в этом году?

У нас более десяти компаний на форуме, которые изъявили желание с нами сотрудничать и реализовывать свои проекты на территории Калужской области. Общий объем подписанных инвестсоглашений составит около 40 млрд рублей.

— Есть ли уже понимание по срокам их реализации?

— В прошлом году мы запустили семь предприятий, в этом запустим еще семь, в следующем — уже пять предприятий. Поэтому проекты, о которых мы говорим сегодня, будут реализованы где-то через два-четыре года. Но об этом всегда нужно договариваться заранее, они же не строятся по мановению волшебной палочки. Это же сложнейшие инженерные объекты. Для понимания: за последние пять лет средний показатель объема инвестиций в основной капитал составил 95 млрд рублей, в прошлом году — 112 млрд. То есть несмотря на пандемию, предприниматели верят в надежность нашего партнерства, видят перспективы для развития бизнеса и вкладывают средства в регион.

— Как экономика региона пережила этот непростой год?

— С одной стороны, сказать, что год был успешным, конечно, нельзя, потому что были люди, в том числе среди моих хороших знакомых, которые болели, умирали, и это очень тяжело. Но с точки зрения жизнедеятельности региона, я считаю, мы прошли этот год с минимальными потерями, потому что очень оперативно реагировали на ситуацию. И после краткосрочного локдауна, который был у нас по всей стране, мы достаточно быстро открыли наши предприятия, и оказались, кстати, правы. Мы не закрывали границы, не устанавливали какие-то драконовские препятствия. Мы убеждали людей и требовали соблюдения тех норм, которые нам рекомендовал Роспотребнадзор.

Потери в экономике были, они понятны и обоснованны. Рынок автомобилестроения в целом просел в стране, а у нас автокластер является весомым звеном в экономике региона.

Вы знаете, что автосалоны были закрыты, хотя это решение, мне кажется, не было оправданным. Люди в автосалоны ходят в гораздо меньшем количестве, чем, например, в продуктовые магазины, и вряд ли там можно было представить себе толкучку. Но такое решение приняли, и падение в отрасли было значительным

При этом в сельском хозяйстве, напротив, был рост на 3,6%, существенно подросли в строительстве, приборостроении. То есть у нас произошло замещение этих выпадающих доходов. И в этом году у нас уже за первые четыре месяца рост промышленного производства составил почти 17%.

— Область уже вышла из пандемийного кризиса?

— Практически да.

— В своем послании Федеральному собранию президент отметил, что регионы с ответственной долговой политикой смогут получить из федерального бюджета поддержку на обслуживание коммерческих кредитов. Насколько это актуально для Калужской области?

— Для Калужской области этот вопрос не является первостепенным, как для многих других регионов, потому что еще в 2017 году все наши коммерческие долги были погашены, имеющиеся у нас долги — это бюджетные кредиты. Так что в этом смысле мы находимся в достаточно безопасном состоянии, и это не мешает нам войти в те инфраструктурные проекты, о которых также говорил президент, чтобы дальше развивать регион. Поэтому мы активно занимаемся стройкой.

В прошлом году у нас было введено в эксплуатацию более 820 тыс. кв. м жилья. Это один из самых высоких показателей в стране

Темпы строительства снижать не собираемся, а для того, чтобы все это работало, нужна инфраструктура, и это достаточно объемное направление работы.

— То есть вы планируете воспользоваться инфраструктурными кредитами, о которых говорил президент?

— Конечно, это же не просто предложения. Президент сказал о том, что регионалы должны не просто с протянутой рукой приходить и просить денег, а обращаться с конкретными, проработанными проектами. Нужно показать и доказать, что эти проекты — не просто красивые "хотелки", а реальная польза для региона.

— А у вас они уже есть?

— Да, есть. Правда, мы еще не определили, по какой из государственных программ они будут реализованы — по "Стимулу" (программа господдержки жилищного строительства — прим. ТАСС) или за счет инфраструктурных кредитов. К примеру, у нас есть улица Московская, это отличная широкая дорога, которая упирается в двухполосный, неосвещенный участок проезжей части без тротуаров и требующий реконструкции, поскольку именно он связывает Калугу с большим обходом, который сейчас строится и будет в ближайшие два года введен в эксплуатацию. Это как раз та транспортная артерия, которая позволит не стоять в пробках и развивать строительство. Около 800 млн федеральных средств планируем привлечь на этот объект по программе "Стимул" в следующем году.

Есть еще интересный проект, который сегодня очень активно обсуждаем, и уверен, что уже в этом году сможем его обосновать, а на следующий — приступить к его реализации. Это строительство канатной дороги в Калуге — с одного берега на другой

У нас уже есть партнеры, которые имеют опыт реализации таких проектов. Это всегда непросто, потому что есть сложившаяся застройка, есть охранная территория. Тем не менее этот проект абсолютно реализуем, и я уверен, что мы с поддержкой Минстроя России сможем воплотить его в жизнь в ближайшее время.

— Это будет туристический объект или все-таки часть городского транспорта?

— Это и туристический, и транспортный проект, в этом его преимущество. Например, канатка свяжет между собой такие популярные у туристов объекты, как горнолыжный комплекс "Квань" и вторая очередь Музея истории космонавтики. При этом позволит людям быстро перебраться в центр города, особенно в час пик. В этом году у нас должен появиться проект, который, как мы рассчитываем, поддержат на федеральном уровне. И, соответственно, уже в следующем году мы приступим к его реализации.

— Как обстоят дела с развитием государственно-частного партнерства, сколько концессионных соглашений планируется заключить в этом году?

— На сегодняшний день у нас действует 24 таких соглашения на сумму 2,7 млрд рублей, в прошлом году было заключено два, сейчас готовятся еще 18 соглашений в сфере здравоохранения, транспорта, образования, ЖКХ с совокупным объемом инвестиций около 6 млрд рублей. Президент поставил задачу — в кратчайшие сроки уйти от второй смены в школах, у нас сегодня восемь тысяч детей учится во вторую смену. Мы подготовили инициативы по строительству восьми школ, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, которые должны появиться в ближайшие два-три года. И мы это сделаем однозначно.

— Ваш белгородский коллега Вячеслав Гладков недавно предложил расширить свой научно-образовательный центр на соседние регионы, в том числе на Калужскую область. Есть ли у вас какое-то понимание, с чем ваш регион готов выступить в этом научно-образовательном центре мирового уровня?

— Конечно, есть. Понятно, что у Белгородской области есть значимые компетенции в сельском хозяйстве, именно поэтому они вышли с этой инициативой. Но и у нас тоже есть предприятия, научные институты, работающие в этой сфере. У нас в Обнинске, например, есть НИИ радиологии и агроэкологии, который разработал и активно использует методы радиационной обработки продуктов питания, тем самым позволяя значительно продлить их потребительские качества без внесения консервантов и прочей химии. При этом структура продукта, его свойства никак не меняются, он может спокойно храниться уже не месяц, а полгода, год. Это серьезный шаг вперед.  И у нас уже есть предприятие, которое в промышленном масштабе осуществляет подобную обработку пищевой продукции. Сейчас эта технология очень распространена в мире, она доказала свою безопасность и эффективность. В Европе, в США есть десятки подобных станций. И в нашей стране тоже нужно строить такие центры.

Матрица здоровья

— Согласно стратегии развития региона, Калужская область намерена увеличить к 2040 году численность населения на 30%, до 1,3 млн человек. За счет каких мер планируется это реализовать?

— Это действительно амбициозная цель, которую мы себе ставим. И считаем, что достичь ее можно несколькими способами. Во-первых, нужно стимулировать рождаемость. Сегодня многодетная семья, можно сказать, стала брендом Калужской области: у нас каждая девятая семья в регионе — многодетная. И это то направление, которое позволит, как нам кажется, существенно приблизиться к выполнению нашей задачи. Во-вторых, мы планируем привлекать студентов из регионов страны, создавать условия для старта трудовой карьеры после завершения учебы. В-третьих, это комфортная среда проживания. В Калужской области, к примеру, лесами покрыта почти половина всей территории, что говорит о качестве окружающей среды, о качестве воздуха.

Калужская область — это прекрасное место для жизни, в том числе для жителей крупных мегаполисов, многие из которых во время пандемии массово приезжали к нам, подолгу здесь жили и дистанционно работали

— Кстати, как у вас с интернетом?

— Мобильной связью охвачено 98% населения. Я думаю, что ни одна европейская страна не сможет похвастаться таким результатом. У нас за последние несколько лет компании сотовой связи инвестировали в строительство вышек 1 млрд рублей. 400 вышек — только 4G-связи. Сейчас в любом месте крупного города: Калуги, Обнинска и крупных районных центров 4G-связь — это стандарт. Но главная задача — чтобы такая устойчивая связь, без потери сигнала, была вдоль основных трасс. Чтобы, подняв трубку в Москве, можно было закончить разговор в Калуге.

— Еще одной целью стратегии развития региона является увеличение продолжительности жизни до 83 лет. Как будете повышать?

— В настоящее время наша медицина занимается в основном тем, что диагностирует и лечит уже имеющиеся заболевания. Тогда как в структуре факторов, влияющих на здоровье человека, медицина занимает лишь 10%. Образ жизни — 50%, генетика — 20%, экология — 20%. Будущее медицины — это превентивная медицина, основанная на предотвращении развития заболеваний. И мы договорились с директором НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Лопаткина Олегом Аполихиным и вместе с ним и его коллегами разрабатываем такую программу, которая называется "4П-медицина". В ее основе — создание условий для предотвращения заболевания, профилактика, персональный подход к каждому пациенту, и четвертое — это партисипативность, то есть вовлеченность пациента в процесс лечения, сохранения здоровья. При этом система мероприятий по профилактике здоровья должна строиться по принципу "матрицы здоровья". Когда одна комплексная межведомственная программа объединяет сходные по задачам мероприятия и планы разных ведомств. Каждое мероприятие программы будет решать целый комплекс задач и иметь долгоиграющий эффект.

— Это ваша уникальная региональная программа?

— Да, таких программ еще нет. По крайней мере, я не слышал об этом. Отдельные ее элементы, например, касающиеся диагностики, будем внедрять уже в этом году. Я думаю, что это будет некая интерактивная система, которая позволит каждому заинтересованному человеку включиться в работу по сохранению своего здоровья и получать таким образом консультации врачей, в том числе удаленно. То есть пациент говорит: я хочу жить долго, и дальше вместе с докторами, которые его сопровождают, идет к этой цели.

Если же говорить в целом, то у нас в регионе очень активно развивается частная медицина. И это неплохо. Те десятки клиник, построенные инвесторами, позволяют людям, у которых есть такая возможность, а учитывая уровень зарплаты в регионе, такая возможность есть у многих, получать услуги на высоком уровне. И сегодня наша задача довести до такого уровня государственную медицину, чтобы каждый человек смог бы без очереди получить качественную и оперативную помощь. И многое из этого уже сделано.

У нас прекрасная областная больница, прекрасный перинатальный центр — один из лучших в стране. У нас недоношенных 450-граммовых детей — человечка размером с ладошку — выхаживают! И каждому из этих детей МНТК им. Федорова, который тоже расположен на территории Калуги, делает операцию на глаза, потому что если не сделать операцию такому крохе в этом возрасте, то он будет слепым — такова природа, у него сетчатка еще не сформировалась. И ведь это серьезное достижение.

У нас есть медицинский научный онкоцентр в Обнинске, включающий в себя центр протонной терапии, химиотерапии, лучевой терапии. Сегодня мы планируем там строить центр ионной терапии.

И все эти возможности, уже сейчас имеющиеся на территории Калужской области, позволяют нам претендовать на то, что мы создадим мощнейший медицинский кластер. Куда будут приезжать лечиться не только жители нашего региона, но и всей страны, что во многом уже и происходит. Это будет такой центр медицинского туризма России

Инфраструктура для истории

— От медицинского туризма давайте перейдем к традиционному. Какой объем господдержки рассчитываете получить в рамках нацпроекта? Куда направите эти средства?

— Общая сумма по нацпроекту "Туризм" — 351 млн рублей. Если говорить о конкретных объектах, то у нас есть такой прекрасный старинный город Боровск, который, как и Таруса, прозвучал в послании президента как малые города, которые могут внести очень серьезный вклад в развитие туризма в стране. Боровск выиграл один из конкурсов по благоустройству, получив 45 млн рублей. И сегодня на эти средства реконструируется старинная площадь в центре города, и делается это так, чтобы сохранить исторический облик, но при этом учитываются современные инфраструктурные требования. Помимо этого, в городе создаются пешеходные прогулочные зоны, есть проект обустройства набережной.

По нацпроекту мы также рассчитываем получить средства, которые позволят реконструировать центр города Тарусы. Он станет прологом новой стратегии пространственного развития. Документ готовится с участием историков, экспертов, местных жителей и представителей бизнеса, его первые итоги мы озвучим уже в августе.

Такие маленькие города не требуют каких-то огромных вложений, несколько десятков миллионов — и это будет шикарный туристический объект. Там уже история все сделала, нам нужно лишь создать инфраструктуру, комфортные условия

И как раз эти города планируется включить в Золотое кольцо России. И соглашение об этом будет подписано на Петербургском форуме.

— Есть прогнозы и планы по увеличению турпотока?

— Нынче нам сильно помог проект "Новогодняя столица России". За эти две недели Калуга приняла 160 тыс. туристов — абсолютный рекорд. Так что это существенно улучшило настроение наших предпринимателей, задействованных в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса, а также в сфере развлечений. Уже в этом году мы планируем восстановить допандемийный уровень туризма, когда мы принимали 2 млн человек в год. И в ближайшие несколько лет увеличить этот показатель вполовину — до 3,5 млн туристов в год. 

—  Как отметите 650-летие Калуги? Дата серьезная.

У нас будет масса мероприятий, которые по аналогии с новогодними продлятся весь август. Например, мы впервые проведем фестиваль балетов, на который к нам со своей программой приедут театры из Москвы — "Русский балет" и "Имперский русский балет", будет постановка от Гедиминаса Таранды. Конечно же, на открытие нашей Ледовой арены мы пригласим звезд, в том числе звезд хоккея.

Очень много будет исторических мероприятий, потому что Калуга — город с большой историей, и все вехи ее жизни будут отражены в реконструкциях. Об этом мы договорились с известными специалистами данной сферы, которые восстановят главные события истории города, начиная от сражений в Малоярославце и Стояния на Угре до освобождения Калуги в годы Великой Отечественной войны.