Все новости

Чернышенко: электронные паспорта, которые будут вводиться в РФ, невозможно подделать

Интервью с вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко на ПМЭФ
© ТАСС

Президент России Владимир Путин в 2020 году определил цифровую трансформацию как одну из ключевых национальных целей. В интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко рассказал о том, какие задачи в настоящий момент решает правительство для реализации поставленной цели, а также раскрыл подробности о реализации проекта по биометрии, электронных паспортах, важности соблюдения баланса между цифрой и реальной жизнью, обеспечении домохозяйств в России доступом в интернет, предоставлении госуслуг и о развитии связи пятого поколения.

— Рада с вами встретиться на Питерском форуме, я считаю, крупнейшем событии этого года, в офлайне. Скажите, на мой взгляд, самой главной темой, которая проходит красной нитью через все сессии на форуме, была цифровизация. Вообще в сферах во всех направлениях, на ваш взгляд, что именно государство может сделать в этом направлении и, если можно, чуть подробнее про Госуслуги, их будущее развитие и те возможности, которые они предоставляют жителям нашей страны?

Во-первых, очень радостно видеть здесь всех людей, которые общаются на форуме. Чувствуется, что все истосковались по личному общению. Я понимаю, что никакая цифровизация не заменит личного общения. Также никакое дистанционное образование не заменит традиционного образования. И всегда, какой бы ни был уровень цифровизации, всегда будет возможность для гражданина получать услуги так, как ему хочется. То есть вы можете в офлайне пойти в многофункциональный центр, получить эти услуги. Но цифровизации в нашей стране повезло, президент обозначил пятую цель среди национальных целей развития это цифровая трансформация. Это очень широкое понятие, оно дает очень много возможностей для цифровой зрелости различных отраслей. Включая  госуправление, которое взаимодействует с гражданином, и оказывает услуги гражданам.

Вот у вас наверняка на смартфоне куча приложений, вы не задумываетесь, откуда они там появились и как они обновляются. Самое главное, что вам удобно в один клик [что-то сделать] и вы не чувствуете посредников между вами и оказанием услуги. Так в идеале должно быть и с государственными услугами.

Президент поручил, чтобы 95% всех госуслуг были доступны нашим гражданам онлайн. Для этого необходимо, чтобы у всех была возможность подключиться к интернету и 97% домохозяйств должны быть подключены к интернету. Это очень скоро произойдет, все массовые социально-значимые услуги, их сейчас мы выделили 169, уже до конца 2022 года будут переведены в электронный формат, чтобы их предоставление не требовало личного визита, а до конца 24 года все востребованные услуги должны быть доступны дистанционно в режиме 24 на 365. Социально значимые объекты уже в этом году [подключат к интернету] школы, ФАПы, все домохозяйства [изначально планировалось подключить] до 30-го года. Мы, конечно, это сделаем раньше. Основная проблема с удаленными труднодоступными регионами, где есть та плотность населения, куда не приходят коммерческие операторы, поэтому там будет спутниковый интернет. Либо экспериментальный, либо высокий эллипс, но в любом случае, интернет там будет, поскольку президент поручил.

Конечно, с одной стороны, новая коронавирусная инфекция подстегнула использование дистанционного получения услуг и поэтому на портале Госуслуг по итогам 2020 года было зафиксировано полтора миллиарда заходов, всего зарегистрировано 135 млн учетных записей, активных пользователей 85 млн.

— Это больше половины населения страны.

Каждый день на портал заходит 5 млн пользователей. У нас пик нагрузки — 7 тысяч обращений на портале в секунду, это было связано как раз с президентскими выплатами. После этого нам пришлось серьезно переделать всю архитектуру, все техническое оснащение. Портал способен поддерживать высокочастотные сервисы и выдерживать почти любую нагрузку. Потому что интерес растет, появляется все больше сервисов, и они уже не только такие, которые были связаны с пандемией. Например, запись к врачу это была самая популярная услуга, или получить выплаты на детей. Но уже набирают темп так называемые суперсервисы, которые охватывают несколько разных сервисов. Например, при рождении ребенка молодой маме не нужно заботиться о том, чтобы собирать справки, а будет возможность как раз весь комплекс услуг получить через единое окно.  

— Вообще это восхитительно, если честно. Потому что я помню, как моя подруга несколько лет назад просто отказалась от всего этого, потому что, мало того, что ты родил, так ты еще должен посетить огромное количество ведомств.

Это дай Бог, чтобы мамы рожали как можно больше. А мы сейчас в правительстве должны сделать все, чтобы то, что государство должно предоставить молодым мамам, все происходило легко, в один клик, без проблем. И мы этот механизм отрабатываем.

— Вы ранее говорили о тематических приложениях госуслуг "Авто", "Здоровье" и так далее. Вот как проходит работа по созданию таких приложений, какие есть сложности?

Только за прошлый год на госуслугах стали доступны онлайн еще 40 новых государственных услуг и сервисов. Понятно, что их будет становиться все больше, по мере получения запроса от населения. Здесь очень важный вопрос подняли, он связан с получением обратной связи. Правительство должно очень четко чувствовать, что нужно гражданину, а не само формулировать запрос. Поэтому вся новая система госуправления базируется на автоматически создаваемых первичных данных. Мы видим всю статистику, все данные. Плюс мы видим и слышим, самое главное, обратную связь от гражданина. Уже сейчас в Координационном центре правительства по 13 различным независимым каналам собираем обратную связь, нравится или не нравится нашим гражданам та или иная услуга, то или иное мероприятие, которое осуществляется. <…> Чтобы по итогу принять какие-то управленческие решения.

Поэтому как раз смысл цифровизации и заключается в том, чтобы за счет использования собранных данных можно было применять гибкое планирование, гибкое финансирование. Это как раз реагирование на запрос людей не после того, когда ты уже построил ненужную дорогу и потом только это понял, а именно возможность гибких изменений во время процесса

— А можно я воспользуюсь случаем и тоже предложу? Вы помните, был проект цифрового паспорта? Вот сейчас с ним что происходит?

— Сейчас на выходе документ, он готовится, согласно которому будет эксперимент уже буквально с 1 декабря 2021 года, сначала в Москве. Потом в середине 2023 г. по всей стране будет возможность гражданину выбрать иметь электронный паспорт либо обычный паспорт.

— А два?

Два пока нет, чтобы не возникало коллизии.

— То есть я должна буду отказаться от своего бумажного паспорта?

Вы должны будете выбрать, какой паспорт вы хотите. Может вам удобно электронный, либо паспорт обычный.

— А как вы думаете, многие воспользуются вот этой услугой?

Я думаю, что многие, особенно молодежь, поскольку это удобно с собой носить, не нужно бояться, что ты его потеряешь, его невозможно подделать, данные в нем очень хорошо защищены и плюс, это открывает возможность к большому количеству электронных сервисов, тебе не нужно думать про электронную подпись, не нужно думать про удаленную идентификацию, верификацию. Все это становится доступным с электронным паспортом, который содержит как раз биометрию.

— Кстати, про биометрию. Говорилось же, что правительство войдет в совместное предприятие "Сбера" и "Ростелекома" по биометрии.

Все так и происходит.

— А когда? На каком этапе сейчас процесс?

Золотая акция правительства в виде 2% [в СП] — это уже принятое решение. Сейчас идет согласование участников концессии, которые должны создавать инфраструктуру, чтобы нашим гражданам для государственных сервисов такая услуга предоставлялась бесплатно, то есть распознание по биометрическими данными. Здесь я хотел бы еще один миф развенчать, когда говорят о том, что можно скомпрометировать и украсть биометрические данные и дальше ими начать пользоваться. Нет, нужно понимать, что это векторная модель, она характеризует особенности для каждого человека. По ней невозможно ваш портрет сопоставить и какие-то дипфейки делать. Это совсем другая технология. Поэтому здесь угрозы для населения нет. Это очень важный вопрос, поскольку, конечно, цифровизация имеет вторую обратную сторону медали и здесь безопасность, она должна быть на уровне проектирования. Государство умеет защищать данные своих граждан и поэтому в основе создания всех систем прежде всего, конечно, лежит безопасность.

— Я еще хотела спросить про совместное предприятие по 5G. Это одна из тем, которая тоже поднимается на форуме. В итоге, будет ли проходить выделение частот операторами? И в принципе какому СП их выделят? Есть ли уже такие готовые решения по данному направлению?

Вопрос выделения частот будет решать Государственная комиссия по радиочастотам. Спектр, который определен для выделения, есть уже в миллиметровом диапазоне, там 24 ГГц с копейками (24,25-24,65 ГГц прим. ТАСС). Также запланировано высвобождение частотного ресурса в диапазоне 700 МГц. Есть планы о распределении частот в диапазоне 4800-4990 МГц, он не совпадает, конечно, с золотым диапазоном, который принят, например, в Европе и Америке, но при этом он используется в Китае, Японии, например, и Россия вполне может его использовать.

Здесь самый главный вопрос в том, чтобы Россия, и есть такое указание президента, создала свое собственное оборудование для 5G, чтобы сохранять свой технологический суверенитет, поскольку эти технологии активно используются для интернета вещей, в том числе и в беспилотном транспорте, умных дорогах, в управлении промышленными объектами, предприятиями. И для того, чтобы оборудование, не произведенное в России, не содержало каких-то скрытых возможностей, конечно. Нам нужно делать свое оборудование, чем сейчас успешно занимается Ростех.

— А все-таки, какой СП на ваш взгляд, говорилось о создание разных совместных предприятий может победить и получить частоты под 5G? И, возможно государство тоже войдет в какое-то СП, чтобы участвовать в этом процессе?

Вы, наверное, говорите про консорциум операторов, которые хотят объединиться для того, чтобы вместе разрабатывать эти диапазоны. Но окончательных решений не принято. Государство должно обеспечить равные возможности всем участникам рынка, и мы это обязательно сделаем.

— Ну, вы сами будете входить? Правительство будет входить в консорциум?

Правительство не должно конкурировать с бизнесом. Зачем оно будет входить в консорциум? Мы же не будем оказывать гражданам услуги связи.

Беседовали Лана Самарина, Ольга Шнайдер