7 июля 2021, 06:00
Интервью

Олег Газманов: мне повезло чувствовать пульсацию страны и передавать в песнях

Олег Газманов. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Олег Газманов

Народный артист России, певец и композитор — об истории своих хитов, будущих проектах и мемах

22 июля народный артист России, певец, поэт и композитор Олег Газманов отметит 70-летие, что для многих поклонников, привыкших к акробатических трюкам маэстро на концертах, будет большой неожиданностью. В преддверии праздника артист согласился рассказать ТАСС, как рождались знаковые для его карьеры и страны в целом песни, обсудить мемы, которые на них придумали в интернете, а также актуальную политическую и социальную повестку.

— Олег Михайлович, в первую очередь, поздравляю с юбилеем сына Родиона, которому на днях исполнилось 40.

— Спасибо!

— Может быть, вы раскроете секрет. Известные люди часто жалуются на нелегкую жизнь: журналисты подкарауливают, личные драмы и болезни. Почему же звезды так часто направляют своих детей на сцену?

— Не буду говорить о других артистах, только то, что касается меня. С Родионом получилось случайно: в 6 лет он стал звездой, причем реальной звездой — собирал стадионы по 40 тысяч человек. Так совпало: он здорово пел, я его специально этому не учил, и получилась песня "Люси" — суперхит, который потеснил на тот момент западные шлягеры на дискотеках. Потом у него сломался голос, и примерно в 12–13 лет он перестал заниматься музыкой. На самом деле, я вначале был против того, чтобы он был музыкантом, и сделал все для того, чтобы он просто получил хорошее образование. Он окончил колледж в Англии и финансовую академию в Москве с красным дипломом, стал заниматься бизнесом. А потом сказал: "Пап, я не хочу заниматься бизнесом, я хочу петь". Так что это его выбор. Я ему не то что не помогал, а вначале даже был против этого. Но он выбрал свой путь — неспокойное счастье быть творческим человеком, и я сейчас вижу, что он успешен и был прав.

— А вы лично никогда не жалели, что выбрали сцену, а не науку?

— Нет, я никогда не жалел.

— Даже сейчас, в трудные для артистов времена пандемии, на фоне запрета концертов?

— Трудности бывают разные. Например, в период войны наша страна испытывала не просто трудности, а была на грани уничтожения. Если сравнивать разные периоды истории, то что это за трудности, когда не пускают в ресторан без QR-кода? Я спокойно к этому отношусь.

Конечно, я понимаю, что сложно, понимаю, что во многом несправедливое отношение к нашей культуре, особенно к тем, кто живет только от концертов. Я говорю не про себя. У меня группа "Эскадрон", мы вместе 32 года. И конечно, я благодарен ребятам, что они держатся, мы гастролируем, когда это возможно. Мы все любим свое дело, и из-за этих положительных эмоций, которые мы получаем и отдаем людям, мы в этой профессии будем дальше продвигаться.

— Вы недавно привились, активно рассказываете об этом на своей странице в Instagram. Как себя чувствуете?

— Мы привились почти всей семьей. Родион раньше привился, в этот раз мы пошли с младшим сыном Филиппом, женой и тещей, которой 85 лет. Все чувствуем себя отлично. Легче всех прививку перенесли я и моя теща. У Филиппа вечером была температура, но на следующий день все уже было нормально. У жены было небольшое недомогание, слабость — и все.

Почему я активно пишу за прививку в Instagram? Я бы никогда не позволил себе кого-то уговаривать, но в силу того, что у меня есть возможность поговорить со специалистами самого высокого уровня в этой теме, я понял, что происходит на самом деле. Несмотря на то что у меня уже были антитела — я переболел в августе, показатель был неплохой — 50, — мне рассказали, что уже при показателе 100 можно снова вакцинироваться. И я поступил абсолютно прагматично на этот счет, без нервов, криков, шума оценил статистику, мнения специалистов и понял: если я и моя семья привьемся, то у нас будет очень мало шансов заболеть в сравнении с вариантом не делать этого.

И потом, я верю официальным данным и профессионалам, а не кликушам, которые в свое время заряжали воду по Кашпировскому. Все-таки у меня высшее инженерное образование, я занимался наукой в свое время и умею анализировать статистику и сегодняшнюю ситуацию. В итоге я сознательно пошел вакцинироваться.

— Перейдем к творчеству. Кто-то из ваших коллег специализируется на любовной лирике, у кого-то — патриотические ноты. А как бы вы описали собственное сценическое амплуа?

— Мне трудно втиснуть себя в узкие рамки одного музыкального направления.

Видимо, я больше чувствую себя поэтом, чем артистом, музыкантом, композитором. Мои чувства, жизненные ситуации преломляются в стихах, и от этого уже зависит все остальное, стиль музыки

Если у меня поэзия жесткая, то получается песня в стиле хард-рок, например "Сделан в СССР". Если это лирика, то получается "Единственная" или "Мама". Но главное то, что я не выпущу песню, пока не буду доволен тем, как у меня получились к ней стихи.

— Как могла родиться песня "Морячка" — понятно: вы выросли в Калининградской области, сами ходили в море. Но, например, "Есаул"? Расскажите историю создания.

— Очень сложно говорить, как это получается. Видимо, накапливаются мысли, а потом происходит какая-то вспышка: садишься писать и уже не оторвешься, пока не напишешь.

Песню "Есаул" я написал примерно в 1991 году, точно помню, что в городе Фрунзе, сейчас это уже Бишкек, Киргизия. Ночью, после концерта накрыло. Стал размышлять об истории страны. "Есаул" — это песня об истории. Аллегория: конь — это страна. "Есаул, есаул, что ж ты бросил коня". Вспомнил наши великолепные фильмы на эту тему: "Служили два товарища" с Владимиром Высоцким. Помните совершенно гениальные кадры, где конь прыгает за ним в море? Повлияла история гражданской войны, когда страна разрывалась на части, были люди, которые искренне верили, что они спасают страну. Наверное, самое страшное — это гражданская война: брат против брата, отец против сына. Так получилась эта песня.

— А "Свежий ветер" — это политическая песня? "Я сегодня не такой, как вчера. / Я голодный, но веселый и злой".

Это были времена перестройки, была какая-то майданная эйфория: вот мы сейчас все сметем и построим новое общество, будет нам всем хорошо, не так уныло, все будем счастливы, здоровы и красивы. На тот момент я в это абсолютно верил. Мне казалось, что пришли новые лидеры, Горбачев. Кстати, эту мою песню потом использовали в фильме про Горбачева, не спросив меня. Но потом я очень быстро разочаровался в Горбачеве и в Ельцине в этой истории. Но на тот момент у меня было такое настроение, и получилась такая песня.

В тот период была еще одна песня — "Тень буревестника". Там такие слова: "Брось буревестник над нами кружить / Тенью страданий и бед. / Нас в революцию не заманить, / Хватит нести этот бред".

— Совсем другой настрой.

— Буквально в течение года у меня поменялось восприятие, я понял, что у нас все не туда пошло. Когда толпа снесла памятник Дзержинскому, я написал строчки: "Хватит крушить тени старых вождей, / Пусть мертвецов судит Бог. / Прах паутины безумных идей / Мы отряхнем с наших ног".

Знаете, вот я с вами сейчас разговариваю и думаю, что все-таки поэты тоньше чувствуют эпоху и внутренние противоречия, чем политики и политологи. Мне повезло чувствовать эту пульсацию страны и передавать в стихах, песнях. Видимо, отсюда началась и моя популярность. Народ это все чувствует

— Не могу не спросить, встречался ли вам в интернете мем про то, что "все мои ясные дни забрал Олег Газманов"?

— Да, на песню "Мои ясные дни" огромное количество разных мемов, не только этот. Собственно, когда песня популярна, на этот счет появляется много разных шуток.

— Вы разделяете такой юмор или обижаетесь?

— Нет, конечно, я не обижаюсь, с юмором на все это смотрю. Хочу сказать, что я только радуюсь этому: если народ так реагирует, значит, песня удалась. Мои песни не несут ничего разрушительного: ни сквернословия, ни эпатажа, — поэтому я счастлив, что они распространяются.

Когда мои песни расходятся по стране, когда стихи становятся частью речи моего народа — это большое счастье. "Ты морячка — я моряк", и уже не надо объяснять, чье это, кто это. "Есаул, что ж ты бросил коня", "Офицеры, ваше сердце под прицелом", "Я сегодня не такой, как вчера". Кстати, был такой мем: "Я сегодня не такой, как вчера, а вчера я был совсем никакой". Более того, один мой знакомый врач рассказал, что в психбольницах устойчивый термин шизофрении: "Мои мысли — мои скакуны". Это меня порадовало. (Смеется.)

— Тех, кто использует эти выражения, много не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Насколько я знаю, вам запрещен въезд в Латвию и Украину. Как-то страдаете от этого? Пытались ли обжаловать решение?

— Я абсолютно, на 100% уверен, что эти запреты показывают отношение ко мне не народа, а нынешней власти этих стран. Я не угроза национальной безопасности — я угроза власти, которая там на сегодняшний день. Они боятся распространения влияния России. И я с этим согласен: я представляю нашу страну, мои песни этим пронизаны. И народ этих стран — Латвии, Украины, Литвы — с большим удовольствием пригласил бы меня, если бы не запреты. Мне часто пишут в соцсетях об этом и очень жалеют, что меня не пускают. Как-то еще во времена Лужкова в Болгарии проходили Дни российской культуры, и меня пригласили спеть в Софии. Я спел песню "Москва" с Национальным оркестром Болгарии. Был огромный успех. Весь зал стоя принимал нас — не по политическим соображениям, а потому, что эта песня им нравилась. А в ложе я увидел президента Болгарии, и по его лицу было сразу понятно, , что он этим крайне раздражен!

Что касается жалоб. Да, мои права ущемлены. Я сдуру купил квартиру в Латвии, в Юрмале, где каждый год выступал на фестивале "Новая волна". Чтобы не зависеть от переполненных отелей в период фестиваля. Теперь меня не пускают в Латвию, и цены в три раза упали из-за того, что фестивали ушли и бизнес там закончился. Конечно, для меня это финансовая потеря, но переживу

— В этом месяце вы отметите 70-летие. Нередко артисты спекулируют уходом со сцены как поводом объявить турне, собрать полные залы. Стали бы объявлять нечто подобное, если б собрались на пенсию?

— Во-первых, я уже десять лет на пенсии.

— Это официально, но не фактически.

— Да, я думаю о том, чтобы объявить о завершении музыкальной карьеры. Возможно, этот тур будет последним. Но если я это объявлю, то не для того, чтобы собрать залы — с этим у меня и так все в порядке.

— У вас довольно плотная афиша на июль. В том числе в юбилей вы будете на сцене в Светлогорске.

— Да, это в Калининградской области, где я родился. Два года назад я решил не праздновать день рождения, как обычно, за столом в Москве, а пригласить друзей и встретить его на сцене. На своей родине.

Был прекрасный концерт, я себя чувствовал очень счастливым. И мои друзья отметили, что все это было здорово. Я и в этот раз решил свой юбилей встретить на сцене.

— Звездные гости планируются?

— Нет, они планируются на моих творческих вечерах и ТВ-шоу в Москве. На фестивале "Жара" уже прошел мой творческий юбилейный вечер, где мои коллеги пели мои песни.

На концерт в Светлогорске приедет поддержать меня Родион, он будет со мной на сцене.

— "Люси" споете? 

— Не знаю, зависит от настроения и публики. У нас репертуар большой.

— В Москве тоже будет концерт?

— Сейчас уже идет мой юбилейный тур с названием "7:0 в мою пользу". К 22 июля — к самому юбилею — я выпущу новый альбом под тем же названием. И 30 октября будет большой концерт в "Крокус Сити Холле", где я жду своих поклонников. Уверен, что они придут.

— Будут ваши фирменные акробатические трюки?

— Я в принципе готов, но это зависит от моего настроения. Обычно на сцене во мне столько адреналина, что, чтобы не взорваться, я делаю какой-то трюк. Но если в этот раз я не прыгну, то у публики будет прекрасная возможность прислушаться к моим стихам. Думаю, от этого концерт не будет хуже. (Смеется.)

— Должна сделать комплимент вашей физической подготовке. Не каждый 20-летний артист может ею похвастаться. Знаю, что вы также несете спорт в массы.

— На днях открыл SUP-школу в Серебряном Бору в Москве с клубом Sup-club.ru. Это очень быстро растущее направление, спортивно-физкультурно-оздоровительное. Но как правило, эти доски дают в аренду и не показывают, как с ними обращаться. Я изучил все, у меня очень хорошо получается, и могу профессионально показать, как это делать правильно. Самое главное — SUP-борд не имеет никаких возрастных ограничений: если человек может стоять, сидеть, у него есть какая-то координация, он уже может ходить на SUP-борде.

— Будете тренером?

— Буду время от времени собирать людей, показывать, как я это делаю, рассказывать об этом. Конвертировать свою популярность в то, чтобы показывать, как быть здоровым.

Многие говорят, что у меня ненормальное состояние организма в 70 лет. Я только рад этому. Впрочем, я для этого немало делаю. Но об этом — после юбилея!

Беседовала Анастасия Силкина