12 июля 2021, 08:00
Интервью

Юра Борисов: мой герой в "Купе номер шесть" не задумывается об одиночестве

Юра Борисов. Антон Новодережкин/ ТАСC
Юра Борисов
Актер — о международных проектах, мечте путешественника и своем фан-клубе

Актер Юра Борисов снимается в кино более 10 лет, но особую популярность приобрел после выхода картины "Бык" (2019) Бориса Акопова, где сыграл лидера преступной группировки в 1990-х годах. Публика Каннского кинофестиваля, который вновь проходит на Лазурном Берегу после двухлетнего перерыва, увидит артиста сразу в двух картинах — финском "Купе номер шесть" (Hytti nro 6, 2021) Юхо Куосманена и российской драме "Петровы в гриппе" (2021) Кирилла Серебренникова. В интервью ТАСС Борисов рассказал о том, чем ему интересны международные киносмотры, почему он долгое время мечтал стать путешественником и как реагирует на свою популярность. 

— В этом году в конкурсной программе Каннского кинофестиваля покажут два фильма с вашим участием — "Петровы в гриппе" и "Купе номер шесть". Как вы отреагировали, когда узнали об этом? 

— Сначала никак не отреагировал, но потом, когда мне начали звонить, писать, поздравлять, я понял, что случилось нечто важное, и появилось волнение. 

— Есть ли в принципе какой-то священный трепет, если можно так выразиться, перед фестивалями?

— Не то чтобы он священный, но трепет, безусловно, есть: посмотреть на талантливейших людей со всего мира, которые приезжают туда, посмотреть, как они выглядят, чем живут, какие фильмы представят в этом году.

Канны, Венеция, Берлин — это максимальный уровень того, что можно достичь в нашем деле, на мой взгляд. Там встречаются самые интересные люди, с которыми ты потенциально можешь работать

— Небольшое отступление — мы вообще ровесники, можем перейти на "ты"?

— Да, конечно. 

— Отлично. Как раз в начале июня американский журнал Variety опубликовал статью "12 восходящих российских звезд, готовых к выходу на мировую сцену", в которой упомянули и тебя. Есть ли желание более активно сниматься в зарубежных проектах?

— Я к этому открыт, со своей стороны я делаю все, что могу: у меня есть международный агент, я стараюсь подтягивать уровень английского, насколько хватает времени. А так — просто снимаюсь в тех фильмах, которые считаю интересными. Если сложится так, что меня позовут и это будет, опять же, для меня интересно, то, конечно, я буду невероятно счастлив. 

— Фильм "Купе номер шесть" — это международный проект, который снял финский режиссер Юхо Куосманен. Как ты оказался в этой картине? Чем заинтересовал проект? 

— Фильм "Бык" с моим участием после победы на "Кинотавре" поехал на фестиваль в Карловы Вары. Картина победила и на этом смотре, где Юхо Куосманен был в жюри. Он посмотрел "Быка" и позднее прилетел в Москву на пробы. Так я и оказался в этом проекте.

Это авторское кино, очень локальное, про двух одиноких людей, параллельно идущих рядом друг с другом. Они обретают друг друга, но менее одинокими от этого не становятся. Это кино о чем-то самом важном, что есть в человеке, оно снято на пленку, которая лучше может передать вещи, происходящие в молчании и даже бездействии. Мне кажется, это кино важно смотреть на большом экране, потому что такой формат по-другому влияет на человека, нет желания отвлекаться на что-то еще.

— Мне показалось, что это практически роуд-муви — поезд, двое незнакомцев. Тебе знакома такая романтика дорог?  

— Его даже кто-то назвал Trans-Siberian movie (по аналогии с Транссибирской магистралью — прим. ТАСС), хотя мы едем в другую сторону.

Мне всегда хотелось быть путешественником, на самом деле, провести всю жизнь в дороге, хоть я и не очень понимал, из чего состоит жизнь путешественника. Потом все поменялось, но я жил этим очень долго. В дороге действительно, с одной стороны, есть романтика, а с другой — вопиющее одиночество, потому что ты и так по жизни — один, даже если у тебя есть родители, родственники, друзья, — никто не может понять тебя до конца

Кто-то чувствует это более остро, кто-то об этом не задумывается. Персонаж, которого я играю, как раз из последних, он в целом мало о чем задумывается. 

— Выхода "Петровых в гриппе" ждали больше полутора лет. Литературный первоисточник, как мне кажется, очень хорошо передает это ощущение болезни, озноба, жара, тумана в голове. А каким получился фильм? 

— С первого раза его не понять, потому что материал очень сложный. Думаю, если честно, ни один фильм не нужно судить с точки зрения того, получился он или нет, а это кино — тем более. Оно как абстракция. Глядя на абстракцию, сложно сказать, получилась она или нет, главное, что она есть. Если смотреть на нее постоянно, можно разглядеть множество смыслов. В этом суть искусства — не судить его, а с ним взаимодействовать. Картина "Петровы в гриппе" как никакая другая иллюстрирует эту мысль. Там много всего невероятного и с точки зрения кино, и с точки зрения искусства в целом. 

— Последние пару лет стали для тебя, можно сказать, взрывными по количеству проектов, я лично знаю небольшой фан-клуб, который с упоением ждет всех фильмов с твоим участием. Стало ли это для тебя каким-то откровением или просто результатом последовательной работы? 

— На самом деле все происходило совсем не быстро. Эта дорога началась для меня в 17 лет, когда я пришел в кино. Потом в один момент вышли фильмы "Бык" Бориса Акопова и "Вторжение" Федора Бондарчука — они оба привлекли внимание. Я не стал играть иначе, никаких изменений конкретно со мной не происходило, но обо мне вдруг узнали. У продюсеров появилась мотивация делать на меня ставку, предлагать новые проекты. В результате у меня много предложений, что радостно. Но ты вот говоришь "фан-клуб" — а я и не встречал этих людей. Да, наверное, кому-то интересно то, что я делаю, но интересное делаю не один я. Для актера каждый новый поворот заметен, потому что об этом говорят, его жизнь на виду. Но я стараюсь об этом особо не думать, не концентрироваться на себе, потому что это мешает оставаться нормальным человеком. 

Беседовала Валерия Высокосова