Все новости

Куратор "Архстояния": фестиваль расшифровывает современное искусство доступным языком

Антон Кочуркин Зыков Кирилл/Агенство "Москва"
Описание
Антон Кочуркин
© Зыков Кирилл/Агенство "Москва"

Фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние", который пройдет в Калужской области с 23 по 25 июля, станет этим летом одной из немногих возможностей побывать на массовом мероприятии, включающем насыщенную перформативную и концертную программу, а также демонстрирующем последние достижения в области современного искусства. О полной программе смотра, акценте на индивидуальное взаимодействие со зрителями и первых опытах инклюзии рассказал в интервью ТАСС архитектор Антон Кочуркин, более 15 лет курирующий фестиваль.

— "Архстояние" в этом году представит три новых арт-объекта: две работы уже признанных мастеров — главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и художника Владимира Наседкина, а также одну — дебютантов Василисы Прокопчук и Евгения Брагина. Как происходил отбор произведений в этом году?

 В этом году Никола-Ленивец начал еще больше работать с темой инклюзии. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов, мы готовим специальную инфраструктуру для людей с особыми потребностями. Часть этой большой программы — конкурс на лучший инклюзивный проект, в котором победили Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Было порядка 250 участников, из которых были выбраны эти неизвестные молодые авторы. Между экспертами конкурса была большая дискуссия на эту тему, но идея работы нас всех заворожила. Она очень доступно показывает, каким может быть искусство для людей с особыми потребностями. Визуальная составляющая этого объекта не самое важное. Посетитель сможет не только оценить, как он выглядит, но и повзаимодействовать с ним. Попадающий в "Непроходимую чащу" человек испытает комплекс ощущений. Ее можно потрогать, сквозь нее можно пройти, можно услышать звук, который она издает, ощутить ее запах. Поэтому выбор у нас был однозначным.

— Расскажите поподробнее, как возникла идея именно проведения конкурса на инклюзивный объект, когда можно было попросить создать такую работу кого-то из корифеев?

 "Архстояние" — это фестиваль, который популяризирует архитектуру и является начальным путеводителем по современному искусству, который расшифровывает современное искусство доступным языком. Эта миссия для нас очень важна, потому что в современном обществе актуальное искусство не признается массами. Оно как бы вне народа, даже внутри культурной интеллектуальной прослойки не все понимают и знают все о современном искусстве. Кроме того, есть огромная разница между архитектурным сообществом и художественным, в России они практически не пересекаются, в отличие от Европы, где развитие и того, и другого происходит параллельно. Мы решили провести конкурс, чтобы была возможность выбрать наиболее подходящий объект, так как не так много художников работают в инклюзивном направлении.

— Будет ли конкурс продолжен и в следующем году? Будет ли фестиваль дальше следить за творчеством победителей, помогать в их творческом пути?

 Конкурс был единичным случаем в рамках программы этого года, пока у нас больше не запланировано инклюзивных проектов. Будем смотреть за реакцией гостей, и, если будет потребность, будем дальше работать в этом направлении. С победителями конкурса мы собираемся продолжать сотрудничать. Много авторов было за историю "Архстояния", которые участвовали в фестивале несколько раз и начинали параллельно какие-то другие проекты. По крайней мере, следить за развитием этих авторов мы точно будем.

 Также новая работа на фестивале - "Пьяный забор" Владимира Наседкина. Этот монументальный арт-объект сравнивают с образом России, "качнувшейся то ли на запад, то ли на восток". Можно ли считать этот арт-объект неким политическим заявлением?

 С точки зрения географии этот объект будет стремиться на юг. Мы работаем в Никола-Ленивце, и это уже олицетворение России. Мы все сталкиваемся со следами бывшей империи и СССР, это все есть в этих полях, деревнях, покосившихся лачугах. Владимир как художник уловил эти вещи, увидел заброшенные домики, которые начинают крениться, вложил это все в свой забор.

Проект Владимир Наседкина "Пьяный забор" Пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец
Описание
Проект Владимир Наседкина "Пьяный забор"
© Пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец

— А как организаторы в целом относятся к политическим высказываниям в Никола-Ленивце, могут ли они там появиться, если будут облечены в интересную художественную форму?

 Если этот объект будет как-то взаимодействовать с территорией, то, конечно, да. "Архстояние" — это самобытное явление, оно вне политики, но внутри этой земли. Оно проходит только в Никола-Ленивце, и не может быть где-то еще. Поэтому если художник придет со своим проектом и попадет, что называется, в яблочко, конечно, мы будем двумя руками за реализацию этой работы.

— Что увидят посетители фестиваля помимо монументальных объектов?

 В этом году мы подготовили экспозицию "Персонально", где архитекторы и художники делают не большие столпы, а совсем маленькие вещи. Мы принципиально взяли пять художников и пять архитекторов, чтобы осуществить соединение искусства и архитектуры. Это не общедоступное, как это было всегда, а наоборот, вещи, с которыми зритель будет взаимодействовать один на один. Для этого мы делаем специальные капеллы с очень маленьким внутренним пространством, в которое могут зайти только один-два человека. Там их ждет целое приключение - общение с этой инсталляцией. Темой "Архстояния" стало "Личное", и это всегда про индивидуальное взаимодействие. Авторы фиксируют то, что на них повлияло, что их привело к тому, кем они стали, это то, что они считают важным для своей команды, что помогло им сплотиться.

Каждый автор представит по капелле, и каждый по-своему сделает свою инсталляцию внутри. Эти капеллы, сплетенные из веток, будут выглядеть как сооружения в готических пропорциях. Устина Яковлева будет шить большой кокон, а бюро "Союз" разместит в капелле гравированный металлический лист с разными космическими сюжетами. Для них очень важно, что их соединило – детали ракет, космических кораблей. Бюро Orchestra Design сделает аудиоперформанс, который можно будет слушать вдвоем. Люди будут сидеть спинами друг к другу, каждый будет видеть вопросы, которые пандемия поставила перед человеком, при этом все пространство заполнится шумом парижских кафе, в которые сейчас не зайдешь.

— Какие еще перформансы ждут гостей?

В "Арке" Бориса Бернаскони Владимир Ермаченков, Николай Голиков и Алена Цишевская проведут инклюзивный перфоманс "Глубокие связи".

Зрители у "Арки" Бориса Бернаскони Пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец
Описание
Зрители у "Арки" Бориса Бернаскони
© Пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец

Этот сюжет тоже был выбран благодаря конкурсу. Проект победил в нем в номинации перформативное искусство. Также мы готовим аудиоперформанс - променад на несколько часов по парку Никола-Ленивец. Он соединит все объекты таким образом, чтобы у каждого посетителя правильно завершался день. Также у нас будет павильон нашего партнера Музея AZ. Вместе с ними мы делаем перфоманс "Рисуем лично". Три известных художника - Ирина Корина, Елена Ковылина и Георгий Острецов будут рисовать портреты всех желающих.

В этом году у нас несколько интровертный подход, что не характерно для фестиваля в целом. Фестиваль "Архстояние" – это всегда что-то большое, что видно издалека. А тут наоборот – много маленьких перформансов, инсталляций, которые направлены очень адресно. Я считаю, что это очень большой прорыв для фестиваля.

— В этом году музыкальная программа фестиваля представлена такими артистами, как Mujuice, Синекдоха Монток, Kymatic, Миша Мищенко. Чем был обусловлен этот выбор?

 Это артисты разных жанров, есть более развлекательная музыка, чтобы отдохнуть, есть вечерняя академическая музыка - Kymatic будет в своей интересной манере играть произведения композитора Филиппа Гласса. Музыканты взаимодействуют с пространством парка в целом. Для многих это вызов, им интересно играть на открытом воздухе. Например, будет концерт в поле около "Ротонды", там определенная акустика, это совершенно другой контекст, нежели в зале консерватории или на концертной площадке.

— Есть ли еще музыканты, которые смогли бы передать дух "Архстояния", с кем хотели бы посотрудничать в будущем?

 Мы пока пытаемся аккумулировать академическую музыку, академические традиции, и к таким экспериментам мы возвращаемся время от времени. Нам интересно было работать с Петром Айду, и мы будем продолжать. Для нас это уже стало обязательным пунктом - презентация объектов через перформанс, и в этом году Николай Попов будет аранжировать музыкальный перформанс на презентации основных архитектурных объектов. Режиссером будет Юрий Квятковский. Они взаимодействуют уже напрямую с объектами, додумывают, как бы эта архитектура могла бы раскрыться с точки зрения музыки и режиссуры.

— Как бы вы обозначили целевую аудиторию фестиваля, он больше ориентирован на молодежь или семьи?

 Костяк нашей аудитории – люди 25-35 лет. Так само сложилось, но мы замечали, что сюжеты фестиваля влияют на подборку аудитории. В 2019 году мы делали оперу и привлекли массу молодых людей – от 15 до 25 лет.

— Неожиданная аудитория для этого жанра.

 Мы сами не до конца это понимаем. Но однозначно программа влияет на тех, кто приезжает. Есть, конечно, и фанаты, которые растут вместе с фестивалем, но есть и определенный новый приток.

— В этом году заявлены представители современной академической музыки. Приток какой аудитории вы ожидаете?

 Академическую музыку сейчас слушает много молодых людей, мы думаем, что она привлечет какое-то количество молодежи. Появится и новая аудитория, девелоперы. Я это связываю с тем, что один из объектов создает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Это оставит определенный шлейф. Основная аудитория – это далеко не только архитекторы, это просто люди, интересующиеся искусством, у них есть запрос помимо отдыха на образование, получение новых знаний. Таких людей очень много.

— Обращались ли к вам другие парки за помощью в обустройстве их территории? Не было ли идей создать "филиал" Никола-Ленивца в другой области?

 Предложения такие были. Да, у нас возникают и экспортные проекты, например на Красной площади сейчас галерея "ГУМ-RED-LINE" пригласила сделать выставку, и сейчас восемь объектов паблик-арта стоят на Красной площади прямо перед ГУМом. У нас есть КБ Никола-Ленивец, и мы рассматриваем все предложения по изменению территории с помощью искусства, которые представляют интерес.

— Каждый год в Никола-Ленивце появляется новая масштабная работа. И хотя размер парка внушительный - 650 гектаров, как вы думаете, настанет ли когда-нибудь момент, когда вы решите, что для этого места арт-объектов уже достаточно?

— Должно пройти еще очень много лет, чтобы наступил такой конец, и даже он будет продлен, потому что у многих арт-объектов есть свой срок эксплуатации, и в какой-то момент они должны быть разобраны. Так, место в парке постоянно освобождается, какие-то объекты уходят, какие-то их заменяют. А если мы заполним всю территорию, то придумаем что-то еще, потому что "Архстояние" тоже меняет свой формат, оно становится более гибким. Раньше мы делали монументальные объекты. Но таких "Александрийских столпов" не может быть много, поэтому их время закончится когда-нибудь, и начнется что-то другое. Последние лет пять мы активно развиваем музыкальное направление. Мы собираем разных академических музыкантов, экспериментируем с этим жанром, с музыкой на природе. Мы работаем с театрами, 2019 год был полностью про театр, пять опер звучали в Никола-Ленивце, и это тоже было "Архстояние". Есть куда развиваться, есть, что развивать. 

Беседовала Екатерина Выборова