Заммэра Москвы Наталья Сергунина: турсервисом Russpass уже воспользовались 1,3 млн человек

Наталья Сергунина. Пресс-служба аппарата мэра и правительства Москвы
Наталья Сергунина
О том, как внедрение цифровых технологий помогло справиться с современными вызовами и в каком направлении развивается индустрия гостеприимства Москвы, в интервью ТАСС рассказала заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина

Цифровому туристическому сервису Russpass, созданному по инициативе правительства Москвы, 20 июля исполнился год. За это время он вырос в проект национального масштаба. О том, как внедрение цифровых технологий помогло справиться с современными вызовами и в каком направлении развивается индустрия гостеприимства города, в интервью ТАСС рассказала заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.

— Московскому сервису Russpass исполнился год. Как он изменился с момента запуска?

— За год Russpass вырос из городского проекта в общенациональный. С ним сотрудничают все регионы России. Благодаря этому нам удалось собрать на одной площадке большое количество предложений для путешествий. С момента запуска турсервисом Russpass уже воспользовались 1,3 млн человек. Более 90% пользователей — граждане России, что говорит о возросшем интересе к внутреннему туризму. Активнее всего проявляют себя москвичи, а также жители Московской области, Краснодарского края и Татарстана.

Russpass стал полноценным цифровым помощником для планирования путешествий по России. В сервисе можно выбрать тур, маршрут или экскурсию, купить билеты на самолет или поезд, составить культурную программу. То есть Russpass с легкостью может заменить десяток туристических порталов. Это удобно и функционально. Чтобы пользователям было из чего выбрать, к сотрудничеству с сервисом привлекаются партнеры из индустрии туризма и гостеприимства. Сейчас их свыше 550, 60% из них — представители малого и среднего бизнеса Москвы и регионов. Размещая свои предложения, компании получают новых клиентов и продвижение. Таким образом, Russpass — еще и инструмент поддержки туротрасли в непростой период.

Сервис органично вписался в цифровую экосистему Москвы. Например, пользователи могут авторизоваться через портал mos.ru. В обратную сторону это тоже работает: в Russpass интегрированы такие московские сервисы, как пополнение транспортной карты "Тройка", покупка билетов на поезда "Аэроэкспресс", в столичные музеи и ряд других туристических объектов.

— Какие маршруты для путешествий наиболее востребованы на Russpass? И сколько их всего?

— На Russpass уже представлено более 2,7 тыс. предложений по всем регионам России: от Калининграда до Камчатки. Это 570 готовых туристических пакетов, 90 экскурсионных программ и почти столько же бесплатных авторских маршрутов по 20 направлениям. Самые популярные — Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Тула, а также Нижегородская, Мурманская, Новосибирская области, Краснодарский край, Крым и Республика Адыгея. Спросом пользуются турпредложения и других субъектов. Интерес к путешествиям по стране сейчас очень большой.

— Какие новые опции могут появиться у сервиса до конца года?

— Мы развиваем Russpass, отталкиваясь от потребностей пользователей и цифровых трендов. С начала этого года в сервисе появилось сразу несколько новых функций. Стало доступно бронирование групповых экскурсионных программ. Добавилась опция составления комбинированных маршрутов, что позволяет спланировать путешествие сразу на нескольких видах транспорта и здесь же, в одном месте, приобрести билеты на самолет, поезд или автобус. Еще одна новая функция — интерактивная карта России с достопримечательностями, музеями, театрами и ресторанами. Она дает возможность наглядно изучить туристические предложения Москвы и других городов страны.

Важным этапом был запуск онлайн-журнала Russpass Mag. Это дополнительный инструмент работы с аудиторией, привлечения пользователей и, конечно же, возможность рассказать путешественникам о туризме в России.

В ближайших планах — масштабное техническое и визуальное обновление сервиса. Он станет удобнее в использовании, а процесс планирования поездки — еще проще. В новой версии появится умная система, которая будет сама собирать маршрут из понравившихся пользователю достопримечательностей. Например, человек выбрал столичный Музей космонавтики, центр "Космонавтика и авиация" и Музей ВДНХ. Система составит из них оптимальный вариант прогулки и предложит пользователю. Изменения готовятся к запуску в III квартале этого года. Тогда же мы планируем представить приложение Russpass. Как и веб-версия сервиса, оно будет работать на трех языках: русском, английском и испанском. Разработчики предусмотрели офлайн-доступ, а значит, посмотреть выбранные локации и путь до них можно будет без интернета. При покупке билета, например в музей, он сохранится на смартфоне, и его можно будет предъявить при входе, опять же, без подключения к Сети.

Кроме того, до конца года на Russpass добавят новые туристические предложения от разных российских регионов.

— Прошлый год оказался сложным для всех секторов экономики, в том числе и для туризма. Восстановилась ли эта сфера полностью в Москве? Сколько человек посетили Москву в 2021 году?

— Отрасли до сих пор приходится непросто. Международный туризм практически поставлен на паузу, но этого не скажешь о внутреннем туризме. Из 13,6 млн путешественников, побывавших в столице в прошлом году, 12,8 млн — гости из регионов России. В первые три месяца этого года Москву посетили более 3,6 млн россиян. Восстановление внутреннего турпотока в I квартале составило примерно 90% по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года.

Столичные гостиницы соблюдают все антикоронавирусные меры и готовы принимать гостей. С января по март текущего года они были заполнены чуть больше чем на 50%. В нынешних условиях это приличный показатель.

В начале года Москва присоединилась к международной программе безопасности путешествий Safe Travels. Ее запустил Всемирный совет по туризму. Столичные организации наряду со своими коллегами по всему миру могут подать заявку на специальный знак, подтверждающий, что они придерживаются действующих санитарных требований. Это полезный дополнительный инструмент для привлечения туристов.

Порядка 200 московских организаций уже проверены экспертами и получили знак Safe Travels, в их числе гостиницы, туркомпании, кафе, театры, музеи.

— Помогли ли федеральные и городские меры гостиницам? Много ли их закрылось в Москве за время пандемии?

— Число работающих в Москве гостиниц и других средств размещения сохраняется на прежнем уровне — 1,7 тыс. Столько же было в 2019 году. В начале пандемии часть из них закрылась, но благодаря мерам поддержки и программам для отрасли большинство возобновило работу.

Город старается создать все условия, чтобы туристический сектор пережил пандемию с наименьшими потерями. Принятые оперативно меры финансовой поддержки помогли предпринимателям сохранить свой бизнес, а Москве — туристическую привлекательность. Только в прошлом году на субсидии для гостиниц и туркомпаний было выделено 180 млн рублей. Речь идет о возмещении части затрат на приобретение оборудования, оплату коммунальных услуг, проценты по кредитам и на другие статьи расходов. В этом году программы для отрасли продолжают действовать. Поддержка туриндустрии предусмотрена также на федеральном уровне.

— Планируется ли открытие новых гостиниц в Москве в текущем году? Сколько обычно гостиниц открывается в городе ежегодно?

— В начале года заработали сразу три гостиничных комплекса: на Космодамианской набережной, Рогожском Валу и в 1-м Земельном переулке. Всего на 2021 год намечено открытие 14 отелей, что говорит об оптимизме инвесторов и интересе бизнеса к проектам в Москве. Еще десять лет назад его практически не было. К примеру, в 2011 году открылось только две гостиницы, а в 2015 году — уже девять.

Такая динамика позитивно сказывается не только на туристической привлекательности. Поступательное увеличение турпотока, количества гостиниц и их заполняемости простимулировало рост числа рабочих мест в отрасли — на 35% за последние семь лет. Сегодня в этом сегменте трудится более 500 тыс. человек, каждое 14-е рабочее место в Москве связано с индустрией туризма.

— Сколько иностранных путешественников посетили Москву в этом году?

— За первое полугодие в столице побывали примерно 470 тыс. иностранцев. Основная доля внешнего турпотока приходится на ближнее зарубежье. Из стран Европы чаще всего приезжают граждане Германии, Италии и Франции. Кроме того, Москва традиционно принимает немало туристов из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Саудовской Аравии.

— Каков портрет приезжающего в Москву туриста?

— Наш типичный гость — молодой и активный путешественник 25–45 лет. Число таких туристов в прошлом году составило более половины внутреннего турпотока и около 70% иностранного.

Россияне в среднем проводят в Москве пять-шесть дней, причем большинство наших соотечественников планирует поездку менее чем за месяц до отправления. Зарубежные гости, наоборот, готовятся заранее, за два-три месяца, и останавливаются в Москве на семь-восемь дней.

Любопытны и цели, с которыми к нам приезжают. Например, жители Германии едут за новыми впечатлениями и знаниями, итальянцы и испанцы — в основном за развлечениями, а французы хотят сменить обстановку и расслабиться. Самые популярные активности для всех туристов — посещение достопримечательностей, музеев, парков, театров, торговых центров и кафе.

— К слову о кафе. Выпуск первого ресторанного гида Michelin, который планируется на осень, простимулирует развитие гастрономического туризма?

— Конечно, это перспективное направление для нас. Наличие кафе и ресторанов со звездами Michelin может учитываться при планировании поездки самыми разными категориями путешественников. Для кого-то этот фактор будет второстепенным, но тоже важным, а для кого-то — определяющим. Специалисты даже выделяют отдельную группу туристов — фуди. Так называют тех, кто посещает страны преимущественно для знакомства с местной кухней.

Составление гида Michelin по ресторанам столицы повлияет и на сам гастрономический рынок. Высокая концентрация предприятий питания в Москве уже приводит к серьезной конкуренции между ними, улучшению качества блюд и сервиса. Появление гида усилит конкуренцию и станет мощным дополнительным стимулом для развития отрасли.

Основатели сетевых и несетевых заведений, повара ждали этого момента. Считаю, что они заслужили такое внимание и высокие оценки, причем не только со стороны специалистов Michelin, но и поклонников качественной кухни во всем мире.

— Как в городе изучаются предпочтения туристов? И как это помогает подготовиться к открытию границ?

— Москва проводит так называемые маркет-треки — отраслевые онлайн-встречи, на которые мы приглашаем экспертов из разных стран, российских туроператоров и участников рынка. Свободное общение между представителями профсообщества помогает познакомиться с современными запросами путешественников и на их основе актуализировать свои туристические предложения.

В этом году прошло уже три маркет-трека — с участием специалистов из Германии, Италии, а также Франции и Нидерландов. На ближайшее время запланированы встречи по Испании и Ближнему Востоку. Выбор направлений зависит от потенциала увеличения турпотока из отдельных государств и целых регионов.

Чем маркет-треки помогают на практике? Столичный турбизнес заводит полезные знакомства и получает конкретные рекомендации от зарубежных коллег по работе с их аудиторией. Так, представители туриндустрии из Нидерландов были очень удивлены, когда услышали об общедоступном велопрокате и большой сети велодорожек в Москве. Для них это безусловный плюс. В турпакеты для граждан Франции эксперты посоветовали включать посещение небольших авторских или семейных ресторанов, магазинов с продукцией народных промыслов и фуд-молов вроде Даниловского рынка, где есть возможность пообщаться с продавцами и узнать у них детали о представленных товарах. В общем, все необходимое в Москве есть, нужно целенаправленно рассказывать об этом потенциальным зарубежным гостям.

— В каких международных выставках планирует участвовать Москва в 2021 году?

— Комитет по туризму Москвы примет участие по меньшей мере в двух отраслевых офлайн-мероприятиях. Это международная туристическая выставка WTM London и выставка делового туризма IBTM World в Барселоне.

До пандемии, в 2019 году, мы уже презентовали свои программы на обеих площадках. Тогда на стенде столицы в общей сложности было представлено 50 компаний, прошло свыше 1 тыс. деловых встреч и переговоров с потенциальными партнерами.

Сейчас мы планируем представить более 60 игроков туристического рынка Москвы и крупные городские проекты, включая сервис Russpass и наш совместный проект с комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга "Два города — миллион впечатлений".

Заодно посетители столичного стенда узнают о предстоящем выпуске гида Michelin по Москве и проведении в нашем городе гала-церемонии международной премии World Travel Awards.

— Вы упомянули о туристическом проекте с Санкт-Петербургом. Как столица взаимодействует с другими регионами, какова конечная цель совместных проектов?

— Москва выстраивает продуктивное межрегиональное сотрудничество для развития внутреннего туризма. Партнерские соглашения в этой сфере мы подписали со всеми регионами России. Самый крупный, пожалуй, как раз проект "Два города — миллион впечатлений". Он будет интересен тем, кто еще ни разу не был в Москве и Санкт-Петербурге, и тем, кто хочет открыть эти города по-новому. Для путешественников сформирован единый событийный календарь двух столиц, туроператоры подготовили специальные туры и экскурсии, гостиницы — скидки и программы лояльности.

Над увеличением взаимного турпотока мы системно работаем с Тульской областью, вместе разрабатываем и внедряем новые предложения для разных категорий туристов.

Нижний Новгород в этом году отмечает 800-летие, недавно туда отправился передвижной туристический информационный центр MoscowInfoCafe. Он будет встречать жителей и путешественников в основных точках притяжения города. Со Свердловской областью мы планируем реализовать совместный проект, направленный на развитие нашего потенциала в сферах искусства и туризма.

— Запланированы ли международные роуд-шоу на 2021 год? Расскажите про этот формат работы.

— Цифровые роуд-шоу — еще одна возможность наладить международное сотрудничество. Обязательная часть программы — прямое общение представителей московской и зарубежной туриндустрии. Такой подход помогает нам создать задел на будущее — подготовить инфраструктуру и адаптировать всю городскую отрасль гостеприимства под современные ожидания туристов. В этом году приоритетные направления для проведения роуд-шоу — Испания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

За последний год прошло пять цифровых роуд-шоу с участием туркомпаний Сингапура, Германии, Италии и других государств. К этим встречам присоединилось более 1,3 тыс. иностранных туроператоров и агентств. Они посмотрели презентацию туристического потенциала Москвы и смогли обсудить рабочие вопросы с российскими коллегами.

Похожие встречи мы организуем с профильными российскими и иностранными госорганами. С начала 2021 года уже проведены телемосты с офисами по туризму Барселоны, Дюссельдорфа, Южного Тироля, с бюро по туризму Азербайджана и комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга.

Постоянное взаимодействие с представителями международного турбизнеса и государственных структур идет на пользу всем сторонам. Оно позволяет объединить компетенции, своевременно обмениваться взглядами и опытом для решения совместных задач. И конечно, эта работа правительства Москвы помогает укрепить нашу конкурентоспособность и повысить туристическую привлекательность. 

Беседовала Елена Кульбак