В России не все граждане разбираются в пенсионной системе и порядке получения тех или иных накоплений. Так, более 2 млн человек не востребовали накопительную часть своей пенсии. О том, почему люди не обращаются за получением накопительной пенсии, о формировании и процессе получения данных накоплений в России, а также о том, что происходит с накопительной пенсией в НПФ, если за ней не обратились, рассказала в беседе с ТАСС Светлана Касина, генеральный директор НПФ "Будущее".
— Каковы нюансы получения и формирования накопительной части пенсии?
— В России 37 млн граждан формируют накопительную часть пенсии в негосударственных пенсионных фондах.
Это своего рода признание факта, что реформа не достигла успехов. Напомню, что ранее предполагалось, что люди будут активно участвовать в формировании пенсионных накоплений. Для стимуляции даже принималась система "государственного софинансирования", когда государство прибавляло 50% взносов за свой счет, лишь бы люди смелее вкладывались в свою старость.
Подавляющему большинству людей накопительная система так и не стала понятной. Возможно, у них не было лишних денег, либо они не поверили в эту инициативу. В любом случае основой накопительной части пенсии стали взносы работодателей в размере 2–6%, и за счет них накопить получилось, увы, немного. Меньше всего средств образовалось у мужчин, рожденных с 1953 по 1966 год, и женщин, рожденных с 1957 по 1966 год. Размер их накоплений в среднем не более 4–7 тыс. рублей. Солидные суммы образовались лишь на счетах узкой прослойки людей, получавших большую белую зарплату и участвовавших в программе государственного софинансирования. Наиболее удачливые смогли аккумулировать на счете до 400 тыс. рублей.
— Почему люди не обращаются за накопительной частью пенсии?
— Во-первых, выплата накопительной пенсии происходит при наступлении "дореформенного" пенсионного возраста. Не все об этом знают, поэтому люди ждут дольше, чем следует.
Большинство негосударственных фондов для удобства клиентов реализовали сервис по дистанционной подаче пакета документов — лично приходить не нужно, но подать документы по почте или по электронным каналам — непременно.
В-третьих, многие люди не обращаются за накопительной пенсией, поскольку она продолжает инвестироваться и по ней начисляется доход. Граждане для себя решили, что "пусть пока полежит, возьму вместе со страховой пенсией, когда возраст подойдет". Это не касается тех людей, кто накопил солидные суммы. Когда человека ждет существенная выплата, он, как правило, стремится самостоятельно распоряжаться своими деньгами.
— Что происходит с невостребованными накопительными пенсиями, которые остаются лежать в НПФ?
— Эти средства остаются на персональном счете, каждый год увеличиваются за счет инвестиционного дохода. Не забрал сегодня — имеешь право забрать в любое удобное время. И если сравнить с банковским депозитом, не востребованным после окончания срока размещения, который ожидает владельца по небольшой ставке до востребования, ставка инвестиционного дохода на накопления в НПФ по таким счетам едина для всех клиентов.
Российские НПФ давно предлагают упростить процедуру получения выплаты накопительной пенсии. Нужно отменить порядок, при котором клиент вынужден сначала обращаться в ПФР за справкой, и привязать получение накопительной пенсии исключительно к возрасту. Если же клиент имеет право получить накопления досрочно (например, если он с Крайнего Севера), то дать возможность получать фондам эту информацию через госуслуги.
Это предложение пока обсуждается в профильных ведомствах. Бюрократическая машина двигается медленно. Надеюсь, нововведение все же будет принято.
— Как получить накопительную пенсию?
— Независимо от того, какая у человека накопилась сумма, порядок выплат по ней единый — за накопительной частью пенсии нужно обратиться. Проверить информацию о счете можно и через личный кабинет в НПФ, с которым был заключен договор, и в личном кабинете на сайте ПФР. Если на счете будут невыплаченные средства, следующий шаг — написать заявление о том, чтобы вам их перечислили.
— Какова ситуация с получением пенсии в западных странах?
— В одних странах мира порядок получения пенсий заявительный, а в других — уведомительный. Это значит, что гражданину нет необходимости обращаться лично. Например, в Великобритании если человек имеет 40 лет налогового стажа, то Министерство труда автоматически отправляет ему чек с назначенным пособием.
Тем не менее и в Англии проблемы возникают. В 2020 году Profile Pensions провели исследование, в котором выяснили, что 24% жителей Британии не могут получить информацию по своим пенсионным накоплениям. Несмотря на уведомительный порядок, невостребованных накоплений почти $48 млрд. Аналогичные проблемы возникают в пенсионных системах Австралии и США. Проблема в том, что на протяжении жизни меняются контактные данные (телефон, email, почтовый адрес), может даже поменяться имя и фамилия, о чем пенсионный фонд просто не знает.