Гендиректор ВДНХ: очередной этап программы возрождения выставки успешно завершен

Сергей Шогуров. Пресс-служба ВДНХ
Сергей Шогуров

О результатах работы программы "Возрождение ВДНХ", а также о новой стратегии развития выставки в интервью ТАСС рассказал генеральный директор ВДНХ Сергей Шогуров

Главная выставка страны, которой 1 августа исполняется 82 года, — одно из самых привлекательных мест для москвичей и гостей столицы. В достижении такого результата основную роль сыграла программа "Возрождение ВДНХ", в ходе которой, в частности, для посетителей постоянно создаются новые пространства и услуги. О том, какие плоды принесла уже проделанная работа, а также о новой стратегии развития выставки в интервью ТАСС рассказал генеральный директор ВДНХ Сергей Шогуров.

ВДНХ на сегодняшний день является одной из главных точек притяжения Москвы. Каким образом удалось добиться такого результата? Сколько гостей уже приняла выставка в этом году?

 Действительно, легендарная выставка обрела новую жизнь. Это территория, где каждый находит для себя что-то ему интересное, полезное или развлекательное. Место, куда хочется возвращаться снова и снова. Только за первую половину 2021 года выставку посетили более 2,5 млн человек.

За этим стоит глобальная работа, которая с каждым годом приносит все более значимые результаты. С начала реализации масштабной программы "Возрождение ВДНХ" открыто около 20 музейно-выставочных пространств, создан Ландшафтный парк, проведена комплексная научная реставрация на 23 из 49 объектов культурного наследия, приведена в порядок территория площадью более 325 га. Это если очень кратко.

В 2021 году мы хотим провести символическую черту и объявить, что очередной этап программы возрождения выставки успешно завершен. Впереди следующий период стабильного развития, повышения разнообразия сервисов для гостей и совершенствования инфраструктуры.

Определена ли новая стратегия развития ВДНХ на ближайшие годы? В чем она заключается?

 Окончание основной стадии масштабной реконструкции и благоустройства главной выставки страны стало предпосылкой для разработки и внедрения новой стратегии развития ВДНХ. Произошел переход от зонально-территориального деления выставки к принципу развития тематических и функциональных направлений, свободно распределенных по всей территории.

В 2021 году в рамках новой стратегии определены шесть приоритетных направлений дальнейшего развития ВДНХ: музейное, развлекательное, ЭКСПО, парковое, образовательное и спортивное.

Музейное направление включает объекты архитектурного наследия, павильоны с музейными экспозициями, а также актуальные выставочные пространства с постоянными и временными экспозициями. Развлекательный вектор — это объекты для проведения семейного досуга с упором на раскрытие творческого потенциала посетителей, а также площадки для проведения массовых мероприятий. ЭКСПО — это конгрессно-выставочная деятельность на всей территории выставки с использованием всех доступных объектов инфраструктуры. Парковое направление охватывает зеленые зоны ВДНХ и парка "Останкино" и является комфортным местом рекреации, активного отдыха и незабываемых ландшафтных впечатлений. В рамках образовательного направления проводятся культурно-образовательные мероприятия для всех возрастов и осуществляется просветительская деятельность. Спортивный вектор объединяет спортивную инфраструктуру и активный отдых, а также мероприятия направления ЗОЖ.

Кроме этого, мы уделяем большое внимание совершенствованию сервисных услуг для всех групп посетителей, поэтому с 2021 года выделены еще три вспомогательные точки роста: гастрономическая, сервисная и транспортная. Дальнейшая работа будет вестись по приоритетным направлениям развития. Эти направления не замкнуты в территориальных рамках, объекты могут размещаться в любой из частей выставки. Свободное сочетание возможностей различных направлений деятельности создадут яркие продукты ВДНХ.

— Если говорить о посетителях выставки, то какова целевая аудитория?

 Выставка, как общедоступное культурно-образовательное пространство, уникальна по своему масштабу и разнообразию сценариев. Уже сегодня она меняет культуру посещения в направлении "ВДНХ для всех. ВДНХ для каждого". Акцент сейчас именно на это. Мы хотим показать, что многофункциональное пространство предлагает не только прогулки и рекреацию, но и современную инфраструктуру для активного отдыха, посещение музейно-выставочных объектов, участие в культурно-массовых мероприятиях.

Наша команда ежедневно работает над тем, чтобы каждый визит на ВДНХ был неповторимым событием для всех гостей — полезно и увлекательно провести время в течение всего дня, а завтра еще раз вернуться за новыми впечатлениями и позитивными эмоциями. Сюда можно и нужно приходить с друзьями, родственниками, коллегами, гостями из других регионов и стран. Выставку посещают деловые люди. ВДНХ — это привлекательная площадка для проведения бизнес-мероприятий, государственных и межгосударственных конференций и форумов.

Сегодня ВДНХ — популярное многофункциональное городское пространство, где гости абсолютно всех возрастов и интересов могут найти занятие по душе. Мы рады видеть всех и стремимся к тому, чтобы человек любого возраста и любого круга интересов мог найти здесь для себя что-то важное: лекции, мастер-классы, музей, выставку, концерт, спортивные занятия и многое другое.

— ВДНХ занимает огромную территорию, и порой ориентироваться в таком пространстве нелегко, особенно гостям столицы. Как решается вопрос навигации?

 Над масштабным проектом "Управление потоками посетителей" мы работаем постоянно с конца 2018 года. Наша цель — сделать так, чтобы человек в абсолютно любой точке ВДНХ мог быстро сориентироваться и понять, как ему попасть в нужное место и сколько времени это займет. Для этого используем все ресурсы: сайт, социальные сети, инфоцентры, навигацию по территории и круглогодичный и сезонный транспорт. Проводим опросы, которые помогают нам понять, какие сервисы нужны для комфортного передвижения гостей по выставке. В 2019 году запустили бесплатный сервис для сопровождения людей с ограниченными возможностями, в 2020-м — экотакси и бесплатный маршрут электробуса для всех желающих. В 2016 году на территории располагалось около 200 навигационных конструкций, сегодня их более 300.

В этом году создаем инновационную систему навигации, которая включает интерактивные стелы и стойки, цифровые конструкции на въездных КПП. Это современный формат, который помогает посетителям не только ориентироваться на территории, но и строить индивидуальные маршруты, узнавать об актуальных выставках и событиях, покупать билеты. Также можно получить информацию о транспорте, кафе, ресторанах и о многом другом. Работа по установке этих полезных для посетителей объектов завершится в самое ближайшее время.

— Вы упомянули электротранспорт. Какие его виды доступны для ваших посетителей?

 Год назад на ВДНХ был запущен общественный электротранспорт, который делает посещение выставки более комфортным и быстрым. К услугам гостей бесплатные электробусы, экотакси, прокат современных велосипедов, веломобилей, обычных самокатов и электросамокатов. Теперь можно легко добраться до самых дальних уголков выставки, например, в Ландшафтный парк, часть которого является особо охраняемой природной территорией. Мы улучшаем и расширяем транспортные сервисы для гостей и при этом сохраняем экологию.

На ВДНХ в этом и прошлом году было открыто 27 круглосуточных станций-парковок, на которых можно взять электросамокаты. Но в этом сезоне мы запустили еще 24 дополнительные парковочные станции, увеличив их число на территории выставки до 51. Однако при расширении доступности проката электротранспорта мы не забываем о безопасности: для электросамокатов установлено скоростное ограничение.

— На территории выставки много кафе, особенно с русской национальной кухней. Нет ли планов по развитию гастрономического туризма?

 На ВДНХ создается уникальное гастрономическое пространство. Для рестораторов и гастроэнтузиастов — имиджевая конкурентная арендная площадка с высоким трафиком, место реализации креативных инициатив, для гостей — самостоятельный мотив посещения выставки, наполненный яркими эмоциями.

Проанализировав высококонкурентный рынок общественного питания Москвы, мы приняли решение о старте планомерной работы по формированию собственного предложения на рынке. Используя обширный природный ландшафт, многофункциональность территории, мы ставим перед собой задачу максимально эффективно использовать синергетический эффект, рождаемый десятками "вкусных" проектов выставки.

Применение единых стандартов качества обслуживания, привлечение уникальных проектов, развитие собственной событийной повестки, проведение масштабных гастрофестивалей превратит каждое посещение ВДНХ в уникальный гастрономический мотив под открытым небом, самостоятельно привлекающий собой все новых и новых посетителей.

— Для столичных культурных учреждений во время пандемии коронавируса была введена система электронных билетов. Как это сказалось на посещении павильонов ВДНХ?

 Покупки билетов до пандемии преимущественно совершались в кассах на территории выставки — более 95% от общего количества продаж, и в период действия ограничительных мер мы оперативно организовали продажи онлайн, сделав сайт ВДНХ основным инструментом для покупки билетов на мероприятия.

Благодаря усовершенствованию системы продажи билетов на сайте ВДНХ у наших гостей появилась возможность приобретения дополнительных услуг, например, аренды и заточки коньков во время посещения катка, аудиогидов и тематических экскурсий при посещении музейных экспозиций и павильонов, чтобы сделать прогулку по ВДНХ максимально комфортной.

После снятия ограничительных мер на продажу билетов через кассы мы планируем возобновить продажи в инфоцентрах и кассах павильонов. При этом очевидно, что объем продажи билетов онлайн останется значительно выше, чем до пандемии. В связи с этим мы планируем продолжать совершенствовать сервис приобретения билетов на официальном сайте выставки.

— ВДНХ 1 августа отметит 82-летие. Что важного в жизни выставки уже произошло в этом году? Какая программа ждет гостей к празднику с учетом эпидемиологической ситуации в Москве?

 Этот год уже стал годом открытий. Некогда забытые посетителями площадки, выполняющие еще десять лет назад роль складов и торговых точек, сегодня наполняются новым смыслом и становятся частью продуманной инфраструктуры. В павильоне №7 открыт мультимедийный центр "Союзмультпарк", в павильонах №53–54 — Музей Гаража особого назначения ФСО России, в павильоне №26 начал работу Музей транспорта Москвы. На базе исторического павильона №40 "Хлебопродукты" в тестовом формате работает "Школа пекарей". Это образовательный и культурно-выставочный центр, посвященный истории и современному производству одного из главных и древних продуктов — хлеба. Здесь будут проводиться теоретические лекции, бизнес-тренинги, вебинары, а также мастер-классы.

Продолжаются работы по созданию Центра национальных конных традиций на базе исторических павильонов комплекса "Коневодство". Общая площадь центра составит 25,4 тыс. кв. м. После ремонта исторические помещения будут полностью соответствовать современным стандартам содержания лошадей, проведения занятий конным спортом, профильных шоу-программ, семинаров и конференций.

Гастрономической премьерой выставки станет "Рестомаркет" — новый павильон, где будут представлены традиции многонациональной России. Двухэтажный комплекс будет открываться поэтапно, он разместился на границе Центральной аллеи и Парка ремесел и соберет под одной крышей разнообразные заведения со своим стилем и кулинарной философией. На Центральной аллее откроется торгово-выставочный центр Республики Казахстан — еще одна жемчужина ВДНХ, которой вернули исторический облик 1954 года. Экспозиция павильона — это не только демонстрация достижений республики, его возрождение на ВДНХ — это в первую очередь развитие сотрудничества между Россией и Казахстаном, укрепление межнационального единства.

Праздничная программа под названием "Мир ВДНХ" ко дню рождения выставки запланирована 31 июля и 1 августа. В афише — спортивные соревнования, серия интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?", концерты, спектакли, мастер-классы, экскурсии, активности резидентов, партнеров и стран СНГ, гастрособытия. Все мероприятия пройдут строго с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора. Безопасность посетителей является для нас главным приоритетом. Посетителям измеряют температуру тела бесконтактным способом. Мы по-прежнему просим гостей соблюдать перчаточно-масочный режим и придерживаться социальной дистанции.

— Какой в ближайшем будущем вы видите главную выставку страны?

 Будущее — это перемены в настоящем. Мы не только сохраняем все культурное и историческое наследие ВДНХ для будущего, но одновременно делаем это наследие максимально современным и открытым для настоящего. Мы осознаем, что, бережно сохраняя наследие комплекса с более чем 80-летней историей, наша задача — сделать сегодняшний день принципиально новым этапом истории ВДНХ: ярким, прогрессивным, успешным.

Команда выставки продолжает создавать самые разнообразные возможности для культурного отдыха, развлечений, творчества, получения новых знаний, бизнеса, внедрять самые передовые сервисы и технологии, соответствующие потребностям посетителей ВДНХ. Мы хотим дарить гостям впечатления, чтобы они возвращались сюда снова и снова.

В текущем году акцент развития сделан на инфраструктуру и продукты. В этот период завершится формирование комплексного продукта ВДНХ на основе введенных в эксплуатацию объектов посещения, развития технической и сервисной инфраструктуры. 2022-й станет годом кастомизации и диверсификации с акцентами на качество и сервисы. ВДНХ ждет активизация всех форматов туристского обслуживания, развлекательных, досуговых проектов на территории, а также скачок в развитии сферы услуг с учетом сервисной составляющей. В 2023 году ВДНХ должна завоевать лидирующие позиции на туристском рынке России, став самой популярной после Кремля достопримечательностью в Москве. 

Беседовала Елена Кульбак