Заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов, курирующий вопросы противодействия терроризму, рассказал в специальном интервью ТАСС о положении дел в Афганистане, диалоге с США по вопросам безопасности и успешном пресечении террористической угрозы на территории РФ.
— Уже не раз на разных уровнях говорилось о том, что Россия регулярно фиксирует попытки западных структур дискредитировать выборную кампанию в РФ. Из каких стран в основном фиксировались кибератаки и прочие провокации?
— Всплеск воздействия на государственные информационные системы в период подготовки и проведения единого дня голосования 19 сентября 2021 года действительно отмечался. Зафиксированы кибератаки из адресного пространства в том числе США, Украины, Германии на серверы Центральной избирательной комиссии в дни голосования.
Расцениваем это как попытки влияния на волеизъявление граждан нашей страны.
— Есть ли данные о предотвращении терактов, которые могли готовиться в преддверии выборов в России?
— Полагаю, что данный вопрос больше относится к компетенции наших профильных правоохранительных органов. Вместе с тем сложно отрицать то, что минувшие парламентские выборы в России проходили в непростой обстановке, вызванной среди прочего и деятельностью международных террористических организаций.
Как вы знаете, в сентябре силами ФСБ были задержаны четыре сторонника ИГИЛ ("Исламское государство", запрещено в РФ), готовившие нападения на территории Ингушетии. Также ранее в июле была вскрыта и пресечена деятельность законспирированной ячейки указанной запрещенной в Российской Федерации организации в Тюменской области. И то, что накануне предвыборной кампании были нейтрализованы даже малейшие теругрозы, — это результат напряженной межведомственной работы.
— Ранее в сентябре официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что информация о спонсорстве блогера Навального сотрудниками зарубежных посольств в России подтвердилась. Более того, во время незаконных акций некоторые сотрудники диппредставительств принимали в них участие, сообщали о маршрутах протестов. Имеется ли информация по итогам состоявшихся выборов, что иностранные посольства в России делали шаги по дестабилизации ситуации и вмешательству в электоральный процесс? Принимала ли Москва какие-то меры в этой связи?
В частности, США даже не пытаются скрывать, что ставят перед собой задачу вмешательства во внутренние дела нашей страны. Ради достижения этих целей создана и активно финансируется, в том числе через диппредставительства, разветвленная сеть НПО, "мозговых центров" и прочих организаций, действующих под привлекательными вывесками — распространения свободы слова, защиты демократии, прав избирателей и т.д. При этом их настоящая задача не имеет ничего общего с заявленными благородными целями. Она состоит в подрыве доверия населения к властям, институтам гражданского общества, системе выборов и подготовке смены, включая силовой путь, "неугодных режимов". Примеры у всех на слуху — Сирия, Ирак, Сомали, ряд стран постсоветского пространства.
В нашей стране подобные механизмы использовались неоднократно. Последний наиболее заметный пример — инциденты в январе 2021 года, когда, как вы правильно отметили, посольство США через публикацию "протестных маршрутов" на официальных аккаунтах в соцсетях буквально инструктировало недовольных, "подсказывая" им, куда идти, как правильно бастовать и устраивать беспорядки.
Отметился Европарламент, который в ходе пленарного заседания 16 сентября утвердил доклад по пересмотру отношений России и Евросоюза, рекомендующий ужесточить политику Евросоюза в отношении России. В документе — расширение антироссийских санкций ЕС, возможность усиления оборонного потенциала Европы для "сдерживания" РФ, а также разработка стратегии снижения зависимости ЕС от импорта российских энергоресурсов и металлов. Еще в июле Комитет Европарламента по иностранным делам в своем докладе предложил ЕС подготовиться к непризнанию результатов выборов, если Брюссель сочтет, что они были проведены с нарушением международных норм.
Со своей стороны могу вас заверить, что принимаемые нами меры носят последовательный и принципиальный характер. За участие в беспорядках в январе 2021 года были высланы шведские, немецкие и польские дипломаты. Что касается нынешних выборов, то 10 сентября в МИД был вызван посол США, которому было подчеркнуто, что российская сторона обладает неопровержимыми доказательствами нарушения российского законодательства американскими "цифровыми гигантами" в контексте подготовки и проведения выборов в Государственную думу, и было заявлено о категорической недопустимости вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Совершенствуется закон об иностранных агентах, который ставит эффективный заслон деструктивным попыткам западных сил повлиять на выборы.
Как результат этих усилий, западным дипмиссиям становится значительно сложнее вмешиваться в российскую политическую систему. Конечно, наивно полагать, что попытки оказать влияние на наши демократические процессы в ближайшее время прекратятся. При этом хочу особо подчеркнуть, что на все усилия по дестабилизации обстановки в России даем и будем давать адекватный отпор.
— Есть ли у нас подтверждение заявлений талибов (движение "Талибан", запрещено в РФ) о разрыве связей с террористической группировкой "Аль-Каида" (запрещена в России)?
— Таких подтверждений у нас нет, равно как и свидетельств сохранения связей движения "Талибан" с "Аль-Каидой" на нынешнем этапе. Исходим из того, что новые власти Афганистана не позволят использовать территорию этой страны какими бы то ни было террористическими группировками, включая "Аль-Каиду", для осуществления противоправной деятельности, что вытекает из положений заключенного 29 февраля 2020 года Дохийского соглашения между США и талибами (которое, между прочим, было утверждено Советом Безопасности ООН). Таким образом, надеемся на реальное воплощение упомянутых деклараций талибов.
— Как Россия оценивает заявление талибов о том, что террористическая организация "Исламское государство" не представляет угрозы для Афганистана? Можно ли рассчитывать на полную ликвидацию террористической угрозы в Афганистане с приходом талибов?
— Полагаем, что будущим афганским властям еще предстоит выработать контртеррористическую политику. Насколько мы понимаем, заявления движения "Талибан" в адрес ИГИЛ были подкреплены конкретными действиями талибов после прихода к власти по ликвидации ряда игиловцев.
Однако с точки зрения обеспечения региональной безопасности деятельность группировки ИГИЛ продолжает вызывать у нас обеспокоенность. В ряде провинций Афганистана продолжают оставаться ячейки международной террористической организации "ИГИЛ-Хорасан", которая хоть и понесла в последнее время серьезные территориальные, людские и финансовые потери, но все еще представляет определенную опасность для региона. К тому же с учетом рисков обострения миграционной обстановки есть угроза проникновения террористических и экстремистских элементов в соседние с Афганистаном страны под видом беженцев. Необходимо этому противодействовать сообща, объединив региональные и международные усилия. Убеждены, что эффективные последовательные меры новых афганских властей, направленные на искоренение теругрозы в стране при поддержке международного сообщества, имеют шансы на успех.
— Не считает ли Россия одобрение Узбекистаном нового правительства в Кабуле преждевременным, а намерение Ташкента теснее сотрудничать с талибами — создающим дополнительные риски в Центральной Азии?
— МИД Узбекистана действительно объявил, что Ташкент приветствует создание временного правительства в Афганистане и выражает надежду, что данное решение станет началом достижения широкого национального согласия, установления устойчивого мира и стабильности в этой стране, что официально не является признанием движения "Талибан" Узбекистаном.
К позиции Узбекистана по Афганистану относимся с уважением. Полагаем, что действия узбекистанского руководства направлены на то, чтобы, прежде всего, не допустить гуманитарной катастрофы в соседнем государстве, что может привести к распространению терроризма и росту числа беженцев в регионе.
— Ранее в ФСБ сообщили, что произошедшая в конце августа диверсия на участке газопровода в Крыму была организована военной разведкой Украины. Введены ли сейчас какие-то дополнительные меры повышенной безопасности в свете скорого запуска газопровода "Северный поток — 2", против строительства которого Киев так активно выступал?
— Осуждаем любые диверсионные действия как в отношении газопровода в Крыму, так и в отношении других энергетических магистралей, где бы они ни находились. Неоднократно подчеркивали, что сооружаемые Россией газопроводные сети, по которым осуществляется поставка голубого топлива в направлении европейских стран, а также нашим азиатским партнерам, являются исключительно экономическими проектами с целью диверсифицировать существующие маршруты доставки энергоносителей.
Что касается организации физической охраны "Северного потока — 2" и иных объектов газотранспортной инфраструктуры, в том числе в Крыму, то этими вопросами успешно занимаются российские компетентные органы во взаимодействии с заинтересованными странами.
— Сохраняется ли сейчас террористическая угроза на Ближнем Востоке?
— На пространстве Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) по-прежнему наблюдается опасная дестабилизация, чреватая ростом вызовов региональной и международной безопасности. Общая обстановка усугубляется и распространением COVID-19, а также уходом США из Афганистана. Сохранение слабо контролируемых центральными властями "серых зон" в Ливии, Судане, Сирии, Ираке, Йемене ведет к превращению этих районов в очаги террористической активности, центры трансграничной торговли наркотиками и оружием.
Наряду с этим многие страны БВСА испытывают внутриполитическую напряженность, подогреваемую социально-экономической нестабильностью, бедностью и безработицей. Это формирует благоприятную среду для разного рода волнений и народных выступлений.
Продолжается процесс "расползания" боевиков за пределы Ближнего Востока. Накачанные экстремистскими идеями и имеющие боевой опыт, они становятся серьезной угрозой для международной безопасности. Ситуацию осложняет нацеленность террористов на развертывание диверсионной и вербовочной деятельности в странах, куда они возвращаются.
В этих условиях нашей главной задачей является минимизация негативных последствий происходящих на пространстве БВСА явлений для Российской Федерации. И в первую очередь речь идет о борьбе с международным терроризмом.
— Как Россия оценивает положение дел в Идлибе в Сирии? Грозит ли эта конфликтная точка остаться в "замороженном" состоянии?
— Россия сыграла решающую роль в разгроме ядра международного терроризма в Сирии. Достаточно длительное время на большей части территории этой страны удается поддерживать устойчивый режим прекращения боевых действий.
В ряде районов САР по-прежнему сохраняются очаги напряженности. Крупнейший из них — Идлибская зона деэскалации (ИЗД). Там, по разным оценкам, действуют десятки тысяч боевиков теральянса "Хайят Тахрир Аш-Шам" (запрещено в РФ) и других незаконных вооруженных формирований. Размежевание между террористами и "умеренными", которое турецкая сторона обязалась провести в соответствии с договоренностями с нами о стабилизации обстановки в ИЗД, до сих пор так и не состоялось. Бандиты используют проживающих в Идлибе мирных граждан в качестве живого щита, наносят удары по позициям сирийской армии, регулярно пытаются атаковать российскую базу Хмеймим с применением ударных беспилотников.
Естественно, мы не можем смириться с таким положением дел — и наши турецкие партнеры это знают. Идлибская проблематика предметно обсуждалась президентом Российской Федерации Владимиром Путиным с президентом Турции Тайипом Эрдоганом 29 сентября на встрече в Сочи, в ходе которой лидеры двух стран подтвердили безальтернативность продолжения борьбы с терроризмом.
— Диалог по антитеррору России как с США, так и с Европой сейчас существенно сбавил обороты, хотя Россия выражала готовность к продолжению такого диалога. Получает ли Москва сигналы от западных партнеров о заинтересованности в таком диалоге, особенно в контексте Афганистана?
— Контакты между российскими и американскими спецслужбами не прерывались. Они по-прежнему осуществляются на регулярной основе. Об этом недавно заявлял и директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Исходим из того, что проводимая по этой линии работа не должна прекращаться и не может ставиться в зависимость от политической конъюнктуры.
В конкретном же плане, как вы помните, Вашингтон в одностороннем порядке решил приостановить профильные встречи в рамках диалога высокого уровня под эгидой внешнеполитических ведомств России и США, которые проводились в 2018–2019 годах в Вене и были полезны для обеих сторон. Повторю, что это сделано американцами под надуманным предлогом в угоду антироссийски настроенному политическому истеблишменту без учета текущих реалий в сфере безопасности. Со своей стороны готовы к профессиональным и взаимовыгодным дискуссиям, но только при равной заинтересованности.
Надеемся, что такой настрой сохранится и взаимодействие как по линии внешнеполитических ведомств, так и спецслужб продолжится.
— Готовится ли новая встреча с вашим американским визави по антитеррористической проблематике? Когда и где она может состояться?
— Как я уже говорил выше, мы всегда открыты к конструктивному сотрудничеству с американской стороной на равноправной и взаимовыгодной основе. Но вынужден в очередной раз акцентировать, что нам этот диалог не может быть нужен больше, чем заокеанским партнерам.
— Есть ли продвижение в процессе выработки международного кодекса безопасности в IT-сфере после встречи в Женеве президентов Владимира Путина и Джо Байдена? Какие в данный момент для этого прилагаются усилия?
— Женевский саммит стал "стартовой точкой" для перезапуска двустороннего диалога между экспертами наших стран по вопросам информационной безопасности. В развитие договоренности президентов России и США состоялось уже несколько раундов профильных межведомственных консультаций. Эти профессиональные контакты, в центре внимания которых находятся наиболее насущные угрозы в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, начинают приносить реальные, практические результаты. Взаимные шаги Москвы и Вашингтона на этом направлении, несомненно, создают предпосылки для укрепления безопасности, стабильности и предсказуемости информационного пространства не только в двустороннем разрезе, но и в глобальном масштабе. Это в полной мере соответствует духу заявления президента Российской Федерации от 25 сентября 2020 года о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности.