"Никто не знает, где родится будущий Ломоносов", — часто повторяет губернатор Кировской области Игорь Васильев, говоря о том, как важно создать равный доступ к образованию для всех детей, даже если они живут в сотнях километров от областного центра. В регионе научились строить школы, ремонтировать больницы, делать дороги и поддерживать экономику, невзирая на объективные сложности из-за пандемии.
Игорь Васильев рассказал, как регион справляется с очередной волной коронавируса, почему за лечением жителям России нужно ехать в кировские больницы и когда в регионе создадут "город ученых" Биополис.
Эффект QR-кода
— Ботинки чистые? — неожиданно спрашивает Игорь Васильев, когда я устраиваюсь с чашкой кофе за большим столом в его кабинете. — Вижу, чистые! А помните, как несколько лет назад первый этаж на входе в правительство застилали картоном? Потому что грязь в городе была ужасная. Но благодаря нацпроектам мы строим дороги, тротуары, ремонтируем дворы и благоустраиваем город, и сейчас по Кирову свободно можно гулять в белых кроссовках. Город меняется, согласны?
— Меняется. Жизнь в принципе изменилась, и сейчас, например, без QR-кода в здание правительства уже не зайдешь. И в первую очередь хотелось бы поговорить об этой новой реальности. Игорь Владимирович, осенью в области, где все два года пандемии придерживались умеренной политики в плане ограничений, приняли решение ввести обязательную вакцинацию для отдельных категорий граждан и систему QR-кодов. Это дает эффект?
— Мы ввели QR-коды, когда вакцинация достигла определенного уровня и появилась возможность создать "зеленые зоны", чтобы в ресторане, например, были вакцинированы 100% сотрудников и 100% гостей. Мы регулярно встречаемся с предпринимателями, бизнес поддержал нас в этом решении. В итоге с введением QR-кодов темпы вакцинации выросли в пять раз, ежедневно в прививочные пункты приходят до 7,5 тыс. человек, а по удельному темпу вакцинации от ковида область вышла на первое место среди всех субъектов, хотя до введения QR-кодов была на 28-м.
— Вы поручили правительству разработать план поэтапного послабления ограничительных мер. Значит ли это, что дальнейшего ужесточения мер, например введения QR-кодов на транспорте, вы не планируете? И в таком случае когда можно ожидать отмены QR-кодов?
— Ужесточений не планируем. Когда вакцинированных граждан станет более 80%, и при этом существенно снизится нагрузка на медицинские учреждения, мы будем принимать решения о том, как работать дальше. Первый компонент вакцины от ковида на данный момент получили более 608 тыс. человек — около половины всего населения региона, свыше 520 тыс. жителей прошли полный курс вакцинации. Но для достижения коллективного иммунитета необходимо привить еще порядка 280 тыс. жителей региона. Думаю, если темпы вакцинации не снизятся, примерно к середине декабря мы увидим хорошую цифру.
— Сейчас обсуждается федеральный закон о QR-кодах, у которого немало противников, в том числе и в Кировской области. Как вы лично к этому закону относитесь?
— Мы окружены девятью субъектами, в каждом принимаются какие-то меры, а федеральный закон позволит определить единый подход. И он будет нацелен на будущее. С текущей пандемией мы справляемся, но с учетом изменения климата, плотности населения это не первая и не последняя ситуация, с которой нам придется бороться. И важно иметь единые правила на федеральном уровне.
— Вы недавно отмечали, что нерабочие дни позволили стабилизировать ситуацию с ростом заболеваемости ковидом и область вышла на некое плато. Сейчас удается сдержать рост?
— Самое главное, удалось снизить уровень смертности, также сокращается число пациентов в тяжелом или крайне тяжелом состоянии. Кстати, большинство этих пациентов не прошли вакцинацию. У нас процент людей, которые заразились после вакцинации, не превышает 3%, и из них 99,9% переболели коронавирусной инфекцией либо в легкой, либо в совсем бессимптомной форме. Нам удается снижать нагрузку на медицинскую систему, держать число свободных коек на уровне 15%.
Медицинский туризм
— Хватает средств и ресурсов?
— В прошлом году мы направили на борьбу с инфекцией 3,3 млрд рублей, в 2021 году — более 3 млрд рублей. Госпитали обеспечены всем необходимым — оборудованием, лекарствами, средствами индивидуальной защиты, пациентов на амбулаторном лечении также обеспечиваем лекарствами. И еще одна особенность нашей области в том, что мы не останавливали диспансеризацию и оказание медицинской помощи на протяжении всех двух лет ни по одной другой нозологии.
— То есть людям не отказывали в плановой госпитализации…
— Люди могли получать помощь в онкоцентре, в других специализированных медицинских учреждениях. Мы, например, нигде в Москве не смогли госпитализировать мою маму, когда ей понадобилась помощь в связи с возрастным заболеванием, но она получила необходимое лечение по полису ОМС в Кировской области. В прошлом году к нам приехали почти 57 тыс. человек из Вологодской области, Республики Коми, Ненецкого автономного округа и других регионов, чтобы в условиях пандемии и ограничений получить лечение. А это дополнительные поступления в бюджет в размере около 1,5 млрд рублей, причем в ковидный год.
— Медицинский туризм — одно из перспективных направлений для региона. За какими именно услугами в Киров могут приезжать жители других регионов?
— Это травматология, сосудистая хирургия, медицинская реабилитация и другие. Мы спокойно можем принять от 50 тыс. до 100 тыс. человек, не снижая качества услуг для жителей Кировской области. Иногородний пациент приезжает не на день, ему нужно где-то жить, питаться, иногда сходить в кино, в театр, ему можно предложить культурную программу, и в этом смысле — это туризм. От области требуются финансовые вложения, но мы и так их регулярно делаем: ремонтируем больницы, обновляем оборудование.
Город ученых
— В конце октября на совещании вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко с главами субъектов ПФО вы представили так называемые прорывные проекты, особо выделив как раз медицинский туризм и проект создания первой в России особой экономической зоны "Биополис". Почему именно на этих проектах сделан акцент?
— Были и другие проекты, например, строительство перехода под Транссибирской магистралью, моста, южного обхода Кирова. Но строительство новых дорог для нас уже стало доброй традицией. А во главу угла мы посчитали нужным вынести проект создания в России особой экономической зоны "Биополис", потому что Кировская область — это исторически сложившийся центр биотехнологий России, здесь богатые биотехнологические традиции, большие серьезные институты. В Кирове в 1944 году было организовано первое промышленное производство пенициллина, а сейчас в Левинцах расположено предприятие "Нанолек", которое в партнерстве с "Санофи" выпускает большую линейку вакцин, в том числе детских.
— ОЭЗ будет создаваться вокруг "Нанолека"?
— У нас создан биокластер, в него вошло 18 предприятий, якорным резидентом особой экономической зоны станет компания "Нанолек", а вокруг должна появиться научно-технологическая база. Далее по примеру Татарстана, где расположен Иннополис, мы будем создавать отдельный комфортный для проживания город Биополис в Левинцах недалеко от аэропорта, планируем организовать хорошую инфраструктуру — школы, детские сады, поликлиники, жилье для сотрудников, может быть, объединенный кампус для нескольких университетов, где можно будет жить, учиться, проходить практику, приглашать иностранных специалистов. Мы ездили в представительство "Санофи", смотрели, как это устроено лидерами фарминдустрии. Но мы не хотим повторяться, мы планируем сделать лучше.
— Какие инвестиции нужны?
— Конечно, будут привлекаться средства федерального, регионального бюджетов и в первую очередь инвесторов. Общий объем проекта большой — более 18 млрд рублей, из них большая часть средств — частные инвестиции. И, конечно, все это не за год, а, условно говоря, за десятилетие.
Мы планируем в начале 2022 года направить заявку на создание особой экономической зоны в Минэкономразвития, к 2024 году сформировать отдельный муниципалитет, свободную экономическую зону и начать работать над созданием пространства, которое будет входить в санитарный щит страны, где будут разрабатывать и производить вакцины. Также к 2024 году планируем построить филиал Института Чумакова, специализирующегося на разработке вакцин.
13 новых школ
— На высокотехнологичные предприятия нужны будут специалисты. Вы уделяете много внимания вопросам образования, возглавляете комиссию Госсовета по образованию и в конце лета внесли целый ряд предложений по совершенствованию образовательной системы в России. В частности, ваше предложение о создании школ полного дня поддержал президент. Но пока реализация задумки идет не слишком быстрыми темпами. В чем сложности?
— Мы с министром просвещения Сергеем Кравцовым были инициаторами идеи о том, что школа, особенно на селе, должна быть многофункциональным культурно-образовательным и спортивным центром, где ребенок с утра получал бы знания, а после уроков делал домашнее задание, занимался спортом, посещал секции и кружки и где вечером родители ребенка могли бы, например, поиграть с детьми в спортзале или сходить в бассейн. Идея шикарная, но она пока не завладевает массами, потому что во многих школах есть вторые смены, и школу полного дня физически нет возможности организовать. Также нужна современная инфраструктура — хорошая библиотека, зал, спортивный зал, бассейн и стадион.
— Но строят новые школы…
— Как раз новые школы с физкультурно-оздоровительными комплексами, бассейнами и спортивной инфраструктурой позволяют это делать. Пример такой школы есть в Кирове, это школа №25. Мы также обсуждаем планы по строительству такого образовательного центра в Нолинске и еще в ряде населенных пунктов.
— А с остальными школами как быть? Программа капитального ремонта может в этом плане помочь?
— На Госсовете я достаточно активно отстаивал предложение о том, что в ходе капремонтов нужно не только красить стены и потолки, но и обновлять мебель и учебники. И это предложение было услышано и принято в виде поручений. В таких отремонтированных и оборудованных помещениях уже можно организовывать если не школы полного дня, то передвижные кванториумы, точки роста. В целом программа капремонтов очень большая, в Кировской области первые 15 школ, которые вовремя сделали проектно-сметную документацию, отремонтируем в 2022–2023 годах.
— Ранее представители ссузов высказывались, что им тоже необходима программа капремонта.
— В ходе заседаний комиссии Госсовета поднимался вопрос капитальных ремонтов зданий и общежитий СПО, предложения мы направили в Министерство просвещения РФ. Но у нас есть еще одна проблема: более 30% школ в области — малокомплектные, в них занимается не больше 50 учеников, и я надеюсь, что программа капремонтов поможет нам и эти школы привести в порядок. Сейчас мы сами выделяем средства на ремонты в школах, в 2021 году на эти цели направили порядка 150 млн рублей. Чтобы такие малокомплектные школы содержать, мы передаем их от муниципалитетов на уровень региона, создаем сетку опорных школ с филиалами в сельских поселениях, что позволяет, например, транслировать уроки из опорной школы, когда в сельской нет преподавателя, и обеспечить детям равный доступ к образованию.
— Какие еще инициативы будете предлагать на федеральный уровень?
— Часть инициатив, которые мы предлагали, уже нашла отражение в тех или иных поручениях. Это и организация детского питания, и капитальный ремонт, и строительство новых школ, и возможность использовать средства, высвобождаемые от реструктуризации бюджетных кредитов, на строительство школ. В дальнейшем будем обсуждать вопросы дополнительного образования, среднего профессионального образования, стимулирования педработников, повышения престижа профессии, подготовки кадров и восстановления педагогических вузов.
— В Кировской области планируют в ближайшие три года построить 13 школ и пристроев. Это поможет решить проблему второй смены?
— Во вторую смену у нас занимаются сейчас 30% детей. Всего за счет строительства этих школ и открытия в следующем году еще двух школ будет создано почти 13 тыс. мест, и вопрос второй смены в регионе будет решен. И, конечно, надо переходить к комплексному освоению территории, обязывать застройщиков предусматривать в проекте школы, детские сады, поликлиники и спортивные площадки. Раньше на это закрывали глаза, строили жилые дома, а потом граждане выстраивались на прием с вопросами — где школа, детский сад, поликлиника? Мы прекращаем эту практику и переходим к практике комплексного развития территории.
— Недавно стало известно, что область получит инфраструктурный кредит на 2 млрд рублей на развитие территории в микрорайоне Шубино — Ганино, где планируется строительство 220 тыс. кв. м жилья. Кредитные средства направят в том числе на закупку 77 автобусов на газомоторном топливе. Насколько сейчас развита инфраструктура?
— Мы получили два транша по инфраструктурным кредитам на 2 млрд рублей. Получили средства в том числе на закупку транспорта, потому что ранее направили миллиард из областного бюджета на покупку 117 новых автобусов. Никогда ранее регион не покупал новые автобусы на миллиард рублей. Все это позволит нам развивать сеть заправок, потому что "Газпрому" невыгодно строить заправки, когда нет спроса. Сейчас в регионе три газозаправочные станции, планируется ввод еще одной в Слободском районе. Прорабатываем вопрос по установке в 2022 году нескольких газозаправочных станций, также закупили оборудование для передвижной газомоторной станции на базе КПАТ.
— Давайте вернемся к белым кроссовкам и дорогам. Как вы оцениваете итоги реализации дорожного нацпроекта в этом году?
— В 2021 году мы привели в нормативное состояние около 260 км дорог, сделали все работы в срок, построили дорогу Опарино — Альмеж, которая связала напрямую областной центр с северными районами, и дальше продолжим дорогу на Вологду. За годы реализации нацпроекта в области появился серьезный государственный подрядчик — компания "Вятавтодор". Я вообще считаю, что все жизненно важные услуги, которые оказываются населению, должны быть сосредоточены в руках государства. Наличие крупного господрядчика — это безоговорочное исполнение гарантийных обязательств, соблюдение сроков, наличие необходимой техники и специалистов и, самое главное, возможность заранее готовиться к дорожному сезону, разыгрывать конкурсы и контракты не на год, а сразу на три бюджетных цикла, что позволяет эффективнее планировать работу и раньше начинать ремонты.
Наша следующая задача — сделать упор на приведение в нормативное состояние муниципальных дорог. У нас всего 24 тыс. км дорог в области. Если раньше мы активно приводили в нормативное состояние федеральные и региональные трассы, то сейчас пойдем в районы, будем делать дороги в поселках, причем в приоритетном плане те дороги, которые ведут в медицинские, учебные учреждения, к предприятиям и фермам. Дорожный фонд на этот год — 7,5 млрд рублей, хорошая цифра.
— Еще одну цифру хотелось бы уточнить. Когда вы только возглавили регион, поставили задачу добиться увеличения объемов производства молока до миллиона тонн. Близки к цели?
— Несколько лет назад мы начинали с 500 тыс. тонн, сейчас производим уже 750 тыс. тонн. Мы целенаправленно и спокойно подходим к миллиону тонн. Регулярно встречаемся с аграриями, депутатами, обсуждаем меры поддержки, из областного и федерального бюджетов выделяются средства на возмещение затрат на строительство, модернизацию животноводческих объектов, приобретение сельхозтехники, предоставляются льготные инвестиционные кредиты. Думаю, достигнем миллиона тонн через несколько лет.
Сейчас в области реализуется семь крупных инвестпроектов по строительству молочно-товарных ферм. Общие инвестиции по этим проектам — более 2 млрд рублей. В целом объем вложенных средств по итогам 2021 года в сельхозорганизациях превысит 11 млрд рублей, и в 2022 году, полагаю, объемы не снизятся.
Новые сельхозобъекты появляются и в тех районах, где давно не было развития. Например, в Свечинском районе строится крупная козоводческая ферма. Регион, кстати, интенсивно занимаемся и племенным разведением скота. Ежегодно 5 тыс. голов племенного скота продаем за пределы области. Стоит задача увеличивать и эти цифры.
Беседовала Мария Шевченко