В реальной жизни все чаще появляются технологии, которые мы знаем лишь по фантастике, — например, уже можно видеть голограмму собеседника при общении, а искусственный интеллект давно ставит диагнозы лучше самых опытных врачей. О подобных технологиях, которые уже существуют или появятся в ближайшем будущем, в интервью ТАСС рассказал председатель фонда "Сколково" Аркадий Дворкович.
— Последние два года внимание общества приковано к успехам медицины. По каким направлениям чаще всего идут инвестиции в "Сколково"?
— Я бы выделил три основных направления. Первое — те разработки, которые предлагают наши резиденты. Например, в диагностике компания "Интеллоджик" с платформой Botkin.AI или тест-системы по COVID и раннему выявлению рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета.
Можно упомянуть первую вакцину от резидента "Сколково" — "Бетувакс". Ждем итоги клинических испытаний. Предварительно у новой вакцины очень хорошие показатели эффективности и безопасности.
Другая перспективная тема — протезирование, которое развивает компания "Моторика". Так, недавно "Моторика" совместно с ДВФУ и Сколтехом провели первую в России операцию по очувствлению бионических протезов, то есть установлению обратной связи протезов рук с нервной системой человека. В мире подобные операции проводило всего несколько международных команд.
Второе направление — это работа с крупными медицинскими центрами. Мы взаимодействуем с государственными центрами и департаментом здравоохранения Москвы, тестируем в клиниках отдельные решения резидентов. Главные специалисты Минздрава являются нашими экспертами по всем направлениям.
Третье — это демонстрация наиболее эффективных решений по разным типам заболеваний региональным министерствам здравоохранения. В "Сколково" создан Центр Интернета вещей в здравоохранении при партнерстве с ведущими российскими и зарубежными компаниями. Мы подбираем лучшие в России и мире технологии с тем, чтобы внедрять их по всей России.
Кроме того, мы постоянно находимся в поиске новых решений, проводим совместные акселерационные программы с индустриальными партнерами, чтобы все время оставаться на гребне волны.
— Какие технологии появятся в здравоохранении в ближайшие годы?
— Многие работают над созданием недорогих лекарств против COVID-19. Эта тема важна для всех.
Вторая тема — сердечно–сосудистые заболевания. Здесь речь идет как о раннем предупреждении и выявлении с помощью тест-систем, так и о новых, более эффективных методах лечения.
Также ждем новое поколение антибиотиков, поскольку многие заболевания стали устойчивыми к существующим препаратам. Ждут своих лекарств гепатит Б, СПИД, диабет. Если говорить о десятилетней перспективе, то появятся искусственные органы и лечение на основе клеточных технологий.
– Какие ожидаются разработки в сфере лечения онкологических заболеваний?
— Прежде всего, это персонификация, подбор лекарств в зависимости от индивидуальных особенностей человека и более точная диагностика, в том числе с помощью геномных методов.
Врачи и ученые в ближайшие пять-семь лет ожидают достаточно прорывных решений, которые позволят индивидуально и более эффективно лечить онкологические заболевания.
— Все чаще появляются новости о том, что искусственный интеллект может ставить диагноз лучше человека. Можно ли довериться в этом ИИ?
— Согласно текущим знаниям, наилучшее решение — это сочетание возможностей искусственного интеллекта и опыта врача. Лучше всего, когда профессиональный врач использует результат, полученный на основе алгоритмов искусственного интеллекта, и может скорректировать решение на основе своих знаний и кругозора. Благодаря этому можно будет разгрузить врачей от рутинной работы и увеличить точность диагностики.
Очень важная вещь — это накопление данных. Как правило, их собирают и анализируют внутри одной страны, ввиду разных систем регулирования персональных медицинских данных. Пока это не позволяет получить базу для более эффективного машинного обучения (один из методов искусственного интеллекта, который решает задачи, автоматически "обучаясь" на основе множества уже решенных примеров – прим. ТАСС). Надеюсь, что страны будут постепенно договариваться между собой и интегрировать информацию. Благодаря этому можно будет в разы повысить точность выводов ИИ.
— В Технопарке "Сколково" открылось отделение "Почты России", где будут обкатываться новые технологии доставки. Как изменится почта в ближайшие годы?
— Это одно из самых высокотехнологичных отделений с серьезной степенью автоматизации и сопутствующими услугами, как то: примерка одежды для последующего заказа или возможность снятия электрокардиограммы и отправки ее врачу. Большинство из технологических решений обеспечили сколковские компании.
Чтобы создать комфортные условия для клиентов с особенностями здоровья в одном из окон установлен микрофон, который переводит речь операциониста в текст. Человек с нарушением зрения или слуха читает его на экране либо воспринимает с помощью шрифта Брайля. Это умное устройство — так же разработка резидента "Сколково", компании "Сенсор-тех".
Уже очевидно, что почта роботизируется, сокращая потребность в ручном труде, интегрируя в рабочие процессы голосовое управление, опознавание на основе биометрических данных. В скором времени эти новшества придут в каждое почтовое отделение и станут привычными элементами повседневной работы.
— В фантастических фильмах о будущем уже давно показывают, как люди общаются с голограммами собеседников. Однако в нашей нынешней действительности случается, что даже на крупных форумах хромает качество самой простой видеосвязи. Как вы думаете, когда мы сможем общаться с помощью голограмм?
— Это уже не фантастика, а сегодняшняя реальность. Даже в шахматы можно играть друг с другом, когда сидят две голограммы за доской. Но пока это достаточно дорого.
Чтобы удешевить подобные технологии, необходимо создать дополнительную инфраструктуру для связи нового поколения — оптоволоконные линии, чтобы соединить континенты, и инфраструктуру беспроводной связи шестого поколения. Этими работами занимаются в том числе и российские компании.
Думаю, что через несколько лет голограммы станут повседневностью. Но, надеюсь, они не будут заменять живое общение.
— В какие еще сферы жизни придут высокие технологии в ближайшие десятилетия?
— Во все. В образовании уже приходят, отчасти ввиду необходимости дистанционного обучения. Теперь это становится постоянным элементом процесса образования.
Также в государственное управление: электронные услуги все больше становятся повседневностью. Например, не нужно уже выходить из дома для получения многих документов. В сферу логистики, когда услугу можно получить от точки до точки более удобным, быстрым и комфортным способом. То же — в промышленности, торговле, социальной сфере, финансовом секторе.
Да: где-то, как в банковском секторе, образовании мы продвинулись очень далеко, а где-то мы на начальных стадиях. Но процесс масштабирования технологий идет семимильными шагами. Пока это развивается эволюционно, и мы не знаем, где будет революция.
Думаю, что во многом будет иметь значение разработка новых материалов. Мы даже не можем себе представить, как будет выглядеть гаджет нового поколения: будет ли он сворачиваться в трубочку или складываться в монетку.
Новые материалы точно изменят материальный мир, при этом они будут учитывать экологическую ситуацию, борьбу с неблагоприятными климатическими изменениями. Разрабатываться будут те материалы и технологии, которые имеют минимальный климатический след, а может быть, даже способны улучшать ситуацию.
— Новым возможностям сопутствуют новые риски. Какие риски видите вы?
— Повсеместным стал разговор о рисках, связанных с искусственным интеллектом и необходимостью защиты от его чрезмерного влияния на человеческую жизнь. Есть вопросы этического, морального выбора, когда искусственный интеллект предлагает те или иные решения. Поэтому в России появился кодекс этики искусственного интеллекта, в разработке которого "Сколково" принимал участие. Есть европейские стандарты, во многом они схожи с российскими, но есть и отличия. Мы считаем, что у нас более продуманные документы, а в Евросоюзе они слишком ограничительные для развития технологий.
Кроме того, есть риски, связанные с темпами изменений. Все чаще кажется, что большой объем информации позволяет опускать стадию глубокого анализа и принимать решения быстро. Но зачастую именно здесь кроется главная ошибка — чем больше информации, изменений, заинтересованных сторон, тем больше рисков, тем больше нужно анализировать и искать верное решение. Эта опасность преодолевается только с помощью образования, широкого кругозора, формирования новой культуры жизни в технологической среде. Мы только начинаем это осознавать.
— Технологии меняют жизнь и поведение человека, но могут ли изменить его самого?
— Человек состоит из эмоций, привычек, поведения, стиля общения, поэтому при изменении среды меняется и сам человек. Но базовые вещи остаются теми же. Высокие технологии меняют внешние обстоятельства, улучшают жизнь, здоровье, но при этом важно, чтобы человек не превратился в машину.
Беседовал Игорь Ермаченков