15 декабря 2021, 14:00
Интервью

Заммэра Москвы: запуск Большого метрокольца даст горожанам неделю свободного времени в год

Максим Ликсутов. Пресс-служба департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы
Максим Ликсутов

В Москве открылся новый участок Большой кольцевой линии метро от станции "Мневники" до станции "Каховская". Отрезок длиной в 21 км включил в себя десять станций и стал самой протяженной в истории столичной подземки дистанцией, запущенной одномоментно. Старт движению поездов 7 декабря дали лично президент РФ Владимир Путин и мэр столицы Сергей Собянин.

О том, как повлиял новый участок метро на транспортную ситуацию в городе, как он отразится на жизни москвичей и о том, как Большое кольцо помогает подготовке кадров для столичной подземки, в интервью ТАСС рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

— Прошло чуть больше недели с момента запуска нового участка Большого кольца метро. Удалось ли новым станциям изменить жизнь в городе?

— Безусловно, изменили. С вводом нового участка улучшилось транспортное обслуживание для более чем 1,4 млн человек, и наши первые опросы, проведенные среди пассажиров, показывают, что более 90% из них уже оценили по достоинству новые станции и их удобство. При этом больше половины опрошенных указали прежде всего на существенное сокращение времени в пути: их поездки стали на 20–30 минут быстрее, а некоторые — это около 15% пассажиров — стали экономить почти 40 минут только в одну сторону.

Надо заметить, что пользуются новыми станциями не только москвичи, которые живут рядом, но и те, кто приезжает из отдаленных районов и Подмосковья. Они же тоже могут экономить время благодаря Большому кольцу. Потому можно сказать, что новые станции БКЛ улучшили транспортное обслуживание всего города и тех, кто приезжает в Москву.

Изменились и привычные схемы движения в городе: сотни тысяч москвичей теперь живут в шаговой доступности от метро, у них появились десятки новых удобных ежедневных маршрутов. И если раньше в соседний район иногда приходилось ехать с пересадкой через центр, садиться на автобус или выезжать на личной машине, то теперь поездка занимает считаные минуты на метро

— По подсчетам ваших специалистов, на сколько в среднем уменьшилось время в дороге?

— Смотрите: к примеру, школьники, живущие в районе Мичуринского проспекта, могут добраться до горнолыжной школы "Кант" не за 55 минут, как еще две недели назад, а за 33 минуты. Или, допустим, от Новых Черемушек до школы СУНЦ МГУ время поездки сократилось с 1 часа 20 минут до 45 минут, а поездка в парк аттракционов "Сказка", условно, из Зюзина займет 1 час 5 минут вместо полутора часов. Кстати, мои знакомые, кто регулярно пользуется общественным транспортом, тоже подтверждают, что существенно экономят время в пути.

У людей меняются их транспортные привычки, появляется альтернатива передвижения по южным, юго-западным и западным районам. Вот еще один пример: жители Кунцева с появлением Большого кольца на 15 минут быстрее добираются до ТРЦ "Авиапарк", и главное — без пересадок. Также хочу заметить, что между районами Западного и Юго-Западного административных округов прямая транспортная связь появилась впервые. Здесь теперь тоже не надо ехать через центр или терять время в заторах: две-три станции на метро по дуге, и пассажир у цели.

В целом же благодаря удобным пересадкам пассажиры будут выбирать наиболее оптимальные и удобные маршруты и будут экономить до 35–45 минут ежедневно. Наши специалисты подсчитали, что москвичу при регулярных поездках новая линия позволит экономить на дороге по целой неделе в год. То есть запуск Большого кольца даст горожанам неделю свободного времени

— Востребованы ли новые станции, если смотреть с точки зрения пассажиропотока?

— К новому участку Большого кольца у москвичей и гостей столицы с самого их открытия был огромный интерес. Но если в первые часы на станции частенько заходили просто посмотреть или сфотографировать, то уже к вечеру того же дня ими стали очень активно пользоваться. За первую неделю работы ими воспользовались 746 тыс. пассажиров, а пассажиропоток превысил 135 тыс. человек в сутки в рабочие дни. Это огромная, на самом деле, цифра. Она существенно выше той, что мы прогнозировали, потому что изначально мы рассчитывали выйти на показатель в 100 тыс. поездок только через три-четыре недели. А получили прогнозируемый показатель уже на первой неделе. Ну и, разумеется, станции с первого дня остаются популярным местом для создания контента в социальных сетях — этого тоже нельзя забывать. Возможно, со временем по ним будут тоже ходить экскурсии, как по классическим станциям в центре.

— Справились?

— Мы изначально делали эти станции с очень большим запасом, и потому даже столь стремительный рост пассажиропотока не исчерпал все заложенные при проектировании провозные мощности.

— Есть ли хотя бы приблизительный "рейтинг популярности" новых станций?

— Шесть из десяти станций имеют пересадку на другие линии и МЦД. Именно они стали популярными. Но все же самой востребованной сейчас является "Каховская" с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию: ей воспользовались 151 тыс. пассажиров с момента запуска. На втором месте — "Кунцевская", откуда можно перейти на Арбатско-Покровскую и Филевскую линии, ей воспользовались уже 141 тыс. пассажиров. "Почетную бронзу" удерживает "Воронцовская" с переходом на Калужско-Рижскую линию — здесь проехали 95 тыс. пассажиров. А за ней следует "Мичуринский проспект" с показателем более 94 тыс. пассажиров.

Одно из преимуществ Большого кольца в том, что новые станции расположены как в районах жилой застройки, так и непосредственно возле крупных офисных центров, и это, конечно же, удобно.

Ну, и плюс — в домах, находящихся рядом, растет стоимость квартир. Пусть последнее будет бонусом для тех, кто несколько лет был вынужден жить в непосредственной близости от строительства метро. Это было сложно, но город должен расти и развиваться. Без расширения сети подземных магистралей невозможно развитие мегаполиса

— Не станет ли в перспективе Большое кольцо дублером МЦК?

— Нет. Линия изначально спроектирована таким образом, чтобы как раз не стать дублером для МЦК. А вот ее полный ввод в эксплуатацию действительно разгрузит Московское центральное кольцо почти на 17%. Обе линии обеспечивают максимально равномерное покрытие города: МЦК разгрузило север, Большое метрокольцо разгрузит юг. Снизится и нагрузка на улично-дорожную сеть. По нашим расчетам, улица Каховка станет свободнее на 15%, Аминьевское шоссе — на 17%, Профсоюзная улица и Севастопольский проспект — на 6%, проспект Вернадского и Мичуринский проспект на 5%, Рублевское шоссе — на 4%.

То есть благодаря пуску даже одного участка Большого кольца мы кардинально меняем транспортную ситуацию на западе и юго-западе. У жителей появилось множество вариантов маршрутов, они могут уже не думать о том, сколько баллов пробки, а свободно передвигаться между районами и доезжать вовремя. Для многих метро экономит столько времени, что москвичи стали меньше пользоваться личным транспортом

Если смотреть в разрезе других линий метро, то на участках Арбатско-Покровской линии стало свободнее на 8%, на Серпуховско-Тимирязевской — на 7%, на Филевской и Калужско-Рижской — на 3%.

Благодаря новому участку БКЛ на других линиях метро стало меньше примерно на 38 тыс. пассажиров в день, а всего на Большое кольцо ежедневно пересаживается более 60 тыс. пассажиров.

Но подчеркиваю, что подобные показатели не предел. Многие ведь еще не привыкли к новым станциям, пока присматриваются, потому мы уверены, что популярность нового участка будет расти. Я рекомендую пользоваться нашими мобильными приложениями "Метро Москвы" и "Московский транспорт", с их помощью строить маршруты, смотреть, какая будет экономия в пути, отслеживать загруженность вагонов, подключить систему бесконтактной оплаты проезда Face Pay.

— Как повлияла Большая кольцевая линия на наземный общественный транспорт и трафик личных машин?

— На данный момент мы понимаем, что каждый пятый пассажир линии — это новый пассажир. То есть около 20% поездок совершают люди, которые в том числе пользовались до этого личным транспортом. Всего же около 9 тыс. личных авто не выехали на дороги за первую неделю работы нового участка Большого кольца — это очень высокий показатель. И сейчас, в преддверии Нового года, когда движение в городе серьезным образом затрудняется, метро становится самым надежным видом транспорта.

Кстати, пользуясь случаем, хочу призвать всех горожан и гостей столицы в предновогодние дни пользоваться общественным транспортом — метро, автобусами, в крайнем случае — такси или каршерингом. Выбирать же личные машины для выезда в город я бы попросил только в самую последнюю очередь.

Что же касается наземного транспорта, на новый участок метро почти 26% пассажиров пришли как раз из автобусов, электробусов и трамваев, благодаря чему свободнее стали несколько маршрутов. Какие-то из них — к примеру, №Е12 (бывший №144 — прим. ТАСС) — наоборот, стали выбирать больше пассажиров, потому что на нем жители Обручевского района могут быстро добраться до станции "Новаторская".

Мэр Сергей Собянин дал указание развивать весь транспорт как единое целое. И пример такого развития мы видим на новом участке Большого кольца, в районах которого скорректирована работа действующих маршрутов и запущены новые. Например, маршрут электробусов №271, который будет обслуживать пассажиров района Крылатское.

Также с сентября мы ввели бесплатные пересадки на наземном транспорте, благодаря чему можно выбирать самый короткий маршрут без переплаты за проезд. За три месяца пассажиры совершили свыше 11 млн бесплатных пересадок и сэкономили более 100 млн рублей. Москва, кстати, остается единственным городом в стране, где действуют бесшовные пересадки на наземном транспорте.

— Новые станции — это ведь и новые рабочие места в метрополитене…

— Естественно. Каждый раз еще на этапе проектирования и строительства станций мы смотрим, сколько и каких специалистов нам нужно подготовить для работы. Новый участок Большого кольца обеспечил работой более 2 тыс. человек. Причем это не только новые сотрудники, это еще и переподготовка тех, кто уже трудится в подземке. Могу сказать, что средний возраст работников новых станций здесь составляет 36–40 лет.

Речь идет о более чем 300 машинистах, а еще об инспекторах службы безопасности, дежурных по станциям, специалистах по инфраструктуре и работе с пассажирами, других работниках. Что же касается сроков обучения, то они разные. Например, машинист обучается около года.

Есть у нас на Большом кольце и продолжатели семейных династий работников. Вот у начальника станции "Зюзино" родная тетя работала всю жизнь начальником станций "Нагорная" и "Нагатинская". Теперь же Марина Фомина, ее племянница, тоже стала начальником станции.

С этого года начал работу единый университет транспортного комплекса Москвы, где можно не только получить специальность, но и повысить квалификацию. Мы постоянно приглашаем на работу и машинистов, и водителей наземного транспорта. Сегодня транспортный комплекс — один из лучших работодателей столицы.

— Если говорить о подвижном составе новой линии: там курсируют только новые составы?

— Исключительно новые современные поезда типа "Москва-2020", всего их более 40 единиц. Это самые комфортные составы, у них широкие двери и межвагонные переходы по 160 см в ширину, в них в пять раз больше UЅВ-зарядок по сравнению с поездами "Москва" прошлых моделей. Уровень шума на треть меньше, если сравнивать с "синими", так называемыми номерными поездами.

— Такого количества поездов хватит для обеспечения графика движения?

— С вводом новых станций на участке между "Савеловской" и "Хорошевской" вместо 24 пар поездов в часы пик в каждом направлении теперь следуют 27, а интервал движения поездов сократился с 2,5 до 2 минут 13 секунд. После "Хорошевской" в сторону станции "Мневники" и далее в направлении "Каховской" следуют 18 пар поездов, а интервал движения сократился с 5 минут до 3 минут 20 секунд. Когда Большое кольцо полностью замкнется, интервал уменьшится до 2,5 минуты, а в перспективе — до 2 минут.

— Будут ли что-то дорабатывать на новых станциях, улучшать?

— К нам поступают обращения с просьбами увеличить объемы навигации на станциях и подходах к ним. В принципе, при таком масштабном запуске это вполне нормальная ситуация, ведь первое время — это, прежде всего, настройка системы. Мы уже увеличили число навигационных указателей и готовы увеличить еще, если этого хотят наши пассажиры. Нужно сделать так, чтобы каждому путь следования был интуитивно понятен. Все предложения мы ждем в наш транспортный бот "Александра" и в Telegram-бот Департамента транспорта.

— Что получит город, после того как Большое кольцо полностью замкнется?

— С полным пуском линии перемещение станет проще не только для 3,5 млн москвичей, проживающих в 34 районах, но и для всего города. У пассажиров появятся альтернативные маршруты и пересадки на все радиальные линии метро, МЦК, МЦД и железнодорожный транспорт.

Уже через несколько лет с Большого кольца будут действовать пересадки на 44 другие станции метро, МЦК и МЦД — такого количества пересадок, упрощающих маршрут пассажира, нет ни в одном метрополитене мира

И, конечно, снизится нагрузка на участки других линий метро.

Более того, почти 100 тыс. пассажиров в час пик перейдут из наземного транспорта в метро, а за счет оптимизации маршрутов поездки на наземном транспорте до ближайшей станции метро станут короче. Мы планируем запустить и оптимизировать почти 90 маршрутов, благодаря чему 450 тыс. пассажиров будут экономить 5–10 минут в пути ежедневно. И главное — часть москвичей откажется от личного транспорта.

Все это даст значимый эффект — улучшение экологии во многих районах. Вылетные магистрали в среднем разгрузятся на 5%, а на улицы города ежедневно будет выезжать примерно на 20 тыс. автомобилей меньше, а значит, выбросы вредных веществ снизятся. Это огромная помощь экологии, здоровью москвичей, предотвращение тяжелых заболеваний, в том числе онкологических.

С полным запуском Большого кольца мегаполис получит огромный запас провозной способности на много лет вперед.

— Планируете ли в отдаленной перспективе строительство третьего метрокольца?

— Нет, пока таких планов нет. Сейчас основная задача сдать в срок оставшиеся участки Большого кольца. По плану это должно произойти в конце 2022 — начале 2023 года. И мы от этого плана не отклоняемся.

— Возникала ли идея каким-то образом назвать новую линию по типу того, как называются другие линии подземки?

— Мы проводили опросы пассажиров, и подавляющее число респондентов сказали, что им уже привычно и удобно называть Большую кольцевую линию именно так. Потому такого вопроса на повестке дня не стоит. Главное — чтобы эта линия стала привычной и удобной для поездок, а вопрос названия не так уж принципиален.