Текущий год для группы "Аэрофлот" стал значительно лучше прошлого, но говорить о прибыли преждевременно, поскольку международный рынок восстановился не более чем на 30%. Об основных факторах, которые будут оказывать влияние на финансовые показатели в 2022 году, о том, чем удобен механизм демпфера на авиакеросин, и о планах расширения российского авиапарка группы в интервью ТАСС рассказал генеральный директор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов.
— Мы беседуем во второй половине декабря, и самый важный вопрос — с какими итогами вы приходите к новому году?
— Рынок медленно, но восстанавливается. Внутренние рынки в больших странах, таких как Россия, Китай, восстанавливаются быстрее, чем международные. Об этом многократно говорили аналитики, много раз подтверждали другие перевозчики.
Примечательно, что темпы восстановления внутреннего рынка в России опережают аналогичные показатели других стран с крупными внутренними рынками, включая Китай, США. Здесь мы в первую очередь говорим о восстановлении объемов рынка, доходность перевозок при этом по-прежнему ниже уровней 2019 года на фоне существенного прироста провозных емкостей. Зарубежные рынки закрыты, часть флота не задействована, многие авиакомпании вынуждены использовать самолеты на внутренних маршрутах.
Тем не менее "Аэрофлот", авиакомпании нашей группы, другие отечественные перевозчики сохранили финансовую стабильность за счет активности внутреннего рынка. Кроме того, нужно сказать спасибо государству, правительству за комплекс мер по поддержке отрасли.
— А мировой рынок?
— Здесь наш прогноз также совпадает с прогнозами международных аналитиков: полного восстановления вряд ли стоит ожидать ранее 2024 года. Надеемся, что российский рынок восстановится уже в 2022-м. Но перевозки "Аэрофлота" на международных линиях вернутся к прежним объемам, думаю, ближе к 2024 году.
— Есть понимание, с каким результатом по пассажиропотоку закончите 2021 год?
— По итогам года группа "Аэрофлот" перевезет порядка 46 млн пассажиров. Это неплохой результат.
— Какие ключевые задачи стоят перед авиакомпанией и перед группой "Аэрофлот" в 2022 году?
— Перед менеджментом основной задачей остается реализация комплекса антикризисного управления, с учетом непременного сохранения пунктуальности (а мы помним, что "Аэрофлот" лидирует в мировом рейтинге пунктуальности крупнейших авиаперевозчиков), высокого уровня сервиса, а также высококвалифицированного трудового коллектива — для дальнейшего развития.
В 2022 году мы ждем высокую стоимость авиационного керосина, рост аэропортовых расходов. Поэтому мы нацелены на максимально эффективное, точное и гибкое управление, на последовательное улучшение финансового результата.
— За счет чего планируете достичь "ноль плюс" и добиться того самого максимального финансового результата: понадобится ли госфинансирование, возможно, продажа акций?
— Мы не планируем дополнительного выпуска акций. Надеюсь, нам не потребуется госфинансирование. Но, опять же, нестабильность рыночной ситуации и рост стоимости топлива могут привести к самым разным последствиям. Сегодня у нас достаточно возможностей, чтобы подстраховаться на случай неблагоприятных ситуаций. Так, мы планируем привлечь госгарантию на следующий год, но это страховочная мера.
— Вы упомянули проблему постоянно растущей стоимости керосина. Совсем недавно "Аэрофлот" решил повысить стоимость топливного сбора на фоне исторически высоких цен. Планируется ли как-то выносить вопрос на более высокий уровень обсуждения и разрешить проблему?
— Затраты на керосин составляют около 30% стоимости перевозки. Для удержания стоимости авиаперевозки для пассажиров на приемлемом уровне необходимо наличие механизма эффективного контроля цен на авиатопливо. Такие меры государством принимаются. Так, благодаря принятым в 2018 году решениям правительством разработан механизм демпфера — компенсации государством части стоимости топлива в случае резкого роста цены. Тогда, в 2018 году, закладывался уровень цены, которую, как казалось, рынок вряд ли достигнет. Сейчас мы видим, что это произошло.
По сути, политика хеджирования роста стоимости топлива основывается на этом демпфере. Сама механика нас полностью устраивает. При этом снижение уровня отсечения демпфера позволило бы снять лишнюю нагрузку и с авиакомпаний, и, главное, с пассажиров.
— Одно из самых ожидаемых событий в конце этого года — планируемая сертификация МС-21. Пока процесс не завершен. "Россия" заявляла, что ожидает первый самолет в 2022 году, пока нет информации от производителя о сдвигах срока поставок?
— Мы готовы принять четыре МС-21 в 2022 году в запланированные сроки и очень ждем эту машину.
— Согласно стратегии "Аэрофлота", именно "Россия" из трех авиакомпаний группы должна стать основным эксплуатантом российских самолетов: как идет процесс передачи самолетов SSJ 100 в парк "России"?
— Передача Superjet 100 в парк "России", а также получение новых самолетов с завода происходит в соответствии с утвержденным графиком. Все Superjet 100 должны перейти из "Аэрофлота" в парк "России" до августа 2022 года. К концу 2021 года в парке авиакомпании "Россия" будет 66 Superjet 100. К концу 2022 года их количество достигнет 87. В конце следующего года доля самолетов отечественного производства, включая четыре самолета МС-21, в парке "России" составит 66%.
— На фоне проблем с остановкой полетов Boeing 737 Max по всему миру лоукостер "Победа" привлек флот из "Аэрофлота" и "России". Создало ли это нехватку среднемагистральных самолетов в авиакомпаниях, планирует ли группа как-то решать эту задачу?
— Действительно, на ближайшие два года поставки в "Победу" закрыты за счет перераспределения флота в рамках стратегии группы. Сейчас в эксплуатации "Аэрофлота" остается 37 воздушных судов, которые планируются к передаче в "Победу". В 2022 году мы передадим лоукостеру 20 самолетов Boeing 737.
— В самый пик пандемии "Аэрофлот", как и другие компании, договаривался о переносе лизинговых платежей. Все ли перенесенные платежи уже погашены?
— Около половины суммы перенесенных платежей уже выплачено в период с конца 2020 по сентябрь 2021 года. Остаток реструктурирован и планируется к выплате на 2022–2024 годы. С отдельными лизингодателями пока продолжаются переговоры. На сегодняшний день более подробную информацию давать не могу. Хочу лишь еще раз поблагодарить наших партнеров, которые с пониманием относятся к сложившейся в отрасли ситуации.
Беседовала Мария Амирджанян