24 января 2022, 10:00
Интервью

Глава "Кавказ.РФ": мы построили эталонный горнолыжный курорт "Архыз"

Хасан Тимижев. Валерий Шарифуллин/ ТАСС
Хасан Тимижев
Глава "Кавказ.РФ" Хасан Тимижев рассказал о новом горнолыжном курорте и туризме Северного Кавказа

Построенный с нуля горнолыжный курорт "Архыз" в Карачаево-Черкесии сегодня приблизился к показателям так называемого эталонного курорта — вложенные государством средства окупаются, растет интерес частного бизнеса, и уже совсем скоро здесь появится крупный якорный инвестор. Соседний не менее популярный "Эльбрус" в ближайшее время полностью изменит облик, расширение и развитие ожидает и курорты "Ведучи", "Армхи", "Мамисон". В целом же турпоток на горнолыжных курортах Северного Кавказа в новом зимнем сезоне может вырасти на 10–20%, рассчитывают в госкорпорации "Кавказ.РФ". О том, когда и где в Чечне построят первую канатную дорогу, аналогов которой в РФ нет, почему на "Армхи" лучше приезжать летом и каким будет "Мамисон", — в интервью ТАСС рассказал генеральный директор госкорпорации Хасан Тимижев.

— Северный Кавказ сейчас находится в фокусе внимания на государственном уровне, меняются подходы к развитию и становлению региона. В том числе в ноябре АО "Курорты Северного Кавказа" официально было переименовано в "Кавказ.РФ". Что принципиально будет отличать новую корпорацию от ранее существовавших? Какие новые зоны ответственности получил институт развития? Есть ли уже стратегия развития, понимание того, каких основных результатов планируется достичь, например, в течение следующего десятилетия?

— Проект стратегии готов, в конце минувшего года ее презентовали органам власти субъектов СКФО для того, чтобы они дали свои предложения. Стратегия, в моем понимании, должна переформатировать наше видение по всем основным направлениям. Должны появиться новые инструменты, с помощью которых мы сможем более активно осуществлять поддержку бизнеса, инвестиционной активности и так далее. Мы планируем стать "единым окном" и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, как финансовую, так и консультационную. Возможности компании расширились, и теперь в рамках своей деятельности мы можем охватить более широкий круг отраслей, помимо туризма могут быть реализованы проекты в сфере сельского хозяйства, промышленности, санаторно-курортного оздоровления и реабилитации, в области IT-технологий и других.

Завершить согласование стратегии с Минэкономразвития России и утвердить документ на заседании совета директоров "Кавказ.РФ" планируется в начале этого года.

— Курорты тоже стали для вас своего рода бизнес-проектами. Уже не раз поднимался вопрос о необходимости передачи курорта "Архыз" в управление частному инвестору. Как, на ваш взгляд, это должно происходить?  Какие требования будут предъявляться к потенциальным инвесторам?

— На "Архызе" мы сегодня практически достигли так называемого показателя эталонного курорта. Изначально мы ставили перед собой цель создать минимальную необходимую инфраструктуру — это порядка 30 км трасс и около 2 тыс. мест размещения, что позволяет привлекать больше 350 тыс. туристических посещений в год. И эта модель, которую мы шесть лет назад закладывали в стратегию развития, себя оправдала — сегодня на "Архызе" 27 км трасс, народ поехал на курорт, его экономика стала выглядеть по-другому — появилась самоокупаемость, появились дополнительные средства. И если пять лет назад мы едва ли не гонялись за потенциальными инвесторами, то теперь ситуация изменилась: очень много желающих поучаствовать в реализации инвестпроектов на курорте. И, видя эту ситуацию, правительство РФ приняло решение, что "Архызу" нужен серьезный якорный инвестор, готовый не просто вложиться в очередной отель или ресторан, а взять на себя обязательства по созданию целых туристических деревень и дальнейшему расширению зоны катания. Планируется, что стратегический инвестор должен будет до 2030 года как минимум удвоить объем горнолыжной инфраструктуры, построив не менее 30 км горнолыжных трасс и создав единую зону катания трех туристских деревень (Романтик, Лунная Поляна и Дукка), довести общее количество мест размещения до 8 тыс. В результате развития инфраструктуры курорта туристический поток на "Архызе" возрастет до 2 млн человек в год.

— При этом курорт останется под управлением "Кавказ.РФ" или станет полностью автономным?

— Сейчас рассматриваются разные механизмы, но в нашем понимании "Кавказ.РФ" должен оставаться в управлении и контролировать развитие курорта до того момента, пока якорный инвестор не выполнит свои обязательства. После этого государство должно понять, что это уже частная история, и отойти в сторону. По сути, так происходит со всеми зарубежными курортами, где государство вкладывается на начальном этапе, до достижения определенного уровня, после чего курорт должен развиваться самостоятельно.

— Если "Архыз" строился с нуля, то "Эльбрус", второй большой горнолыжный курорт под управлением "Кавказ.РФ", имеет свою историю. Как будет происходить его дальнейшее развитие?

— В прошлом году мы построили там дополнительно 2 км трассы, в этом году у нас должно появиться еще 6,2 км новых горнолыжных трасс. В 2022–2023 годах на создание новых объектов на "Эльбрусе" в федеральном бюджете предусмотрено более 8 млрд рублей — это две канатные дороги протяженностью 1 км, парковка на поляне Азау на 800 машино-мест и благоустройство самой поляны.

В целом в рамках нашей стратегии мы должны как минимум удвоить зону катания на курорте. Параллельно идет проектирование новых подъемников, и я думаю, что к 2025 году с точки зрения развития горнолыжной инфраструктуры "Эльбрус" будет выглядеть совершенно иначе. А к 2030 году на курорте будет функционировать 47 км горнолыжных трасс, 14 канатных дорог и около 4 200 мест размещения на территории поляны Азау.

— А что будет с теми объектами, которые сегодня есть на поляне Азау?

— Мы сейчас вносим изменения в проект планировки территории, прорабатываем предложения по изменению фасадов тех объектов, которые там уже существуют. Они находятся там на законных основаниях, сказать им "сносите и уходите" мы не можем. Но мы хотим предложить им привести свои объекты в соответствие с единым стилем. Я считаю, что нам нужно предусмотреть механизм субсидирования или поддержки в виде льготного кредитования для того, чтобы заинтересовать людей. Мы начнем эту работу с поляны Азау, а потом уже совместно с органами власти субъекта будем спускаться в долину — будем развивать Чегет и т.д. К сожалению, сейчас там находятся люди, которые пытаются заниматься провокациями, они говорят местному населению: "Вас всех отсюда выгонят" и так далее. Это неправда. Курорт не будет развиваться без участия местного населения.

В следующем году мы начнем благоустраивать площадь на поляне Азау, в том числе создавать пространство для проведения культурно-массовых мероприятий. Рядом с площадью разместится рынок с продукцией местных производителей, он будет своего рода круглогодичным аналогом рождественских рынков в Европе и станет в том числе дополнительной точкой притяжения для туристов. И выглядеть будет все это соответствующе — комфортные домики в едином стиле, просто и со вкусом. Также в следующем году начнем строить многофункциональный комплекс по аналогии с тем, который есть на "Архызе" и "Ведучи". Это будет "сердце" поляны, где расположатся большой пункт проката, сервисные службы, точка общепита, инструкторские и информационные службы. Второй этап — это создание новых мест размещения, мы будем привлекать инвесторов на свободные участки, при этом они также должны будут взять на себя обязательства по развитию общей территории поляны.

— Самый молодой курорт под управлением "Кавказ.РФ" — "Ведучи" в Чеченской Республике. Когда там появится полноценная горнолыжная инфраструктура?

— "Ведучи" мы запустили в 2018 году — это был так называемый нулевой этап, создали "точку притяжения" на южном склоне. Сегодня там созданы объекты размещения, построен сервис-центр и 1 км всесезонной трассы, рассчитанной на круглогодичное катание. В течение двух лет мы планируем создать практически новый горнолыжный курорт на северном склоне. С юга на север через ущелье туристов будет доставлять уникальная канатная дорога типа 3S, аналогов которой нет не только в России, но мало найдется во всем мире, — на всем протяжении дороги, а это 4 км, будет всего четыре опоры. Я считаю, что она станет не просто объектом горнолыжной инфраструктуры, но и самостоятельной туристической достопримечательностью Чеченской Республики и Северного Кавказа. В общей сложности в 2022 году на "Ведучи" запланирован ввод в эксплуатацию 13 горнолыжных трасс протяженностью 9,9 км и двух пассажирских канатных дорог, а в 2023 году — еще одной канатной дороги, горнолыжной трассы протяженностью 2,1 км, а также системы искусственного снегообразования и инженерных сетей. На создание данных объектов предусмотрено в общей сложности более 3,8 млрд рублей.

Сегодня мы пока не можем похвастаться большим туристическим потоком. Но мы должны понимать, что 1 км горнолыжной трассы — не тот масштаб, при котором туда поедут люди из других регионов. Но это необходимая база для того, чтобы горнолыжная культура развивалась непосредственно в Чеченской Республике, где горнолыжных курортов не было никогда. Сейчас мы эту культуру создаем, параллельно готовим кадры, которые потом будут работать после запуска северного склона. Мы рассчитываем, что к 2030 году на "Ведучи" будут функционировать 18 км горнолыжных трасс, семь канатных дорог и более 2 тыс. мест размещения.

— Еще одно привлекательное для туристов место в Чеченской Республике — озеро Кезеной-Ам. Есть ли планы по развитию этой территории?

— Мы сейчас это обсуждаем, более того, субъектом подготовлена заявка по расширению особой экономической зоны и по включению в нее Кезеной-Ам. И если правительством будет принято решение по расширению ОЭЗ, мы готовы выступить в том числе как управляющая компания и начать строить эту горнолыжную инфраструктуру. С точки зрения развития горнолыжного туризма Кезеной-Ам очень перспективен, высота порядка 2 тыс. м и выше. А сочетание уникального красивейшего озера и горнолыжной составляющей, на мой взгляд, позволит обеспечить круглогодичную загрузку курорта, который будет интересен для самых разных категорий туристов. Уже подготовлен мастер-план его развития, есть понимание, какие канатные дороги и горнолыжные трассы там могут пройти.

— Курорт "Мамисон" в Северной Осетии выходит на стадию активного строительства. Когда, по вашим расчетам, он сможет принять первых туристов и какая инфраструктура появится там в первую очередь?

— Активная фаза строительства на "Мамисоне" начинается в этом году, и в течение двух лет мы планируем запустить курорт, который в перспективе может стать одним из лучших как с точки зрения развития горнолыжной инфраструктуры, так и с точки зрения конкурентоспособности. К 2030 году, по нашим расчетам, на курорте должно появиться 73 км горнолыжных трасс, 18 канатных дорог и более 7 тыс. мест размещения.

Первых туристов мы рассчитываем принять в сезоне 2023–2024 годов. В 2023 году должны ввести в эксплуатацию объекты первой очереди — две канатные дороги, 20 км горнолыжных трасс, систему искусственного снегообразования, а также объекты инфраструктуры — сервис-центр, парковку на 500 мест. На создание этих объектов планируется направить более 3,7 млрд рублей. Кроме того, сейчас оформляются заявки потенциальных инвесторов по созданию средств размещения на 1 950 мест размещения и прочих объектов коммерческой инфраструктуры.

— В этом году власти Ингушетии сообщили о переговорах с "Кавказ.РФ" по развитию курорта "Армхи". Какими вам видятся его перспективы?

— "Армхи" очень привлекателен с точки зрения развития летнего туризма. Рядом расположен прекрасный башенный комплекс, здесь очень красиво летом.

Если же говорить о горнолыжном отдыхе, то я бы рассматривал его как курорт выходного дня. Он находится в непосредственной близости от аэропорта, и за счет этого у него есть колоссальное преимущество с точки зрения потока туристов, которые приезжают на выходные или даже просто вечером после рабочего дня.

Сейчас мы активно работаем с потенциальным инвестором, это ГК "Акрополь", которая изначально строила существующую инфраструктуру "Армхи" — это одна канатная дорога, одна трасса протяженностью около километра и 240 мест размещения. Обсуждается привлечение "Кавказ.РФ" для строительства новой инфраструктуры, мы разработали и просчитали концепцию, учли возможность строительства двух канатных дорог и около 8 км трасс. Но окончательных решений по этому вопросу пока не принято.

— Каким был поток туристов в период новогодних каникул на "Архызе" и "Эльбрусе"? Какой была загрузка в гостиницах на курортах?

— Все горнолыжные курорты под управлением "Кавказ.РФ" — это "Архыз", "Эльбрус" и "Ведучи" — с 31 декабря по 9 января посетили 112 тыс. человек. Это на 10% больше, чем за тот же период прошлого года.

"Архыз" вновь побил свой рекорд — 5 января на канатных дорогах проехали 9 тыс. человек. Отели на территории "Архыза" в каникулы были загружены практически на 100%. И до конца марта — начала апреля картина в демократичном сегменте жилья будет похожая. На Эльбрусе дефицит также чувствуется в высокий сезон. И если "Архыз" богат предложениями для притязательных гостей: есть пятизвездочный отель, недавно открылись новые пятизвездочные шале, то в окрестностях Эльбруса преобладают места размещения проще, сложно найти отели, отвечающие высоким стандартам.

Тут надо отметить, что своих отелей у "Кавказ.РФ" нет, создавать их — задача резидентов. Компания строит и обслуживает канатные дороги, трассы и сопутствующую горнолыжную инфраструктуру, формируя таким образом условия для развития местного бизнеса.

Если говорить в целом о зимнем сезоне, то на Архызе мы рассчитываем принять более 600 тыс. человек, а на Эльбрусе — более 360 тыс. человек, это соответственно на 10 и 20% превышает цифры прошлого года. То есть, даже по скромным прогнозам, турпоток на наших курортах этой зимой будет примерно на 10% выше предыдущего сезона.

— Как в целом отразились на курортах Северного Кавказа те тенденции, которые возникли на фоне пандемии коронавируса? И стоит ли ждать дальнейшего роста турпотока?

— Конечно, у нас наблюдался серьезный туристический подъем, и, возможно, в целом по округу мы не в полной мере были к такому "буму" готовы. Мы увидели, что потенциал, который здесь есть, пока еще недостаточно развит и нам нужно приложить массу усилий, чтобы его использовать. Сегодня это понимает и само население Северного Кавказа — появляются новые проекты в сфере туризма, новые туристические продукты, которые интересны большому количеству людей, — это конные маршруты, джиппинг, пешие походы, которые сейчас тоже набирают популярность.

Что касается прогноза по турпотоку, я думаю, что на 5–10% рост будет. Но, как и вся страна, мы с тревогой смотрим на статистику заболеваемости новым штаммом "омикрон" и надеемся на лучшее.

Редакция региональных новостей