Директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков рассказал в специальном интервью ТАСС о том, какие сегодня есть возможности для диалога с Западом по разоружению, о ядерной проблематике, а также раскрыл некоторые аспекты российских предложений США и НАТО по безопасности.
— Когда ожидаются новый раунд переговоров по стратегической стабильности и встречи тематических рабочих групп? На ваш взгляд, готов ли Вашингтон приступить к переговорам по новому соглашению, которое должно прийти на смену Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ)?
— Дальнейший ход диалога по стратегической стабильности с США будет во многом зависеть от готовности Вашингтона трезво и реалистично откликнуться на центральные российские озабоченности в области безопасности и приступить к практической проработке юридически обязывающих гарантий прекращения дальнейшего расширения НАТО, неразмещения у наших границ ударных вооружений США и их союзников и возврата конфигурации сил и средств альянса на уровень 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт Россия — НАТО. Эти вопросы имеют сейчас для нас абсолютный приоритет.
Мы передали американской стороне наши практические соображения по решению данного комплекса проблем, подготовили и представили проект соответствующего договора с США и соглашения с НАТО. Они взяты в работу. Ждали предметной реакции и встречных соображений. Посмотрим, в чем они состоят и насколько отвечают нашим представлениям о том, как должна выглядеть архитектура безопасности в Европе, и шире — на каких принципах она должна строиться. Если этот вопрос удастся решить удовлетворительным образом, то появится основа для выработки конкретных договоренностей, в том числе в стратегической сфере.
— Были ли возобновлены инспекции в рамках ДСНВ, прерванные из-за пандемии?
— С учетом непростой санитарно-эпидемиологической обстановки проведение инспекций по договору было приостановлено по взаимному согласию сторон в 2020 году и пока не возобновлено. При этом все остальные договорные механизмы продолжают действовать.
— Назначена ли новая дата проведения обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)? Получили ли американские визы те члены российской делегации, которым ранее было в них отказано?
— Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на организацию многих международных форумов, в том числе в сфере нераспространения и разоружения. Не стала исключением и 10-я Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая изначально должна была состояться в апреле-мае 2020 года, но уже трижды переносилась (последний раз ее планировали провести 4–28 января 2022 года). Сейчас ведутся интенсивные консультации между государствами-участниками относительно новых сроков проведения мероприятия. В настоящее время рассматриваются различные варианты, в том числе и перенос конференции на другую международную площадку.
Другой уже рукотворной проблемой на пути проведения Обзорной конференции ДНЯО в Нью-Йорке стала абсолютно неприемлемая американская визовая практика. Так, по состоянию на конец декабря 2021 года (предельный срок оформления на данный форум в случае начала его проведения 4 января 2022 года), большинство членов российской делегации не были обеспечены американскими визами. Ситуация, когда государство ядерной "пятерки", являющееся одним из депозитариев ДНЯО, лишалось бы возможности полноценно участвовать в конференции по рассмотрению его действия, беспрецедентна и, безусловно, привела бы к серьезным затруднениям для продуктивной работы данного форума.
Задержки или невыдача американских виз представителям государств на международные мероприятия в штаб-квартире ООН носят системный характер и серьезно подрывают нормальный межгосударственный диалог. США грубо нарушают свои обязательства в качестве страны, принимающей штаб-квартиру всемирной организации в Нью-Йорке, — американские визы должны выдаваться без каких-либо проволочек и всем без исключения представителям государств на международных форумах.
Это в полной мере касается и столь важного форума, как Обзорная конференция ДНЯО.
— 3 января лидеры России, Китая, США, Великобритании и Франции приняли совместное заявление о недопустимости ядерной войны. Действительно ли оно может снизить градус напряженности в мире? Свидетельствует ли заявление о том, что сотрудничество этих стран укрепляется и у них есть общее понимание проблем? Можно ли ожидать в ближайшем будущем конкретных практических шагов по ядерному разоружению?
— Российская Федерация твердо исходит из того, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Мы длительное время последовательно продвигали идею о подтверждении данного принципа всеми государствами ядерной "пятерки". Хотелось бы рассчитывать, что в нынешних непростых условиях международной безопасности одобрение лидерами ядерных держав соответствующего политического заявления будет способствовать снижению уровня напряженности и сдерживанию гонки вооружений, содействовать укреплению доверия и формированию основы будущего контроля над наступательными и оборонительными вооружениями в их взаимосвязи, а также мер по снижению рисков.
Что касается дальнейшего сокращения ядерного оружия, то прогресс на этом пути можно обеспечить только на основе консенсусного процесса, придерживаясь линии на выверенные поэтапные сокращения, в условиях укрепления международной безопасности и стабильности для всех без исключения государств.
— Вы упоминали, что США модернизируют свое ядерное оружие, в нарушение ДНЯО размещенное на территории европейских стран. Не могли бы вы пояснить, в чем заключаются смысл и суть этой модернизации и представляет ли она угрозу для России?
— По экспертным оценкам, в пяти неядерных странах НАТО сейчас находится около 200 американских ядерных авиабомб семейства В61. Сохраняется и инфраструктура, обеспечивающая оперативное развертывание этого оружия, которое способно достигать российской территории и поражать широкий спектр целей, включая стратегические. Ведется взаимодействие стран — членов НАТО в совместном ядерном планировании.
Что касается модернизации, то в США последовательно реализуется кампания по обновлению фактически всех компонентов ядерного арсенала. Авиабомбы В61 в их новейшей модификации В61-12 будут обладать уменьшенной или варьируемой мощностью, но повышенной точностью. Возникает вопрос, в каких сценариях сдерживания оправданна подобная калибровка? Речь явно идет о ставке на бóльшую применимость такого оружия в реальных условиях, прежде всего в Европе.
Мы настаиваем, что совместные ядерные миссии НАТО должны быть незамедлительно прекращены, все американское ядерное оружие возвращено на национальную территорию США, а инфраструктура, позволяющая обеспечить его быстрое развертывание, ликвидирована. Данный аспект является одним из элементов пакета мер, предложенных нами Вашингтону в контексте рассмотрения тематики гарантий безопасности.
— В свете переговоров с США по гарантиям безопасности как вы оцениваете возможность принятия странами НАТО встречного моратория на развертывание ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в Европе? В случае их отказа и в связи с обострившейся риторикой — насколько возможно повторение ракетного кризиса в Европе 1970–1980-х годов?
— США продолжают осуществлять активную испытательную деятельность по перспективным наземным РСМД и ведут приготовления к их развертыванию в Европе и АТР. Все это происходит с молчаливого согласия или даже при поддержке членов НАТО. При этом ранее выдвинутые нами инициативы по обеспечению сдержанности и предсказуемости в ракетной сфере в условиях прекращения действия ДРСМД долгое время игнорировались, а на натовском саммите в июне 2021 года они фактически были отвергнуты.
Мы продолжаем настаивать на приоритетности достижения принципиального понимания о том, что необходимо безотлагательно заняться решением проблем, возникающих в указанной сфере. Иначе новых ракетных кризисов не избежать. Соответствующие положения наших проектов соглашений с США и НАТО о гарантиях безопасности призваны зафиксировать намерение сторон урегулировать данный вопрос.
За основу мы по-прежнему предлагаем взять ранее выдвинутые нами инициативы, о которых, в частности, шла речь в заявлении президента России от 26 октября 2020 года. Они остаются "на столе" в полном объеме. Напомним, что в целях выхода на взаимоприемлемые решения мы предложили США и другим странам НАТО не только взять на себя встречные обязательства в ответ на объявленный Россией мораторий на развертывание наземных РСМД, но и совместно поработать над урегулированием имеющихся у сторон озабоченностей. Обозначили реалистичные схемы для выработки возможных мер верификации.
Что касается конкретных параметров подобных договоренностей, то в случае принятия необходимых политических решений углубленной проработкой технических вопросов могли бы заняться эксперты.