Директор первого Департамента стран СНГ МИД России Михаил Евдокимов, курирующий вопросы многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве, в интервью ТАСС рассказал о позициях Украины в СНГ и планах России в регионе.
— Украина де-юре остается членом СНГ. Не подавали ли украинские власти официального уведомления о выходе из Содружества? Нет ли со стороны СНГ желания убрать Украину из списка членов в связи со сложившейся ситуацией, поставив точку в этом вопросе? Есть ли хоть какие-либо форматы в рамках Содружества, например, в гуманитарной сфере, где украинские представители все еще продолжают участвовать?
— Украина с самого начала заняла специфическую позицию в отношении СНГ: подписала, но не ратифицировала его Устав от 1993 года, считает себя "страной-учредительницей", но не членом Содружества.
До 2014 года украинцы весьма активно участвовали в работе уставных и отраслевых органов организации, однако, на фоне известных событий на Украине новые власти взяли курс на сворачивание участия в деятельности СНГ: прекратили выплату долевого взноса в единый бюджет, не участвуют во встречах на высшем и высоком уровнях, закрыли свое представительство при СНГ в Минске, денонсируют некоторые международные договоры в рамках Содружества.
На сегодняшний день Украина вышла из порядка 50 соглашений, меморандумов и решений, принятых по линии СНГ. При этом представляющие для киевских властей практический интерес документы — а их более 190 — продолжают действовать. Среди них — Договор о зоне свободной торговли (2011 года), Соглашение в области пенсионного обеспечения (1992 года), соглашения о льготах и гарантиях для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц и многие другие договоры экономической и социально-гуманитарной направленности.
Официального уведомления о намерении выйти из СНГ от Киева не поступало. Украина по-прежнему рассматривается всеми партнерами в качестве государства-участника Содружества, приглашается на заседания уставных органов, информируется в установленном порядке об их итогах. Киев также официально не выходил из отраслевых советов, так что украинские представители в любой момент могут возобновить в них свою работу. Сохраняются отдельные контакты c украинцами и в гуманитарной сфере по линии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.
— Многие эксперты полагают, что потенциал Евразийского экономического союза хорошо раскрыт, что подтверждается положительной динамикой текущих макроэкономических показателей всех стран объединения, особенно по сравнению с "коронакризисным" периодом. Вместе с тем для дальнейшего стимулирования экономической составляющей пространства ЕАЭС не хватает совместных крупных проектов. Что готова предложить Россия в этой связи?
— Благодаря обеспечению свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Евразийского экономического союза за шесть лет удалось увеличить на треть объемы внешней и взаимной торговли, создать тысячи совместных предприятий и, соответственно, новых рабочих мест, обеспечить равный доступ к услугам, госзакупкам, запустить новые цифровые проекты. Все это положительным образом сказалось на работе бизнеса и благосостоянии граждан стран-участниц.
За время своего существования ЕАЭС неоднократно сталкивался с серьезными вызовами глобального и регионального характера. При этом каждый раз Союз доказывал свою эффективность и значимость. Ситуация с пандемией вновь продемонстрировала, насколько участие в интеграционных процессах способствует сохранению экономической устойчивости.
В текущем году основные экономические показатели в объединении вернулись к докризисным значениям, а в ряде случаев даже их превысили. Этому способствовала реализация целого комплекса утвержденных органами Союза согласованных антикризисных мер.
Позитивные тенденции наблюдаются и в инвестиционной сфере. Успешно реализуются совместные инвестиционные и кооперационные проекты государств-членов. Их количество с каждым годом растет. На первый план в Союзе выходит задача расширения инструментов поддержки экспорта продукции, произведенной в государствах-членах.
В рамках ЕАЭС разработана Карта индустриализации и Карта развития агроиндустрии, которые включают информацию о крупных инвестиционных проектах в промышленной области и сфере агропромышленного комплекса соответственно. Упомянутые ресурсы позволяют осуществлять работу по локализации производства в Союзе, а также двигаться в сторону отраслевой специализации производителей.
В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря 2020 года всеми сторонами единодушно была поддержана инициатива президента Российской Федерации Владимира Путина о формировании совместных программ импортозамещения в рамках объединения. В частности, речь идет о создании в ЕАЭС совместных предприятий в высокотехнологичных областях, таких как самолетостроение, производство электромобилей и других. Вопросы реализации данных инициатив предметно прорабатываются экспертами на заседаниях органов Союза.
— Ранее Почетный председатель Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что Азербайджан мог бы стать страной-наблюдателем в Евразийском экономическом союзе. Прорабатывается ли сейчас этот вопрос и каковы перспективы?
— Вопрос, действительно, на слуху. Евразийский экономический союз открыт для государств, которые выражают заинтересованность во взаимодействии с ним. Мы, безусловно, приветствуем желание государств-участников СНГ быть вовлеченными в более глубокие интеграционные процессы.
Экспертные дискуссии, прошедшие в декабре прошлого года в Баку на площадке Азербайджанской дипломатической академии с участием вице-премьеров России и Азербайджана, продемонстрировали интерес к этой теме.
Полагаем, что развитие диалога Баку с ЕАЭС в любом формате способствовало бы активизации торговли, развитию транспортно-логистической инфраструктуры и в целом было бы полезно всем государствам региона.
Однако необходимо отметить, что решение о повышении уровня взаимодействия с Союзом принимается с согласия всех государств-членов и заинтересованной стороны по итогам всестороннего анализа возможных экономических последствий такого шага. Со своей стороны, оказываем партнерам необходимую информационную поддержку.
— В конце прошлого года было продлено временное соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Когда может быть подписано полноформатное соглашение? Как идут переговоры о зонах свободной торговли с Египтом, Израилем, Индией? На каких стадиях они в данный момент находятся? В какие сроки можно ожидать заключения соглашений с этими странами?
— Когда речь идет о подготовке преференциальных соглашений, давать оценки о сроках завершения работы весьма сложно. Согласование подобных документов — комплексный и длительный процесс, требующий скрупулезной работы экспертов. Необходимо принимать во внимание, что в основе внешнеторговой политики Союза лежит принцип взаимной выгоды и учета интересов всех участников.
Единственное, что могу сказать вам абсолютно точно — неоправданного затягивания процесса здесь не будет.
К большому сожалению, свои коррективы в переговорный процесс внесла пандемия, поставившая на паузу очные контакты экспертов почти на два года. Широко используемый в последнее время формат видеоконференций в случае обсуждения чувствительных вопросов либерализации торговли не совсем уместен.
Все это негативным образом повлияло на переговорные треки с Египтом (с которым состоялось четыре раунда переговоров) и Израилем (шесть раундов). Неоднократно переносился запуск соответствующих консультаций с Индией. Вместе с тем значительная часть разделов будущих соглашений о свободной торговле с Египтом и Израилем сторонами уже согласована.
Что касается взаимодействия с Ираном, решение о запуске соответствующих переговоров по полноформатному соглашению было принято главами государств-членов ЕАЭС в декабре 2020 года. С начала 2021 года состоялся первый раунд переговоров и целый ряд консультаций. В ближайшее время запланирован новый раунд. До вступления в силу полноценного документа будет действовать временное соглашение, срок действия которого продлен до трех лет.
При этом эксперты уже отмечают положительные результаты реализации временного соглашения. Несмотря на его ограниченный охват, за 11 месяцев прошлого года сторонам удалось нарастить товарооборот на 80%.
— Михаил Николаевич, поздравляем вас с Днем дипломата! В последние годы на постсоветском пространстве возникает множество острых вызовов, которые требуют самой вовлеченной реакции Москвы. Нет ли у вас ощущения, что фокус внимания российской дипломатии смещается в сторону отношений со странами-соседями и что это направление становится главенствующим? Какие задачи стоят перед дипломатами РФ в самых близких к нам со всех точек зрения государствах?
— Как вы справедливо отметили, ситуация на пространстве СНГ в последние годы отличается подвижностью. Негативные тенденции, характерные для современного этапа мирового развития в целом, помноженные на стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания собственных установок и сдерживания альтернативных центров силы, приводят к росту конфликтогенности и усилению турбулентности как на региональном, так и на глобальном уровне.
Безусловно, все это непосредственным образом затрагивает пространство СНГ и требует самого пристального внимания, особенно когда речь идет о нашем ближайшем окружении, связанном с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком и близким культурно-цивилизационным укладом. Пространство СНГ неизменно занимает ключевое место в системе российских внешнеполитических координат, что закреплено в Концепции внешней политики Российской Федерации, и говорить о том, что фокус внимания российской дипломатии смещается в сторону отношений со странами-соседями, что это направление становится главенствующим, было бы неправильным.
Наша страна придает приоритетное значение сохранению в регионе мира, укреплению безопасности, стабильности и социально-экономического благополучия, поддержанию добрососедских межгосударственных отношений. Намерены углублять и расширять интеграцию в рамках Евразийского экономического союза в интересах стабильного развития, всестороннего технологического обновления и повышения конкурентоспособности экономик государств-членов ЕАЭС. Заинтересованы в расширении круга участников и партнеров ЕАЭС.
Нацелены на укрепление системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, наращивание ее возможностей в интересах гарантированной защиты России и ее союзников при любом развитии военно-политической обстановки в мире и регионах, расположенных в непосредственной близости к зоне ответственности Организации.
По-прежнему привержены основной цели СНГ – формированию в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения — и продолжаем содействовать развитию Содружества в качестве эффективной многопрофильной региональной организации. Особое внимание уделяем развитию зоны свободной торговли СНГ, формированию условий для перехода к более углубленным формам экономической кооперации между государствами-участниками, укреплению между ними политической координации и межпарламентских контактов, проведению согласованной миграционной политики. Большое значение имеет развитие гуманитарного сотрудничества, включая вопросы сохранения общего культурно-исторического наследия и общих гуманистических ценностей, поддержки и защиты прав проживающих на пространстве СНГ соотечественников. Россия нацелена на повышение вклада СНГ и его профильных структур в противодействие традиционным и новым вызовам и угрозам в сфере безопасности.
Россия заинтересована в будущем континента как единого пространства мира, стабильности, развития и процветания. Достижение этой амбициозной цели предполагает создание широкого общеконтинентального интеграционного контура — Большого Евразийского партнерства (БЕП) — посредством сложения потенциалов всех государств, региональных организаций и объединений Евразии. Институциональной основой для формирования БЕП призваны стать в первую очередь ЕАЭС, ШОС и АСЕАН при сохранении открытости для участия в нем всех заинтересованных государств и многосторонних объединений континента.
Беседовал Артем Попов