Сборная России по футболу в марте должна была бороться за право сыграть на чемпионате мира в Катаре. По решению Международной федерации футбола (ФИФА) команда была отстранена от участия в турнирах под эгидой организации. В сложившихся условиях был проведен учебно-тренировочный сбор, который завершился совместной тренировкой с молодежной сборной России. После его окончания главный тренер национальной команды Валерий Карпин в интервью ТАСС подвел итоги сбора, выразил надежду на скорое возвращение сборной в мировую футбольную семью, а также рассказал о стоящих перед ним задачах.
— Какие итоги мартовского сбора можете подвести по горячим следам?
— Главный итог сбора в том, что нам удалось впервые собраться после четырехмесячной паузы, вспомнить те требования, которые предъявляются к футболистам. Поработали над принципами ведения игры, напомнили про поведение в быту.
— Вы называли задачей на этот сбор то, чтобы игроки вспомнили, какие требования есть в сборной. В каком объеме она выполнена?
— В полном. Все, что было запланировано, мы выполнили. Но работа не завершается окончанием сбора, важно, чтобы игроки продолжали следовать требованиям и в своих клубах.
— Как показали себя новички сборной Кирилл Заика, Владислав Сарвели и Антон Зиньковский? Оправдали ли они вызов в сборную? Мог ли кто-то из них быть вызван в сборную, если бы команду в марте ждали официальные матчи?
— Новичками доволен. И если это был бы сбор перед официальными матчами, они наверняка приняли бы в нем участие. Или точно оказались бы в расширенном списке. К сожалению, Владислав Сарвели из-за микроповреждения не смог принять участия на всех тренировках, но зато он, как и Кирилл и Антон, познакомился с нашими требованиями. Будем и дальше за ними следить.
— На первый и второй таймы в целом по одинаковой схеме выходили разноплановые нападающие — Константин Тюкавин и Иван Сергеев. Понятно, что в официальных матчах выбор состава в том числе производится под соперника, но в целом форвард какого типа вам ближе как тренеру?
— Вы сами ответили, что выбор состава зависит еще и от соперника. Нужно учитывать и готовность самих футболистов провести два матча подряд через два дня на третий. И по этой причине варианты выбора форвардов в предыдущих матчах были разные.
— Что именно побудило вас во второй раз войти в одну и ту же реку совместительства?
— Начнем с того, что, когда "Ростов" отпустил меня в сборную, была договоренность: если возникнет возможность вернуться в клубную команду, то это будет именно в "Ростов". Сейчас, когда возникла такая ситуация в нашем футболе, руководство "Ростова" и РФС обсудили такую возможность и приняли совместное решение, а я с удовольствием вернулся к клубной работе.
— Прошлым летом у вас уже был короткий период совмещения работы в клубе и сборной. Когда принимали решение о заходе на второй круг, не было опасений, ожидания неприятного дежавю?
— Нет, ситуации разные. Сейчас у сборной России не осталось официальных матчей. И тот драйв, который нужен любому тренеру в работе, я могу получить в "Ростове" каждые выходные.
— Минусы сложившейся ситуации понятны. А какие плюсы вы видите? Что такого удалось сделать, чего в обычном формате сборов не получалось?
— Во-первых, удалось пригласить сразу несколько новичков. Во-вторых, учитывая, что нам за шесть дней работы предстояло провести всего один матч — пусть даже тренировочный, — удалось провести несколько полноценных тренировок с высокой интенсивностью и нагрузками. Ранее, во время трех предыдущих моих сборов, этого сделать было невозможно. Мы собирались на 10–12 дней сразу после окончания матчей в национальных чемпионатах, нам предстояло два, а в сентябре даже три матча, и главной задачей для тренерского штаба было восстановление и приведение футболистов в хорошее состояние перед этими матчами.
— Вы говорили, что надеетесь на допуск сборной России к участию в соревнованиях к лету. Для этого есть какие-то предпосылки?
— Я по-прежнему на это надеюсь, а какие к этому могут быть предпосылки — сказать сложно. Ситуация меняется каждый день. Нам пока остается надеяться на лучшее.
— Если это произойдет, станет ли это для вас чудом? Или же это будет просто торжество справедливости и здравого смысла?
— Это станет, как вы сказали, торжеством справедливости и здравого смысла.
— В апреле-мае нас ждет вердикт CAS. Как выглядит идеальный вариант, если суд встанет на нашу сторону? Допускаете, что может быть переигровка стыков в нашей сетке — например, сборная Польши пройдет шведов и выйдет на ЧМ. Тогда заново играть с поляками, а потом со шведами?
— При идеальном варианте мы должны получить право на стыковые матчи за попадание на чемпионат мира. А как это будет выглядеть, наверное, не мне решать.
— Если сборную не допустят до официальных матчей, когда вы хотели бы провести следующий сбор?
— Мы обсудили с руководством РФС этот вопрос и решили пока не загадывать. Подождем две-три недели, а там посмотрим.
— Если нас всех ждет негативный сценарий, как смотрите на то, чтобы адаптировать хоккейный формат матча звезд с участием игроков первой и молодежной сборных? Представьте — голосование при определении составов, матч при переполненных трибунах, различные конкурсы для игроков. Такой формат возможен? И насколько он мог бы быть интересен вам?
— Насколько я знаю, при подобных голосованиях выбирают не только игроков, но еще и тренеров. По сути, мы говорим о проведении выставочного матча. Со сборами, которые мы проводим в национальной сборной, это не имеет ничего общего.
— Рассматривается ли возможность вызова игроков из зарубежных чемпионатов на следующий сбор?
— Да, если будет такая возможность, то вызовем.
— В сложившейся ситуации вы будете рекомендовать нашим игрокам принимать предложения из-за рубежа? Может быть, кто-то уже обращался к вам за советом?
— За советом не обращались, но если спросят — обсудим. Ситуации могут быть разными, и если будет предложение из хорошего чемпионата и клуба, ставящего себе высокие цели, то, конечно, буду рекомендовать принять его.
— Прорабатывается ли совместно с Российским футбольным союзом поиск соперников? С кем в сложившейся ситуации может сыграть национальная команда?
— Для начала нужно дождаться решения CAS.
— Вы продлили контракт РФС до конца 2022 года. С учетом сложившейся ситуации какая задача перед вами стоит в национальной команде?
Ну и, конечно, мы все надеемся, что Россию вернут на международную арену и перед нами будут стоять еще и спортивные задачи.
— Для вас это уже четвертый сбор с командой. Перед матчем с хорватами в Москве вы говорили, что капитаном в команде должен быть каждый. Эта точка зрения осталась неизменной? И кто, на ваш взгляд, сейчас является даже не первым в списке претендентов на капитанскую повязку, а лидером как на поле, так и за его пределами?
— Решение по капитану принимал не тренерский штаб, его предложили сами игроки. И пока мы не отходили от этого принципа. Что касается лидерства в коллективе, то я уже говорил, что ими являются Джикия, Баринов, Смолов.
— Какие слова помимо "спасибо" сказали игрокам перед тем, как разъехались из Новогорска? Говорили отдельно с новичками и молодыми игроками? Если да, какое было напутствие?
— Поблагодарил всех за работу, попросил не забывать о наших требованиях. К новичкам и молодым это также относится — продолжать работать и следить за своим бытом. И, конечно, пожелал, чтобы мы скоро вновь собрались и готовились к официальным матчам. И были к этому готовы, выглядели не слабее, а даже сильнее, чем ранее.