— Добрый день. Скажите, пожалуйста, завершила ли компания "Герофарм" переход на закупки всех необходимых компонентов в дружественных странах? Если нет, то когда планируется завершить этот процесс? Решился ли вопрос с упаковкой, нет ли дефицита материалов для нее?
— В крупных компаниях выстраивание альтернативных цепочек закупок, как правило, занимает год и более. В сложившихся условиях нам предстоит проделать эту масштабную работу за несколько месяцев.
На сегодняшний день мы уже нашли в Китае альтернативы по первичной упаковке — колпачкам, пробкам, плунжерам для наших оригинальных препаратов и инсулинов. Перешли на альтернативные закупки почти всех фильтров, используемых в производстве. Прорабатываем закупки всех химических веществ и в зависимости от приоритетности поэтапно заменяем аналогами. В августе планируем тесты новой первичной упаковки из стекла. Наша цель — до конца года перейти на закупки всех ключевых компонентов из дружественных стран. Это амбициозная задача. Но мы понимаем, что от этой работы зависит бесперебойное обеспечение наших пациентов жизненно важными препаратами, поэтому у нас нет шансов не справиться.
— Сохраняет ли "Герофарм" партнерские отношения с зарубежными компаниями в плане исследований, производства?
— Мы заинтересованы в том, чтобы все исследования, в том числе в рамках которых мы сотрудничаем с зарубежными коллегами, были реализованы в полном объеме. Однако не все зависит только от нас. С частью партнеров нам уже пришлось заморозить отношения по инициативе с их стороны. Со всеми, кто понимает свою ответственность перед пациентами так же, как и мы, компания продолжает совместную работу.
— Ранее вы сообщали, что нынешний кризис дает возможность отечественным компаниям в перспективе приобрести активы зарубежных компаний, которые могут счесть ведение бизнеса в России токсичным. "Герофарм" рассматривает такую возможность?
— В первую очередь компания сконцентрирована на задачах модернизации собственных производственных площадок. В начале года мы поставили цель реализовать проект по увеличению мощности завода в Санкт-Петербурге (г. Пушкин), который производит активные фармацевтические субстанции для оригинальных препаратов и инсулинов. В планах нарастить объем производства субстанций почти в два раза.
Конечно, экономическая ситуация вносит коррективы в инвестиционные программы. Мы до сих пор не знаем, приедет ли часть уже заказанного оборудования из ЕС. Поэтому ищем альтернативы как внутри страны, так и в Азии. И это еще один стимул для переориентации на поставщиков из дружественных стран.
Что касается приобретения активов зарубежных компаний, в настоящее время мы не рассматриваем такие предложения. Но инвестировать в фарму и в свое развитие сегодня, безусловно, нужно.
— Согласно данным системы "Спарк", "Герофарм" в феврале приобрела 49% компании "Согласие", деятельность которой связана с производством лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях. Какие перспективы для "Герофарма" открылись благодаря этой сделке? Какова сумма сделки?
— Любой кризис — это время для объединения ресурсов и усилий с государством, с пациентами и внутри самой бизнес-среды. "Активный компонент" — один из лидеров в разработке и производстве активных фармацевтических субстанций. У нас большой опыт в разработке и производстве препаратов, в том числе по полному циклу.
Мы решили, что синергия наших компетенций может быть интересна. Перспективы сотрудничества еще обсуждаются и прорабатываются, говорить о конкретных планах по производству или нозологиях преждевременно, но главное — мы одинаково видим цель такого партнерства: обеспечить пациентов лекарственными препаратами локального производства в различных областях медицины.
— В "Герофарме" в конце прошлого года сообщили ТАСС, что в планы компании на 2022 год входит расширение портфеля препаратов в области эндокринологии. В разработке на тот момент находилось четыре лекарственных средства, являющихся аналогами инсулина. Расскажите, что это за препараты и на каком этапе разработки они находятся? Когда они могут быть выведены на российский рынок?
— Да, эти планы по-прежнему актуальны. Сейчас наш научно-исследовательский центр продолжает работу над четырьмя инсулиновыми продуктами, а также над препаратом для пациентов с сахарным диабетом второго типа. Пока все проекты находятся на разных этапах разработки и доклинических испытаний, и раскрывать детали до их регистрации, само собой, мы не хотели бы.
Прогнозировать даты выхода на рынок тоже будет не совсем правильно. Ведь многое зависит не только от нас. Сегодня остается много вопросов в области регистрации новых препаратов, которые требуют доработки, а где-то и значительных изменений. Вместе с коллегами из НИИ и других компаний мы обсуждаем их с регуляторами и надеемся, что часть из них может быть решена в ближайшей перспективе. Поэтому время покажет.
— В какой перспективе "Герофарм" может на 100% обеспечить потребность России в инсулине?
— Конечно, это задача не одного месяца. Невозможно моментально перестроиться и масштабироваться. Нужно нарастить мощности, создать запас на складах, адаптировать поставщиков и дистрибьюторов к такому режиму работы.
Со своей стороны, мы готовы взяться за эту масштабную работу. У нас есть успешные примеры, когда за довольно короткий срок нам удалось развернуть новые производственные процессы. Но нужна определенность и соответствующий заказ со стороны государства. Производить препараты в таком объеме просто на всякий случай коммерчески нецелесообразно.
Поэтому мы так много говорим о необходимости четких и прогнозируемых решений со стороны регуляторов. Если бизнес уверен, что на продукцию будет заказ, что государство поддержит своих производителей и завтра, и через десять лет, тогда возможно решить любые амбициозные задачи.
— "Герофарм" в марте обратилась в ФАС и Росздравнадзор с просьбой индексировать цены на некоторые препараты из номенклатуры компании, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Есть ли ответ от регуляторов? Цены на какие лекарства из портфеля компании могут быть перерегистрированы и когда? На сколько?
— Мы получили согласование ФАС о перерегистрации закупочных цен на два препарата — шприц-ручки "РинЛиз Микс 25" и "РинФаст Микс 30". Они будут увеличены на 16% и 18% соответственно. По препарату "РинФаст Микс 30" уже вышел приказ Минздрава. По другим препаратам работа еще ведется, но, безусловно, мы уже можем отметить позитивные изменения в вопросе перерегистрации цен.
Предвосхищая волнения, которые могут возникнуть, сразу отмечу, что в нашей стране инсулин предоставляется пациентам бесплатно. 98% наших препаратов реализуется через госзакупки, поэтому пациенты просто не почувствуют этих изменений.
— Минздрав зарегистрировал препарат от коронавируса на основе молнупиравира от "Герофарма". Планируете ли вы выводить на рынок другие лекарственные средства против коронавируса или для реабилитации после ковида? Компания по-прежнему считает нецелесообразной разработку вакцины против коронавируса?
— Идея включить препарат в портфель "Герофарма" возникла всего полгода назад. За это время мы проработали молекулу, осуществили разработку и трансфер лекарственной формы на производственную площадку, определили стратегию клинической программы, провели первую фазу клинических исследований, запустили реализацию третьей фазы и выполнили ряд других важных задач, чтобы получить регистрационное удостоверение. Производство препарата начнется уже в июне этого года в Санкт-Петербурге. Объем первой партии составит 100 тыс. упаковок.
Других препаратов мы пока не планируем к производству, но уделяем внимание проблеме реабилитации. В прошлом году было проведено исследование и подтверждена эффективность нашего оригинального препарата "Кортексин" для лечения неврологических проявлений постковидного синдрома. В исследовании приняли участие почти 1 тыс. пациентов в возрасте 18–80 лет из России, Азербайджана, Киргизии и Казахстана. Все они обращались с жалобами на утомляемость, снижение концентрации внимания, нарушения сна и другие расстройства после коронавируса. В результате терапии у всех была отмечена положительная динамика: утомляемость достоверно уменьшилась почти в три раза, общая слабость — более чем в четыре раза. Это открывает перспективы изучения и других лекарственных средств в области неврологии для преодоления последствий перенесенной коронавирусной инфекции.
— Ведутся разговоры, что оспа обезьян может стать новой пандемией. Вы согласны с такими опасениями? Рассматриваете ли возможность разработки препаратов против нее?
— Нельзя игнорировать возможность возникновения пандемии из-за особенностей распространения оспы обезьян. Поэтому наши специалисты внимательно следят за развитием ситуации, исследованиями и разработками в данной области. Опыт нашей команды, существующая в компании научно-исследовательская и производственная инфраструктура позволяют выпускать вакцины для борьбы с вирусными заболеваниями. Если возникнет необходимость, мы будем готовы оперативно присоединиться к созданию средств для профилактики и снижения риска осложнений.
— Сохраняет ли "Герофарм" инвестиционные планы на 2022 год? В какие проекты будете вкладывать средства?
— Как уже было сказано, главный наш инвестиционный приоритет — это наращивание мощности производственных площадок. Мы видим перспективы в увеличении производства субстанции препаратов инсулина. Как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
— Планируете ли выходить на новые зарубежные рынки? Какие?
— Экспортное направление — одно из приоритетных в стратегии развития нашей компании. Российская фармпромышленность способна стать сильным игроком на международной арене, у нас есть современная инфраструктура и высококлассные специалисты, мы создаем лекарственные препараты в соответствии не только с российскими стандартами, но и международными нормами, поэтому они конкурентоспособны на мировых рынках.
Наибольшие перспективы мы видим в локализации производства на инфраструктурные объекты зарубежных партнеров. У нас уже есть успешный опыт такого сотрудничества. В 2019 году был осуществлен трансфер технологии производства готовых лекарственных форм (ГЛФ) инсулинов на производственную площадку Карагандинского фармацевтического комплекса в Республике Казахстан. В прошлом году мы заключили долгосрочный контакт с правительством Венесуэлы, компаниями Espromed Bio и Corpovex, предусматривающий трансфер технологии производства генно-инженерных инсулинов человека (ГИИЧ) до 2026 года.
В этом году на ПМЭФ мы подписали коммерческие условия контракта по локализации на площадке Zuma Pharma в Республике Узбекистан производства трех биосимиляров аналогов инсулина — гларгин, лизпро и лизпро двухфазный в шприц-ручках и картриджах, а также зафиксировали наши планы по локализации ГИИЧ. "Герофарм" предоставит Zuma Pharma технологию производства биосимиляров в части осуществления стадий розлива, упаковки и выпускающего контроля качества. Закупать фармацевтическую субстанцию для производства локализованных инсулинов узбекский партнер будет у нас. Кстати, расчеты будут вестись в рублях.
Сейчас сложно назвать точную сумму инвестиций, еще не завершен аудит площадки, но мы договорились, что все затраты на модернизацию лабораторий и завода по производству ГЛФ, исследования и другие расходы, связанные с локализацией, мы разделим с партнером поровну. Трансфер начнется уже в следующем году. А совместный продукт будет распространяться там под новым товарным знаком.
Сегодня в Узбекистане, по официальным данным, около 350 тыс. пациентов с сахарным диабетом. Но фактически эта цифра может оказаться существенно выше — порядка 2–3 млн человек — после опубликования данных скрининга, который проводит Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр эндокринологии. И мы считаем своим обязательством помочь в решении этой острой социально значимой проблемы за счет обеспечения пациентов Узбекистана доступными качественными инсулинами.
В дальнейших планах компании еще несколько стран, где мы планируем локализовать производство, в частности, в ближайшей перспективе Азербайджан.
И это не просто экспорт, это инвестиции в отрасль. Полученную прибыль мы вкладываем в новые исследования, в инновации и в расширение портфеля препаратов, чтобы еще больше современных лекарственных средств стали доступны для наших пациентов в России.
Беседовала Анастасия Шинкеева