21 июня 2022, 08:00
Интервью
ПМЭФ-2022

Глава Роскачества: через полтора года в РФ может появиться ГОСТ на тильзитер, гауду и эдам

Максим Протасов. Егор Алеев/ ТАСС
Максим Протасов

Глава Роскачества Максим Протасов в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме рассказал о подготовке новых национальных стандартов на недорогие сыры в России, о планах по проверке продукции, ввезенной посредством параллельного импорта, а также о результатах исследования готовых блюд онлайн-доставки.

— Роскачество часто находит на полках магазинов продукцию ненадлежащего качества. Планируется ли в связи с этим предлагать дополнительные меры по борьбе с фальсификатом?

— Как вы помните, недавно Роскачество проводило исследование недорогих сортов сыра, в него вошли сорта "Тильзитер", "Гауда" и "Эдам". Это популярные у потребителей, но не исконно российские сорта сыра, поэтому на них пока нет национальных стандартов — ГОСТов.

В результате производители используют пальмовое масло и легально пишут на упаковке "продукт с заменителями молочного жира "Тильзитер" или "Эдам". Покупатель не понимает, что это не сыр, а руководствуется красивым известным ему именем и приобретает такой псевдоэдам. Более того, мы в исследовании встречали тильзитеры, гауды и эдамы, произведенные по совершенно различной рецептуре и использующие различные технологии производства, и возникает резонный вопрос: а что же такое классическая рецептура? 

В связи с этим мы решили, что на базе опережающих стандартов Роскачество создаст ГОСТы на сыры тильзитер, гауду и эдам.

— Сколько времени нужно для того, чтобы эти ГОСТы вступили в силу? 

— На подготовку стандарта уйдет до полугода: за это время мы сможем согласовать его с отраслью и профильными техническими комитетами Росстандарта. Затем в течение года после принятия будет действовать предварительный национальный стандарт. И если за это время мы поймем, что этот стандарт написан хорошо и действует эффективно, то через полтора года он станет ГОСТом. И в течение этого периода мы будем делать все, чтобы качество продукции не ухудшалось. 

— Какова сейчас доля фальсификата на российском рынке сыра?

— В сегменте недорогих сыров, которые мы недавно проверяли, доля фальсификата составляет от 9 до 25%. При этом мы увидели, что фальсификацией разных видов сыров занимаются одни и те же производители. Мы видим, что покупатели отказываются от приобретения фальсификата от этих торговых марок. Также сейчас мы работаем над тем, чтобы торговые сети снимали с полок эту некачественную продукцию. Дальше мы также будем контролировать качество, но чтобы отрасль функционировала корректно, ее необходимо стандартизировать. 

— Какие категории товаров Роскачество планирует проверять в ближайшее время? 

— Сейчас наш приоритет — исследования недорогой продукции из базовой потребительской корзины. Второе направление, на котором мы фокусируемся, — это собственные торговые марки сетей. За последний год темпы роста этого сегмента увеличились на рекордные 35%, поэтому мы обратили на него пристальное внимание. 

Кроме того, мы продолжаем исследовать продукцию онлайн-магазинов. В том числе в этом году мы планируем начать исследование онлайн-доставки готовых наборов блюд. И четвертое направление, про которое мы не должны забывать, с учетом того, что Роскачество занимается органической сертификацией, — это так называемое функциональное питание. Мы запустим исследование, которое позволит выяснить, насколько полезны продукты, на которых написано "здоровый хлеб", "без глютена", "помогает", "вылечивает" и так далее. Надо понять, насколько здоровые продукты действительно здоровы и соответствуют заявленным свойствам.

— Каковы результаты проверки готовых блюд, приобретаемых посредством онлайн-доставки?

— Результаты достаточно позитивные. У нас были претензии к ряду поставщиков этих услуг в части сроков доставки, когда реальные сроки не соответствовали заявленным. Но с точки зрения качества продукции мы не увидели особых проблем. Как выяснило Роскачество в ходе опроса, у потребителя был главный страх, что им привозят испорченную продукцию. Для того чтобы узнать, так ли это, мы провели микробиологические исследования и выяснили, портится или нет продукция по пути от производителя, от торговой точки, от дистрибьютора до конечного потребителя. Проблемы обнаружились буквально в единичных случаях, это доли процента.

— Одной из самых обсуждаемых тем последних месяцев является параллельный импорт. Начало ли Роскачество проверки товаров, которые ввезены по параллельному импорту?

— Одной из первых категорий товаров, которая была ввезена по параллельному импорту, стала бытовая техника. Скоро Роскачество начнет проводить первые исследования в этом сегменте, чтобы проверить, не является ли параллельный импорт контрафактом. Другим направлением, по которому мы планируем вести проверки, — товары легкой промышленности, в том числе товары для детей. Пока по базам ФТС не фиксируется значимый поток ушедших с российского рынка иностранных марок, но думаю, что до конца текущего года он пойдет, а вместе с ним начнутся и проверки. 

— А чем сейчас занимаются специалисты Роскачества? Есть ли результаты каких-то текущих проверок?

— В прошлом году Роскачество провело исследование одеял и выяснило, что почти 100% проверенных образцов с точки зрения качества наполнителя являются фальсификатом. Сейчас мы проводим повторную проверку для того, чтобы увидеть, насколько улучшилась ситуация за это время. 

Кроме того, буквально в ближайшее время мы завершим широкое исследование мороженого. Это очень актуально в летний период. Завершилось исследование кваса. Для нас важна была положительная динамика по сравнению с данными прошлого исследования, когда мы выяснили, что 16% проверенного кваса — это не продукты брожения, а подкрашенная газировка. Также завершаются исследования рыбных и мясных консервов, и в ближайшее время мы сможем рассказать об их итогах. Еще полгода назад мы начали исследование продукции нового для нас сегмента — зубной пасты. Нам важно понять, действительно ли заявленные на маркировке отбеливающие и лечебные свойства соответствуют действительности. 

— Ранее Роскачество обнаружило кишечную палочку в киноа. Планируется ли проводить повторные проверки?

— Действительно существует такая микробиологическая проблема, как кишечная палочка. Она связана с тем, что до потребителя доезжает продукция, недостаточно промытая и не должным образом подготовленная к продаже. Конечно, мы эту тему держим на контроле и пытаемся разобраться, по чьей вине это произошло: импортера, производителя или торговой сети. И да, мы будем повторное исследование проводить в данном сегменте. Я думаю, что это произойдет в конце этого года. Проверка киноа пройдет в рамках исследования функционального здорового питания. У нас есть четкий план исследований, который мы утверждаем в правительстве страны и стараемся ему следовать. 

— Сколько в среднем занимает исследование?

— Весь цикл, от момента разработки новых методик до подведения итогов, занимает полгода. Повторные исследования, по которым у нас уже есть готовые методики, лабораторное оборудование и база, обычно длятся месяц-полтора.

— В какой категории товаров, по вашим данным, уровень фальсификата наиболее высокий? 

— Такие данные мы намеренно не сводим, потому что это как средняя температура по больнице. Данные по фальсификату в той или иной отрасли все время меняются. Кто-то исправляет нарушения, кто-то, напротив, начинает поставлять на рынок более некачественную продукцию. Например, категория молочных товаров является лидером по количеству государственных знаков качества. И в то же время Роскачество выявило достаточно высокий уровень фальсификата в сыре и в ультрапастеризованном молоке. Поэтому так важны наши проверки, и мы будем продолжать их проводить и держать вопрос качества на контроле. 

— Роскачество собирает заявки на премию правительства России в области качества нового цикла. Расскажите про особенности заявок в этом году. 

— Особенностей несколько. Во-первых, мы видим рост количества заявок на прохождение диагностики качества бизнес-процессов предприятий. Речь идет об услугах по своего рода диспансеризации, проводимой нашими экспертами в организациях страны для того, чтобы предприятия могли оценить качество своей деятельности и, что особенно важно в наше время, плавно пройти период турбулентности. Заявки подают компании из отраслей, более всего затронутых переменами на рынке. Они хотят подготовиться к тому, чтобы быстрее выйти из сложившейся ситуации и эффективно работать в новых условиях. Это компании, которые импортировали большое количество комплектующих, например предприятия машиностроительного комплекса и автомобилестроения, а также нефтегазовые компании. 

Кроме того, заявки на премию подали те предприятия, которым в достаточно сжатые сроки, получив от нас знания и поддержку, необходимо импортозаместить несколько видов продукции. Это компании из отраслей пищепрома и легпрома. Всего на сегодняшний день подано более 400 заявок на участие в премии, что на 30% превышает показатель на аналогичную дату прошлого года. 

Беседовала Виктория Сойко