21 июня 2022, 12:00
Интервью

Астраханский губернатор: важно обеспечить атмосферу доверия для зарубежных инвесторов

Игорь Бабушкин. Пресс-служба губернатора Астраханской области
Игорь Бабушкин
Игорь Бабушкин о роли региона как транзитного центра

Астраханская область становится стратегически важным регионом для развития международного транспортного коридора "Север — Юг". Сейчас в области для формирования транспортно-логистической инфраструктуры по поручению президента РФ Владимира Путина намерены провести модернизацию судоходного канала. Также планируется строительство Северного и Восточного обходов Астрахани, что позволит более эффективно использовать автодорожную инфраструктуру МТК. Как перспективы развития транспортного коридора повлияют на экономику страны в целом и региона в частности, какие виды туризма, кроме рыбалки, намерены развивать в Астраханской области, чем область помогает Донбассу — об этом в интервью ТАСС по итогам юбилейного, XXV Санкт-Петербургского международного экономического форума рассказал губернатор региона Игорь Бабушкин.

— Игорь Юрьевич, как сейчас организовано взаимодействие области с Прикаспийскими странами в аспекте развития МТК "Север — Юг"? С какими еще странами сотрудничает регион? Что предстоит сделать для развития международных связей?

— Мы позиционируем Астраханскую область как опорную на Каспии, как ворота в Россию. Для того чтобы потенциальные зарубежные партнеры выбрали для себя астраханское направление развития МТК "Север — Юг", они должны не только убедиться в экономической целесообразности инвестиций, но и доверять тем, кто реализует его непосредственно на территории региона.

Главная задача МТК "Север — Юг" — это быстрый и безопасный экспорт на мировой рынок отечественной продукции и оперативная обработка необходимого России импорта. Наши предложения по формированию транспортно-логистической инфраструктуры Астраханского региона поддержал президент России. В частности, глава государства поручил в кратчайшие сроки обеспечить модернизацию Волго-Каспийского морского судоходного канала и довести проходную осадку судов до 4,5 м. Кроме того, федеральным центром принято решение о строительстве в ближайшие годы Северного и Восточного обходов Астрахани, что позволит более эффективно использовать автодорожную инфраструктуру МТК.

Вы видите, какие последствия имел разрыв традиционных торговых связей. В этих условиях мы только увеличиваем поставки российской продукции за рубеж. По итогам 2021 года внешнеторговый оборот Астраханской области вырос на 17% и составил 1,161 млрд долларов. Объем экспорта составил более 1 млрд долларов и увеличился на 55%.

В прошлом году мы встречались с президентами Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Республики Беларусь. С президентом Туркменистана договорились об открытии в нашей портовой особой экономической зоне их логистического центра. В Баку торжественно открыли Астраханский деловой центр, который помогает в развитии сотрудничества с Азербайджаном. С нашими партнерами из Ирана, Казахстана и Узбекистана договорились о работе иностранных предприятий на территории особой экономической зоны "Лотос", о привлечении в Астрахань судостроительных заказов, а также о создании в нашем регионе центра приграничной торговли.

На встрече с Александром Григорьевичем Лукашенко (президентом Республики Беларусь — прим. ТАСС) мы обсудили перспективы использования транзитного потенциала нашего региона для продвижения белорусской продукции в страны Каспийского бассейна и далее по коридору "Север — Юг". Речь идет о перевалке через Астраханский морской порт продукции белорусских грузоотправителей по долгосрочным контрактам. Это лесоматериалы, солод и калийные удобрения. Недавно подписали соглашение о сотрудничестве между ОЭЗ "Лотос" и "Белтаможсервисом". Оно также будет способствовать транзиту белорусских товаров через Астраханскую область в направлении Ирана и Индии. Уже сегодня у нас строится торгово-сервисный центр Минского тракторного завода. Прорабатываем перспективы сотрудничества с Могилевским лифтовым заводом для замены устаревших лифтов в астраханских многоэтажках.

В мае начались контейнерные поставки отечественной высокотехнологичной продукции в страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива, в частности в Бангладеш и Объединенные Арабские Эмираты.

— Поговорим и о туризме. Весной текущего года Астраханская область приняла рекордное количество туристов — около 1,5 млн человек, среди которых большая часть — рыбаки. Как власти собираются переломить данную ситуацию и развивать иные туристические направления, в том числе круизный туризм? Расскажите о проектах, которые получат развитие по соглашению с "Туризм РФ".

— Как вы знаете, основная цель соглашения с корпорацией "Туризм РФ" — определить перспективные туристические территории для реализации комплексных инвестиционных проектов. У нас таких территорий несколько.

В частности, на Городском острове в центре Астрахани и в Красноярском районе планируем создать туристические комплексы для развития семейного отдыха. Также в Красноярском районе запланировано строительство круглогодичного аквапарка. А вблизи озера Баскунчак в Ахтубинском районе — создание санаторно-курортного комплекса. Это место может стать одним из ведущих бальнеологических курортов России.

Важнейшим направлением также станет круизный туризм. Ежегодно в Астрахань заходит примерно 80 теплоходов, это в среднем 15–16 тыс. туристов. Но потенциал кратно выше. Мы выступили с предложением объединиться всем регионам, расположенным вдоль Волги, и создать единый круизный маршрут. Это уникальный продукт для российских и иностранных туристов.

Следующим шагом станет круизный маршрут по странам Каспия. Со стапелей астраханского завода "Лотос" на ходовые испытания выходит четырехпалубный круизный лайнер "Петр Великий", на котором можно будет путешествовать из Астрахани по Каспию с заходом в Актау, Туркменбаши, Баку и Махачкалу. Ежегодно маршрутом смогут воспользоваться 30 тыс. человек.

Со стороны наших прикаспийских партнеров также есть заинтересованность в запуске круизов, поэтому видим хорошие перспективы для реализации проекта. Но необходимо разработать единую дорожную карту, определить список международных туроператоров и прежде всего подготовить необходимую инфраструктуру для приема и обслуживания судов и пассажиров.

Для развития данного направления мы вышли в федеральный центр с инициативой строительства в Астрахани морского вокзала. Сейчас готовим инвестиционную декларацию.

— От темы туристической перейдем к финансовой. Ранее сообщалось, что по результатам мониторинга Минфина РФ Астраханской области впервые за три года присвоен высокий уровень качества управления региональными финансами, а привлечение дополнительных кредитных средств позволило властям Астраханской области значительно снизить объем государственного долга. Какие меры будут предприняты в текущем году для его дальнейшего снижения, в каком объеме оно прогнозируется?

— Действительно, объем государственного долга региона снизился почти на 1 млрд рублей — с 15,7 до 14,8 млрд рублей. Кроме этого, договоренность с федеральным центром позволила нам реструктуризировать бюджетный кредит в размере 1,9 млрд рублей и продлить срок погашения до 2029 года. Это, в свою очередь, позволяет нам высвободить бюджетные средства и направить их на программы развития.

Хочу добавить, что в прошлом году доходы бюджета составили 66,8 млрд рублей. Профицит — 3,3 млрд рублей. Для сравнения — по итогам первого квартала текущего года профицит составил уже более 6 млрд. Динамика положительная. И, что особенно важно, бюджет сохранил социальную направленность: почти три четверти всех расходов направлено на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт. Наша задача — не допустить снижения доходной части в этом году. Будем, как и прежде, отслеживать исполнение нацпроектов и соглашений по федеральному софинансированию. И, конечно, особое внимание — выполнению социальных обязательств перед гражданами.

 — Вопрос, который волнует большинство астраханцев и стоит в регионе остро, — это пассажирские перевозки. Сообщалось, что значительные средства из федерального центра и от институтов развития будут направлены на реформу сети общественного транспорта. В какие сроки и этапы она будет проведена, будут ли включены в систему общественной транспортной сети водные маршруты?

 Как таковой серьезно управляемой сети общественного транспорта в регионе давно нет. Не будем обсуждать, зачем ее ликвидировали в прошлые годы, но сейчас это огромное количество мелких частных перевозчиков, к которым масса претензий и у пассажиров, и у надзорных органов.

Мы завершили подготовительный этап, совместно с РосдорНИИ сформирован документ транспортного планирования. На крупных городских магистралях задействуем только автобусы большой вместимости с интервалом движения не более 10 мин. Продлим время работы общественного транспорта до 23 часов. Для удобства передвижения интегрируем городские и пригородные маршруты. Будем менять остановочные пункты, должным образом строить и оборудовать разворотные площадки.

Добавлю, что федеральный Минтранс одобрил нашу заявку на участие в проекте "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях". Это позволит нам начать обновление подвижного состава и получить 94 автобуса большой вместимости. Планируем, что новая система заработает в первом квартале следующего года.

Хочу подчеркнуть, что вся эта работа не на год и не на два. Реализация основных этапов транспортной реформы рассчитана до 2026 года. При этом постараемся максимально учесть интересы малого бизнеса и водителей действующих маршрутов. Что касается пассажирского водного транспорта, мы рассматриваем разные варианты. У нас в дельте Волги множество водных путей. Но эксплуатация таких судов имеет сезонный характер. Мы пока не нашли экономически эффективных примеров, но от самой идеи не отказываемся. Все надо считать.

— Астраханская область весной, как и многие другие регионы РФ, не осталась в стороне и приняла наших соотечественников из Донбасса. Сообщалось, что регион направил не один гуманитарный состав для помощи эвакуированным жителям Донецкой и Луганской народных республик. Как в настоящий момент организована работа с данной категорией населения, в том числе с детьми?

— Сейчас в нашем регионе находится 728 человек, в том числе 162 ребенка. Большинство размещены в социально-оздоровительных центрах. Многие прибывали самостоятельно и проживают у родственников. Тем не менее все граждане получили необходимую помощь. Около 500 человек — единовременную материальную выплату.

49 детей начали обучение в школах, 22 малыша посещают детские сады. Я общался с детьми, многие из них творческие и спортивные ребята. Сейчас они занимаются в секциях и кружках. А три девочки-фигуристки уже готовятся к соревнованиям на базе "Центра зимних видов спорта".

Некоторые выпускники девятых классов выбрали астраханские профессиональные учебные заведения: один парень будет учиться в колледже при Каспийском институте морского и речного транспорта, второй — в колледже профессиональных технологий на повара-кондитера. Еще одна девочка подает документы в колледж при Международном юридическом институте.

Кроме этого, мы активно помогаем трудоустроиться взрослым. Мы сформировали банк вакансий, люди выбирают, оформляют документы и выходят на работу. Это Астраханский тепловозоремонтный завод, птицефабрика "Степная", ждут своих новых сотрудников в торговых сетях, на рыбзаводах и в районной больнице в селе Началове, где расположены два основных ПВР.

Продолжаем помогать и всем, кто остался на территории ЛДНР. Астраханцы собрали и отправили туда около 40 т гуманитарной помощи. Буквально на днях представители Астраханского регионального отделения партии "Единая Россия" вместе с ветеранами боевых действий вернулись из Луганской Народной Республики, куда также отвезли 4 т медикаментов, продуктов и письма со словами поддержки от астраханских школьников.

Мария Соловьева