В марте Минпромторг России, госкорпорация "Росатом", правительство Калининградской области и региональный завод "Автотор" договорились о производстве и поставках батарей для электромобилей, пилотная партия которых будет представлена уже в 2023 году. О том, какого класса будет новая машина, чем она будет оснащена, сколько будет стоить и как будет реализован амбициозный проект, в интервью ТАСС рассказал председатель совета директоров "Автотор холдинг" Валерий Горбунов.
— Первые электромобили от "Автотора" планируется выпустить уже в 2023 году. Какова степень готовности к запуску этого производства?
— Подготовка необходимых для этого производства мощностей идет по плану. И, я напомню, это является нашим обязательством. В декабре 2021 года "Автотор" подписал с Минпромторгом и правительством Калининградской области дополнительное соглашение к действующему СПИК (специальный инвестиционный контракт — прим. ТАСС), которое предусматривает конкретные обязательства по инвестированию в создание мощностей по производству электромобилей и локализации используемых в них ключевых компонентов.
На этапе создания производственной базы мы модернизируем существующие мощности и строим новые объекты, то есть занимаемся созданием основных и вспомогательных зданий и сооружений, используемых при выполнении технологических операций. В завершающей стадии строительство новых корпусов, в которых будет располагаться производство автокомпонентов. В следующем году мы должны запустить семь новых заводов по производству автокомпонентов.
Работа по созданию производства электромобилей ведется специалистами нашего Конструкторско-внедренческого центра "Электроэлемент" в сотрудничестве с Инжиниринговым центром и другими подразделениями и службами, обеспечивающими действующее производство.
Параллельно с инженерно-технической частью проекта ведется работа по анализу рынка, потенциального спроса, целевых характеристик электромобилей в соответствии с потенциальной востребованностью у потребителей. Что касается сроков, то наши планы подразумевают выпуск пилотной партии в 2023 году.
— В пилотной партии будут автомобили одной модели или нескольких? Что это будут за автомобили, каких габаритов и какого класса? Рассматривается ли возможность производства электромобилей в кузовах купе и кабриолетов?
— В первую очередь мы планируем реализовать кузов седана и кроссовера, но не и исключаем в будущем и хетчбеки, и в перспективе минивэны. Целевые габариты — класса B и С по европейской классификации. Хотя наше оборудование позволяет размещать и D класс. Выбор обусловлен текущей экономической ситуацией в стране и покупательской способностью. "Экзотические" кузова, такие как купе и кабриолет, должны найти себе потребителей, и если мы увидим устойчивый спрос на них, постараемся удовлетворить его.
— На какой платформе будут построены машины? Это уникальная разработка "Автотора" или заимствованная и локализованная? Является ли она, как сейчас принято у крупных автопроизводителей, модульной?
— Действительно, сегодня автопроизводители во всем мире используют модульные платформы, и мы не исключение. Что касается разработок — на первом этапе мы планируем использовать локализованную платформу, адаптированную и измененную с точки зрения обеспечения возможности использования различных типов силовых установок. Мы стремимся к тому, чтобы она удовлетворяла трем типам — двигатели внутреннего сгорания, электрический привод, и газомоторная силовая установка.
— Можете ли вы раскрыть какие-то характеристики будущего авто? Это будет чистый электромобиль или будут варианты с гибридным двигателем? Реально ли будет его заряжать от бытовой розетки, бросив удлинитель в окно многоэтажки? Будет ли адаптирована машина к дорогам российской глубинки?
— На первом этапе это должен быть чистый электромобиль. Стратегически мы не планируем заниматься гибридами, так как считаем, что будущее за электрическими и газомоторными двигателями. Но есть одно "но", и оно связано в первую очередь с недостаточной обеспеченностью зарядной инфраструктурой. Проще говоря, до зарядки, как вы выразились, "из окна многоэтажки" в каждом городе нам еще далеко. Хотя и в этом направлении сейчас идет развитие. Очень надеемся, что темпы и масштабы этой программы будут наращиваться. Так или иначе, для нас сегодня очевидно, спрос на электротранспорт будет расти. С точки зрения инженерных разработок наша задача — сделать машину максимально удобную и эффективную для использования российскими потребителями с учетом протяженности дорог и больших расстояний. В частности, мы прорабатываем концепцию удлинения пробега электромобилей за счет так называемых расширителей пробега, которые в том числе могут представлять собой компактные газовые двигатели, которые могут на ходу подзаряжать основную тяговую батарею. Что касается адаптации к дорогам и климатическим условиям — конечно, это планируется, начиная от наличия медленных переносных зарядных станций, подключаемых к обычной розетке, идущих в комплекте с автомобилем, и заканчивая системами подогрева и охлаждения тяговой батареи.
— Известна ли примерная цена автомобилей или понятен ли уже ценовой диапазон? Какие автомобили на рынке вы видите конкурентами машины?
— Могу сказать, что цена будет намного ниже, чем Tesla и другие подобные автомобили. Стремимся сложить экономику этого производства таким образом, чтобы электромобиль был доступным для различных категорий потребителей как частных, так и корпоративных заказчиков для каршеринга, такси. Что касается конкуренции, то в нынешних реалиях баланс спроса и предложения сместился в некоторую точку "вакуума предложения" по адекватной цене.
— Каков будет процент локализации? Сильная ли зависимость от импортных комплектующих?
— Задача, которую мы решаем сегодня, — локализовать все ключевые компоненты силовой установки электромобиля и ряд других. Это тяговый электродвигатель, система управления, батарея и др. Все они, конечно же, не должны зависеть от импортных комплектующих. Задача достаточно сложная, но решаемая. Как я уже говорил, часть автокомпонентов мы намерены производить сами, также максимально будем использовать в своем производстве автокомпоненты, которые уже есть у нас в стране. Литийионные аккумуляторные ячейки тоже будут местного, калининградского производства. Их мы будем получать с предприятия "Росатома", которое создается сейчас в Калининградской области, — у нас подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве. Это полностью отечественная разработка и полностью отечественное производство, сырье и, что не менее важно, отечественное программное обеспечение, поскольку каждая батарея должна управляться своим блоком, обеспечивать соответствующие режимы зарядки и работы батареи и постоянный температурный режим.
Также с предприятия "Росатома" планируются поставки для нашего производства систем накопления энергии, высоковольтной проводки, разъемов, коннекторов и других компонентов.
На сегодняшний день в регионе уже выпускаются автокомпоненты, которые применяются на нашем производстве. На протяжении нескольких лет на наш завод поставляют свою продукцию предприятия из 22 регионов России, выпускающие аккумуляторные батареи, колесные диски, стекла, шины, противоподкатные устройства, шумоизоляцию, различные технические жидкости и лакокрасочные материалы и другие. И эта номенклатура будет расширяться. Ускоренное импортозамещение сейчас не просто актуально. Оно является необходимостью. И мы этой темой плотно занимаемся.
— Рассматривается ли возможность производства коммерческой техники на базе данного автомобиля? Рассматривается ли вариант для пассажирских перевозок?
— Главным образом мы сегодня сосредоточены на легковом сегменте. По коммерческому тоже есть планы, но пока рано это озвучивать. И это не основное наше направление. В будущей "зеленой" зоне Калининградской области и у наших потенциальных корпоративных заказчиков скорее будут более востребованны минивэн и малотоннажные коммерческие автомобили.
— Недавно основатель "Автотора" Владимир Щербаков высказал идею о переходе Калининградской области на электротранспорт полностью в связи с запретами на использование автомобилей с ДВС в странах еврозоны. Каковы реальные перспективы реализации такого проекта?
— Мы очень серьезно относимся к этому проекту и совместно с региональным правительством плотно работаем над ним. Создание самого производства электромобилей — это лишь одно из необходимых условий. Помимо этого, предстоит решить много вопросов, в том числе по созданию инфраструктуры, обеспечивающей комфортное использование электромобилей как в жилой застройке, так и в курортных зонах. Движение в этом направлении есть. Вы знаете, что Калининградская область стала одним из 20 пилотных регионов, которые развивают на своих территориях инфраструктуру для электротранспорта. Совсем недавно на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение между правительством области и "Россетями" о развитии электрозарядной инфраструктуры, в котором предусмотрены конкретные сроки создания в регионе зарядных станций нового типа. Перспектива есть.
— Рассматривается ли возможность экспорта данного авто? Какие страны автомобиль сможет заинтересовать?
— В первую очередь мы ориентированы сейчас на запуск производства и обеспечение спроса внутри Калининградской области и внутри страны. Вопрос возможного экспорта — это уже следующий этап.
— Какие комплектующие будут выпускаться в рамках обязательств "Автотора" по специнвестконтракту? В какие сроки будет налажено производство?
— На нашей площадке сейчас создается несколько заводов, на которых будут располагаться мощности, включая механообработку, цветное литье, производство систем вентиляции, отопления и кондиционирования, завод компонентов из пластика, изготовление бамперов, сидений, систем выпуска отработанных газов, завод по производству электродвигателей, тяговых батарей, инверторов, подрамников, жгутов проводов, систем помощи водителю и других автокомпонентов.
Строительная часть уже на завершающей стадии. Сейчас решаем вопрос по оснащению, оборудованию, которое можно будет адаптировать под использование российских материалов в производстве. Запуск этих производств в пилотном режиме запланирован на следующий год.
— Будущие заводы по производству комплектующих рассчитаны только на электромобили или на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) тоже?
— Речь идет о производстве автокомпонентов, которые необходимы как для производства электромобилей, так и для автомобилей с ДВС. Классические автомобили одномоментно не уйдут с рынка, даже при условии активного стимулирования спроса на "зеленый" транспорт.
— Нет ли у "Автотора" амбиций выйти на рынок запчастей для наиболее популярных иномарок и предложить заменители оригинальных деталей по более низким ценам?
— "Автотор" является автопроизводителем. И свою главную задачу мы видим в первую очередь в реализации проектов по выпуску автомобилей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие производства автокомпонентов, обеспечивают гарантированные объемы загрузки этих предприятий. Для масштабного развития производства комплектующих необходим устойчивый спрос. И конечно, для этого необходимы надежные партнеры, обладающие соответствующими компетенциями. В этом смысле наши планы по сотрудничеству со структурами "Росатома" в части производства ряда компонентов являются примером такого партнерства. На их заводе, который сейчас создается в Калининградской области, будут выпускать литийионные аккумуляторные ячейки, а производство самой батареи мы планируем организовать у себя. Это пример механизма запуска проектов в области совместного производства автокомпонентов, который мы планируем реализовать.
— Сколько людей будет задействовано в этом производстве по итогу. Будет ли задействован только имеющийся персонал или появится потребность в дополнительных работниках?
— Наш приоритет — сохранение квалифицированных кадров, сохранение коллектива предприятия. Поэтому мы планируем максимально задействовать весь основной и вспомогательный персонал при запуске новых производственных проектов. Дополнительно будут привлекаться на работу узкие специалисты, обладающие уникальными компетенциями, которые будут необходимы на этих производствах.