4 июля 2022, 09:00
Интервью

Премьер Шри-Ланки: для преодоления кризиса стране потребуется три года

Ранил Викрамасингхе. AP Photo/ Eranga Jayawardena
Ранил Викрамасингхе

Ранил Викрамасингхе о том, какую помощь островное государство ждет от Москвы

Премьер-министр Шри-Ланки Ранил Викрамасингхе в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал об экономической ситуации и путях преодоления кризиса в этом островном государстве, а также об отношениях с Россией и какую помощь Коломбо ждет от Москвы. Это первое интервью российскому СМИ главы ланкийского правительства, занявшего пост 12 мая после отставки предыдущего кабинета. Многие в Шри-Ланке связывают с Ранилом Викрамасингхе надежды на улучшение ситуации в стране.

— Господин премьер-министр, вы заняли пост главы правительства Шри-Ланки в непростое для страны время. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю экономическую ситуацию? Как вы думаете, что стало главной причиной столь сложной ситуации?

— Во-первых, наша политика ранее не учитывала сложные обстоятельства, с которыми нам приходилось сталкиваться. Например, мы уменьшили доход от налогообложения за счет снижения ставки налога или отмены налога на многие статьи, мы потеряли около 800 млрд рупий (около $40 млрд по курсу до начала кризиса — прим. ТАСС) на снижении ставки налога! Во-вторых, на наши финансовые резервы повлияла пандемия COVID-19. Мы не просили и не получали помощи от МВФ, как многие другие страны, мы тратили свои резервы, и они иссякли.

Это две основные причины, из-за которых мы сталкиваемся с кризисом сегодня. Это худший кризис, с которым столкнулась наша страна в современной истории, мы вообще не можем найти параллели с таким кризисом ни в этом столетии, ни в прошлом или позапрошлом столетии. И сейчас мы находимся посредине этого кризиса.

 — Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для возвращения к нормальной жизни и какую помощь вы ожидаете от других стран, международных организаций?

 —  Во-первых, у нас серьезная нехватка иностранной валюты. Мы ведем переговоры с МВФ и договариваемся о начале работы над соглашениями на экспертном уровне. Нам нужна помощь в сельском хозяйстве, в получении удобрений, нам нужны продукты питания для отдельных групп населения, нам нужны медикаменты, вот три ключевых направления, в которых мы также ищем помощи. Некоторые страны, такие как Индия, Китай, оказывают нам помощь, другие страны, США например, заявили о предоставлении помощи, также заявил о поддержке Всемирный банк, но нам нужна еще помощь.

— Каков ваш прогноз, когда критическая ситуация в Шри-Ланке придет к завершению? 

— Я не стал бы делать какие-то прогнозы. Но мы, я полагаю, должны иметь в виду — чтобы полностью преодолеть экономический кризис, потребуется три года или даже больше. Но вернуться к норме к следующему году, я думаю, мы сможем.

— Одна из главных проблем Шри-Ланки сегодня — нехватка нефти и нефтепродуктов. По информации ланкийских СМИ, Коломбо ведет переговоры с Россией, чтобы получить нефть или топливо. Когда вы ожидаете поставок российской нефти?

— Да, мы бы хотели получать российскую нефть. Думаю, в Шри-Ланке уже есть российская нефть сорта Siberian. Были некоторые поставки российской нефти. Также факт, что есть и другие предложения на коммерческом уровне. Также мы ожидаем что вскоре наш министр образования Сусил Премаджаянта во главе делегации прибудет в Москву, возможно, уже через неделю или около того для дальнейшего обсуждения, как получать нефть из России.

— В местных газетах я видел информацию, что президент Шри-Ланки господин Готабая Раджапакса собирается встретиться с российским президентом Владимиром Путиным. Вам что-то известно об этом визите?

 — Мне ничего не известно! И я не думаю, что он сейчас планирует какие-то поездки, поскольку из-за кризиса все пока остаются в стране.

— Кроме нефти, какую еще помощь Коломбо хотел бы получить от Москвы? Скажем, финансовую поддержку, может быть, поставок продуктов питания?

— Мы хотели бы получить удобрения, топливо, продукты питания. Это главное сейчас.

— Какие именно продукты вы бы хотели получить?

— Например, пшеница — один из возможных вариантов.

— Как бы вы охарактеризовали отношения Шри-Ланки и России сейчас, когда со стороны Запада введены санкции против России. Повлияли ли эти санкции на отношения Москвы и Коломбо?

 — Нет, не повлияли. Мы не вводили санкции против России, и у нас нормальные отношения с Москвой. Я думаю, что большинство стран региона Индийского океана торгуют с Россией и поддерживают политические отношения. И никаких обострений в этих отношениях не было.

— Запад говорит о введении ограничений на цену российской нефти. Что вы думаете о такой политике?

 — Ну, это было частью борьбы, которая сейчас идет, когда ваши силы сражаются на Украине. Они используют экономические рычаги для давления на Россию, но я не знаю, сработают ли все эти рычаги в данный момент.

— Вернемся к двусторонним отношениям. Недавно самолет "Аэрофлота" был задержан в Шри-Ланке, правда, проблема была очень быстро решена. Однако российская авиакомпания тогда приостановила полеты на Шри-Ланку. Как вы думаете, российская сторона может быть уверена, что таких задержаний самолетов больше не будет?

— Видите ли, судебная система у нас такова, что они отдают свои приказы иногда вопреки правительству! В данном случае речь шла о самолете, который, я полагаю, был арендован у компании в Ирландии. Так что, я думаю, лучше всего было бы избегать самолетов, арендованных у компаний в странах, которые ввели санкции против России. Но если прилетит другой самолет, то я не вижу никаких проблем.

— Вы когда-нибудь бывали в России?

 — Я ездил в Россию в 1985 году, то есть тогда еще это был Советский Союз. Я ездил на международную молодежную конференцию. После этого Россия сильно изменилась, я знаю, что после 1991 года это уже другая страна. Надеюсь, я когда-нибудь смогу посетить Россию. Мы ценим дружбу с вами.  Я надеюсь, что экономические отношения между Россией и Шри-Ланкой будут развиваться и что русских туристов у нас станет больше.

Беседовал Евгений Пахомов