Главной темой Восточного экономического форума стало развитие российского туризма. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко в интервью ТАСС рассказал о главных выводах по итогам заседания Госсовета по туризму с участием президента России Владимира Путина, развитии спорта на Дальнем Востоке, цифровой трансформации в регионах и требованиях к уровню качества российского программного обеспечения.
— Сегодня (7 сентября 2022 года — прим. ТАСС), один из главных дней Восточного экономического форума. Как он для вас прошел?
— Сегодня, в солнечное утро, посетили площадку корпорации "Туризм.РФ", где было пять подписаний с губернаторами. Таким образом, 51 субъект Российской Федерации подписали соглашение по развитию туристических территорий. Далее перешли на площадку ГТО Минспорта и стали свидетелями мирового рекорда в подтягивании на скорость. Также были на сессии по цифровой трансформации "Дальний Восток 2.0" и на сессии по спортивному развитию, поскольку Дальний Восток является традиционной площадкой подготовки наших сборных при участии в международных мероприятиях, таких, как Олимпийские игры. Здесь расположены наши спортивные национальные базы, и большое количество спортивных объектов. И, кстати, Дальний Восток является одним из лидеров по числу регулярно занимающихся спортом — это выше, чем в среднем по России. А Сахалин вообще показывает рекордные цифры — 61,7% при плановых 50% занимаются спортом на Сахалине. То есть совсем немного ему уже остается до той цели, которую поставил президент, чтобы к 2030 году до 70% россиян регулярно занимались спортом.
Очень символично, что форум проходит в кампусе и в стенах Дальневосточного федерального университета. И как раз после встречи с вами мы направимся на встречу со студентами, где обсудим новую программу "Приоритет 2030 Восток". Это программа, которая позволит создать условия для технологического предпринимательства, для развития наших студентов. Программа делается совместно с Министерством развития Дальнего Востока и Арктики. Мы объединяем усилия, которые позволяют поддержать студентов и преподавательский состав по разным программам (обучения — прим. ТАСС).
Также 6 сентября было очень важное совещание у президента России Владимира Путина, к которому мы готовились два дня. Были рабочие группы к президиуму Госсовета по туризму, который не собирался с 2016 года. Сейчас туризму уделяется приоритетное внимание, как к отрасли экономики, которая объединяет более 50 различных направлений, индустрий. Это такая комплексная часть экономики, наверное, наиболее динамично растущая, и показывающая самые высокие темпы роста по влиянию на ВВП и на ВРП.
В частности, что касается деятельности корпорации "Туризм.РФ" по развитию инфраструктуры — на каждый рубль проинвестированных федеральных денег привлекается 10 рублей частных инвестиций. Таким образом, за 36 млрд, которые корпорация сейчас инвестирует в проекты, создается более 130 объектов, отобранных на 1 этапе, и привлекается более 380 млрд рублей не бюджетных инвестиций. Но, что самое важное, эти инвестиции — возвратные. То есть, когда проект выходит в эксплуатацию, то собственник, у которого есть контрольный пакет, может выкупить долю госкорпорации по стоимости денег, ключевой ставке. То есть партнер не будет выходить из проекта по рыночной стоимости. И одно из важных решений, которое было принято, и которое президент поддержал на Президиуме, как раз касалось наделения корпорации полномочиями агента по управлению землей. Это обеспечит ускорение на 6-9 месяцев цикла по подготовке проекта по выделению земли, поскольку не нужно будет проводить аукционы. Это механизм, подобный механизму "Дом.РФ" по выделению земли. Он существенно ускорит процесс создания инфраструктуры. Президент поручил ускориться именно по созданию туристической инфраструктуры, учитывая тот гигантский внутренний спрос на туристический продукт, который у нас есть.
— Поскольку мы находимся на Дальнем Востоке, интересно, как развивается здесь туристическая инфраструктура? Что "Туризм.РФ" планирует сделать здесь, в каких направлениях, какие из них наиболее востребованы, на ваш взгляд?
— Прежде всего нужно, конечно, понимать, что корпорация "Туризм.РФ" подписала соглашение с почти всеми Дальневосточными субъектами (соглашения по туризму пока не заключены с Чукотским автономным округом и Еврейской автономной областью — прим. ТАСС) . И в каждом субъекте есть "модельные проекты", которые позволяют наилучшим образом продемонстрировать преимущества от взаимодействия государства с частным партнером. И, да, это партнерство взаимовыгодное. Это абсолютная прозрачность, взаимные обязательства, жесткие обязательства инвестора закончить объект вовремя. Потому что над ним висит дамоклов меч — если строительство объекта не будет завершено вовремя, то корпорация выкупит его долю и достроит самостоятельно. Но в обмен инвестор получает льготные кредиты со ставкой от 3 до 5%, деньги в капитал, сопутствующую инфраструктуру, дороги, энергетику и так далее, что позволяет обеспечить очень высокий уровень внутренней доходности не менее 15%, и горизонт окупаемости 7-10 лет в зависимости от проекта.
Все это создает предпосылки для ускоренного развития инфраструктуры. Также мы используем инструменты модульных быстровозводимых зданий. Например, павильон корпорации, который находится на выставке "Улица Дальнего Востока" в рамках ВЭФ. Его построили буквально за месяц с небольшим, но это вполне стационарное здание, которое простоит и 50 лет, при этом с достаточно демократичной стоимостью за 1 кв. м. И мы сейчас провели первый этап программы поддержки модульных гостиниц на 4 млрд рублей. провели конкурс, и отобрали в субъектах те проекты, которые до конца года будут введены в эксплуатацию. Там не менее 2,5 тыс. номеров. Очень важно, что, по сути дела, это грантовая поддержка субъекту, который компенсирует половину стоимости объекта инвестора. При этом субъект предоставляет землю, подключение к коммуникациям, и до конца года уже эти объекты будут введены в эксплуатацию. Мы подведем итоги в конце года. И скорее всего в эту норму проинвестируем в два раза больше средств, если убедимся, что она доказала свою эффективность.
Еще немного по президиуму Госсовета, крайне важные, о которых тоже сказал президент. Он поддержал инициативу создания международной туристической организации, которая объединит наши дружественные страны. Не только СНГ, и дальние страны для того, чтобы туристы могли свободно перемещаться.
И также очень важный проект касался круизного туризма, как "Великий Волжский Путь", который объединяет все субъекты, которые так или иначе относятся к Волге. Помимо этого, мы хотим расширить круизный туризм и на наших северных реках, и на Байкале. Будет большая программа с Минпромторгом по созданию круизных судов, инфраструктуры с берегоукреплением, причальными стенками и так далее, чтобы позволить гражданам еще лучше узнать нашу страну.
— Раз уж мы заговорили про Поволжье — это федеральный округ, который вы курируете. Кроме программы по развитию именно речной артерии, Волги, что еще из господдержки и грантовых программ делается для регионов Поволжья?
— Институт кураторства подразумевает, что ты не замещаешь собой управление регионом, а помогаешь "палочкой-выручалочкой". Наверное, одна из самых важных вещей, которую мы сделали в рамках помощи — год назад мы помогли субъектам отобрать прорывные проекты, которые обеспечат рост экономики, занятости, ВРП (валового регионального продукта — прим. ТАСС), рост привлеченных не бюджетных инвестиций, по которым мы сравниваем эффективность работы этих регионов. Было отобрано порядка 90 инициатив, и сейчас мы занимаемся их реализацией, контролируем их выполнение и обеспечиваем финансирование.
— Что нужно делать для регионов, чтобы там развивалась IT-индустрия и цифровая трансформация?
— Прежде всего важна воля самого руководителя субъекта, его внимание к этому вопросу. В Саратовской области, например, ВРИО губернатора большое внимание этому уделяет. Он создал такие условия в субъекте, которые позволяют обучаться, там большая специализация именно по IT-направлениям, что создает в области концентрацию компетенций. Помимо этого, губернатор создал уникальные условия для предпринимательства, и особую экономическую зону, в которой несколько резидентов. Первый резидент из них — это Сбер, который построил там ЦОД (центр обработки данных — прим. ТАСС), который будет, наверное, самым большим, в России точно, а, может быть, и в Европе, по-моему, на 4 тыс. стоек. Мы как раз в этом ЦОД расположим часть геораспределенной системы, нашей государственной единой облачной платформы, которая обеспечивает возможность работы платформы "Гостех".
"Гостех" — это сейчас самая важная государственная платформа, которая позволяет переиспользовать сервисы, а не писать каждый раз что-то новое. Также создается «Госмаркет» приложений, в том числе и региональных, когда самые удачные приложения могут быть вновь использованы другими регионами. Все это выводит систему госуправления на совершенно новый уровень. Это как раз то, что нам поручил премьер-министр [РФ Михаил Мишустин — прим. ТАСС) с самого начала, и мы уже доросли в зрелости своих решений для того, чтобы эти плане воплотить в жизни.
— Президент РФ Владимир Путин недавно сделал большой ряд поручений в IT-сфере, касательно кадров и софта. В частности, одно из них касалось проработки использования иностранного софта, в отношении которого мы сейчас не можем действовать добросовестно. Какие действия прорабатываются в этом отношении, возможен ли запрет на данный софт?
— Во-первых, президент буквально на следующий день после введения санкций против России подписал беспрецедентный пакет мер по поддержке IT-отрасли, который содержит не только отсрочку от армии или субсидии различные, но защищает интересы нашей IT-отрасли. Также был ряд очень важных поручений, в частности, об отказе всех объектов критической информационной инфраструктуры и компаний с госучастием от работы на иностранном ПО до 2025 года.
Мы понимаем, что зарубежное ПО в той или иной мере используется во всех отраслях экономики, и здесь нужна комплексная программа для того, чтобы мы не остановили производство или не нарушили какие-нибудь процессы с учетом этих жестких сроков. По поручению премьера сейчас ведется работа, и до 1 октября 2022 года мы ему должны будем представить предложения по замене импортного ПО на российское, которое он утвердит. Для этого создано около 40 индустриальных центров компетенции, каждый из которых в своей отрасли выбрал российские аналоги [иностранного ПО], на которые они делают ставки. Это совместный выбор каждой индустрии, например, в судостроении или в транспортной отрасли. Они выбирают различные системы по более 30 видам программного обеспечения. Компании, которые предоставляют эти решения, получают поддержку до 80%, а компании, выбравшие эти решения, обязуются внедрить их.
Хотел бы подчеркнуть, что большую часть дохода от продаж российских решений компании должны будут получать на зарубежных рынках. Для этого им в помощь создан институт «Цифровых атташе», которые будут заниматься продвижением этого программного обеспечения. И тем самым, априори уровень его должен быть конкурентоспособным, и выше, чем у существующего иностранного софта. Это амбициозный замах, и он вполне достижим, учитывая тот набор компетенций и концентрации IT-специалистов, который мы имеем.
В то же время, конечно, мы наблюдаем сейчас огромный дефицит IT-специалистов. Но как мы работаем с кадрами - это уже другая история.
Беседовали Лана Самарина, Виктория Рябикова