13 сентября, 05:00
Интервью

Замглавы Роскачества: совместно с Росаккредитацией мы составим рейтинг маркетплейсов

Замглавы Роскачества: совместно с Росаккредитацией мы составим рейтинг маркетплейсов
Юлия Михалева

О планах по исследованию мягких игрушек и пресервов из сельди, проверках продукции, продаваемой на маркетплейсах, а также о важности диагностики бизнес-процессов в интервью ТАСС на полях Восточного экономического форума рассказала заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева.

— Добрый день! Мы находимся на Дальнем Востоке, поэтому я хотела бы начать беседу с обсуждения рыбной продукции. Ранее в интернете появились сообщения по поводу фальсификации рыбных консервов. Есть ли у вас соответствующие данные, планируется проводить проверку в этой области?

— Да, в Роскачество регулярно поступает большое количество запросов на исследование этой категории продукции со стороны граждан, и мы проанализировали качество 15 категорий рыбной продукции. В разные годы испытания проходили шпроты в масле, килька в томатном соусе, консервы из сайры, лососевых рыб, а также из печени трески. Всего было исследовано более 300 товаров различной рыбной продукции. Самое последнее исследование 2022 года лососевых рыб — это горбуша, кижуч, нерка, занимающих более 70% рынка, показало полное отсутствие фальсификата и минимальное количество замечаний, связанных со вкусом, запахом и консистенцией консервированной рыбы.

Если в 2018 году, для сравнения, видовая подмена встречалась в 13% закупленной продукции, то в 2022 году этой проблемы не обнаружено. В общем-то, достаточно такой редкий случай

— Планируете продолжать исследования рыбной продукции?

— Да, в планах Роскачества в декабре 2022 года представить исследование пресервов из сельди. Продукция будет проанализирована на микробиологические показатели, содержание токсичных элементов и консервантов, эксперты оценят консистенцию, запах, а также проанализируют этикетку. Так, например, по результатам исследования пресервов из сельди, проведенного в 2020 году, в 57% образцах продукции было обнаружено превышение по содержанию дрожжей, в 14% — превышение по КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, наиболее распространенный тест на микробную безопасность — прим. ТАСС). В расширенном списке категорий также находятся и другие категории рыбных консервов: это скумбрия и сардина, а также печень минтая.

— От рыбных консервов перейдем к другому популярному у россиян продукту — сыру. Ранее в интервью ТАСС глава Роскачества Максим Протасов сообщал, что планируется создание ГОСТа на ряд сыров, в том числе тильзитер, гауду и эдам. На каком этапе находится этот проект?

— Действительно, согласно проведенному нами исследованию более 100 торговых марок сыров в низком ценовом сегменте (от 660 рублей за килограмм), оказалось, что наименьший уровень фальсификата в тильзитере — это 9,5%, а наибольший — в сортах "Эдам" и "Гауда" — 27–28%. Что касается создания ГОСТа на эту продукцию, то сейчас в рамках работы технического комитета Роскачеством разрабатываются опережающие требования к полутвердым сырам "Гауда", "Эдам" и "Тильзитер". Предположительно, эта работа продлится до конца 2022 года. Соответственно, в следующем, 2023 году на основе стандарта Роскачества начнется разработка национального стандарта, который установит уже технические требования к указанным сырам и в соответствии с которым возможно будет производить продукцию.

— Планирует ли Роскачество проверять товар, продаваемый на маркетплейсах? В частности, интересует Wildberries, потому что недавно говорили, что много контрафакта на этой площадке.

— Да, безусловно, мы будем проверять продукцию и товары, которые представлены на электронных площадках на фоне бурного развития дистанционной торговли. Более того, совместно с Росаккредитацией мы запускаем сейчас процесс оценки рейтингования самих площадок. Маркетплейсы будут оцениваться по 30 показателям, которые сгруппированы в шесть категорий, среди которых качество продукции, доступность информации, безопасность продукта, сохранность персональных данных покупателя и так далее. Такой рейтинг мы планируем представить в ноябре 2022 года во время форума "Всемирный день качества".

— Юлия Юрьевна, расскажите, проверки какой другой популярной продукции планирует проводить Роскачество в ближайшее время, а также об иных проектах?

— В этом году Роскачество планирует проведение веерного исследования качества в категории детских мягконабивных игрушек. Объектом исследования выступят игрушки с использованием наиболее популярных образов из анимационных фильмов и компьютерных игр (например, Huggy Wuggy и др.), представленные на российском рынке. Как показывает анализ рынка, рост объемов производства и реализации детских игрушек с использованием таких образов является одним из значимых трендов как на российском, так и на мировом рынке. Исследование позволит оценить качество такого социально значимого товара, как детские игрушки, даст возможность родителям лучше ориентироваться при выборе игрушек для своих детей.

Помимо проверки продукции на соответствие обязательным требованиям безопасности и качества, фокус исследования будет также направлен на анализ сопроводительной документации, что позволит проверить происхождение товара и проследить его путь на полку.

Не менее важна также психолого-педагогическая оценка с привлечением экспертов, то есть как подобные игрушки могут влиять на психику ребенка

Особое внимание будет уделено игрушкам, реализуемым в онлайн-форматах: интернет-магазинах и маркетплейсах. Отдельно отмечу, что проведение веерных исследований качества в категориях детской продукции — это реальные шаги эффективной реализации Плана мероприятий по развитию индустрии детских товаров на 2020–2024 годы.

Ранее Роскачество приступило к всероссийскому мониторингу и контролю качества пастеризованного молока, первый этап охватил основные марки в ретейле и наиболее популярные у потребителей, которые занимают 40% рынка пастеризованного молока в России. По данным Роскачества, фальсификата среди известных брендов молока не обнаружено. Следующие этапы исследования охватят региональные торговые марки, где риск выявления фальсификата выше. Результаты будут представлены в октябре-ноябре 2022 года. Всего планируется включить во всероссийский мониторинг пастеризованного молока порядка 100 торговых марок.

В сентябре-октябре мы планируем провести аналогичное двухэтапное исследование сметаны 20-процентной жирности как наиболее популярной среди россиян.

— Какую общественную деятельность ведет Роскачество?

— Я бы назвала эту деятельность просветительской. Это важная часть нашей работы, одна из основных задач. Как бы пафосно это ни звучало, но речь идет о формировании новой культуры в стране. Культуры качества. Поэтому в течении нескольких лет мы реализуем просветительские проекты и образовательные программы, касающиеся не только повышения квалификации профессионалов, но и образовательные треки для школьников и студентов, каждый год добавляя в образовательную линейку что-то новое.

Например, в этом году планируем предложить Минпросвещению интегрировать в еженедельные занятия "Разговоры о важном", которые начались в российских школах с начала сентября этого года и вызвали дискуссию в родительском и педагогическом сообществе, наши "Уроки качества"

Мы считаем, что очень важно рассказать детям о том, какие производители существуют на российском рынке, какие качественные товары существуют, какая бывает продукция. Такие занятия помогают формированию у детей и молодежи ответственного отношения к качеству собственной жизни, активной социальной позиции по отношению к приобретаемым товарам и услугам, рассказывают о качестве отечественных товаров, поднимают вопросы осознанного потребления и ответственного производства, а также бережного отношения к природному наследию страны. Это действительно важно. Такие "Уроки качества" уже третий год подряд по инициативе Академии Роскачества проходят во всех школах страны при поддержке Минпромторга России. В 2021 году такие уроки прошли более чем в 50 регионах страны, в них приняли участие более 1,6 млн школьников. А за три года реализации программы полезные знания и навыки получили уже более 3 млн детей. С декабря 2021 года эти занятия систематически проводятся на площадке Музея качества на ВДНХ.

— Еще одно направление деятельности Роскачества — диагностика бизнес-процессов. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Это форма государственной поддержки, которая реализуется за счет средств федерального бюджета, когда компании, не тратя собственные средства на привлечение внешних консультантов, имеют возможность получить полный, развернутый анализ процессов построения своей деятельности с выделением сильных, перспективных зон и направлений, а также зон роста. Любая компания или организация, независимо от формы собственности или сферы деятельности, рассматривается как единый организм. Критерии оценки включают в себя несколько групп показателей, включая наличие стратегии развития компании и ее продуманность, взаимодействие с партнерами, удовлетворенность клиентов и персонала, качество продукции или производимой услуги, воздействие на общество на территории присутствия и так далее.

— То есть для того, чтобы компаниям оказали эту форму государственной поддержки, им просто нужно подать заявку. Правильно?

— Абсолютно. Им просто нужно нажать кнопку "Подать заявку" на сайте Роскачества. И эксперты Роскачества с радостью подключатся к этому процессу. Кстати, доля компаний Дальневосточного округа среди тех, кто подает заявки, минимальна, всего около 1%.

— С чем вы связываете столь маленькую долю? С удаленностью региона?

— Возможно, что и с удаленностью. Но опять же, самолеты летают, поезда ходят, так что с логистикой проблем нет. Эксперты у нас находятся на территории всей страны. Я думаю, что это связано с недостаточно накачанным информационным полем. Очень часто компании не знают, какие формы государственной поддержки федерального и регионального уровня существуют. В этом плане очень хорош проект Минпромторга России, который называется "Федеральная практика", в рамках которого руководители всех департаментов Минпромторга и подведомственных структур, в том числе Роскачества, выезжают в регионы и непосредственно общаются с представителями региональных органов власти и бизнеса, рассказывая, в частности, о наличии подобного инструмента поддержки и о том, как им можно воспользоваться.